Урок русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Никифорова Светлана Ивановна

Урок по русскому языку и развитию речи в 5 классе на тему: "Изменение имен существительных по числам". Данный урок формирует умения определять число имен существительных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_sushch._po_chislam.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели:

Обучающие:

-   формировать умения определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам;

-   способствовать коррекции и развитию психических функций: внимания, кратковременной памяти на основе работы с текстом.

Развивающие:

-развивать речь , память, мышление;

  Воспитывающие:

-   воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.

Оборудование: карточки с текстами,  карточки со словами, презентация.

 

Ход урока

  1. Организация учащихся (психологический настрой на урок)

Учитель:  - Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Книжки, ручки и тетрадки,

Всё на партах? Все в порядке?

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Учитель: - Ребята, закончите четверостишие:

- Что за праздник у ворот?

Песни, игры, хоровод,

Сказка, чудеса и вот

Наступает……..

- Правильно, Новый год!

Учитель: - Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника?

Учитель: - Да, это Дед Мороз и Снегурочка.

Учитель: - Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде «Зимний экспресс». А вы хотели бы узнать, где живет Дед Мороз?

Учитель: - Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие.

Учитель: - Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Во время путешествия  мы  закрепим  учебный материал, изученный на прошлом уроке. Мы  будем выполнять задания по теме «Изменение имен существительных по числам».

Учитель: - А путешествовать мы отправимся на поезде, который состоит из двух вагонов: 1 ряд - вагон «Снежинки», 2 ряд – вагон «Снеговики».

Учитель: Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется….

III.  Воспроизведение необходимых знаний

Учитель: - Пока волшебный экспресс мчит  нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число, день недели, классная работа, тему урока в тетрадь и поработаем с текстом, который лежит у вас на партах.

 

   Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивой природы. Каждый желающий может взять конверт, написать письмо и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.

Учитель: - Кто мне скажет, почему слова Дед Мороз, Великий Устюг, Вологодская область пишутся с большой буквы?

Учитель: - Прочитайте выделенные слова и скажите, какого они числа? Почему?

Учитель: - Что обозначает единственное число? А что – множественное?

Учитель: - Ребята, пока мы выполняли работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.

Учитель: - Кто может повторить название города, где живет Дед Мороз?

(Вывешивается карточка с названием города Великий Устюг + изображение)

Учитель: - Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый. Круглый год он там живет и нас ждет. А путешествие начинается у резных ворот.

IV. Практическая работа по закреплению знаний и умений.

Учитель: - Чтобы войти в ворота  нам необходимо выполнить задание. На партах у вас слова. Вам необходимо правильно их разложить.

 1 ряд – слова единственного числа, 2 ряд – слова множественного числа.

    Шар – шары, ёлка – ёлки, подарок – подарки, рисунок – рисунки, улыбка – улыбки, звезда – звёзды.

Проверка выполнения: 1 ряд читает слова в единственном числе, а 2 ряд - множественного числа. Чтение слов парами.

Запишите свои пары.

Учитель: - С заданием вы справились. Идем дальше. И подходим к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят.

(Изображение дома Деда Мороза и Снегурочки).

Учитель: - Ребята, Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас в зимний сад.

(Изображение зимнего сада)

   В этом зимнем лесу они нам предлагают поиграть. А играть мы с вами будем в игру «Будь внимательным!».

    Учитель называет имена существительные в единственном или во множественном числе.

    Учащиеся поднимают полоску бумаги определенного цвета.

(белую, если существительное стоит в единственном числе,

синюю, если существительное стоит во множественном числе).

        Яблоко,  дерево,  стол, парты, тетрадь, кружки, сказки, девочка, ребята, гуси, гора, реки,  ручки, картина, карандаши, корзина.

Физминутка.

Если назову имя существительное в единственном числе – приседаете, если во множественном числе – подпрыгиваете.

 Фонарики, кони, снег, туча, автобус, олени, поезд, герой, волшебник, песни, танцы, хоровод.

Самостоятельная работа.

Работа по карточкам. Задание: Спиши, определи число у выделенных существительных.

Учитель: - Ребята, нам пора возвращаться в класс.

 Учитель: - Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется.

Учитель: - Итак, мы снова в классе.

Работа с учебником.

Упр.177, стр.112.

-Спиши. Укажи число  каждого существительного.

-Подчеркни в словах знакомые орфограммы.

-Проверка выполнения.

V.  Домашнее задание.

Упр.178, стр.113.

VI. Итог урока

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие. Дед Мороз за вами наблюдал, как вы  работаете на уроке, как выполняете задания, как ведете себя на уроке, и он остался доволен и передает вам жетон-оценку.  (Изображение Деда Мороза с оценкой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...