Из опыта обучения студентов методике написания сочинения-рассуждения
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Дмитриева Ольга Александровна

Данная статья содержит  методические наработки и описание приемов, применяемых мной, для обучения студетов методике написания сочинения-рассуждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический доклад  преподавателя русского языка и литературы

ГАПОУ «ЧТТПиК» Дмитриевой Ольги Александровны

 «Из опыта обучения студентов методике написания сочинения-рассуждения»

Сочинение - вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений.

Сочинение занимает особое место среди упражнений, так как в процессе его выполнения происходит формирование и совершенствование многих речевых умений

Готовясь к письменному сочинению, студенты приобретают целый ряд умений и навыков:

  • учатся понимать заданную тему,
  • определять содержание и объем своей работы,
  • передавать в тексте собственную точку зрения на волнующие вопросы,
  • располагать материал в нужной последовательности,
  • отбирать нужные слова и другие средства языка,
  • орфографически и каллиграфически правильно оформлять текст,
  • расставлять знаки препинания,
  • делить текст на абзацы,
  • обнаруживать и корректировать недочеты и ошибки в своем сочинении.

Предлагаю вашему вниманию ряд моих методических наработок, позволяющих облегчить студентам работу по подготовке к написанию творческой работы.

При создании сочинения особое значение имеет понимание темы учащимся, умение выделять ключевые слова. Это позволяет избежать возникновения фактических и речевых ошибок. На этапе комментирования и объяснения преподавателем тем для написания творческой работы  студентам предлагается проанализировать наиболее важные, на их взгляд, слова в формулировке задания. Затем, работая со словарем, они определяют их лексические (смысловое) значения и подбирают к ним синонимы. Это позволяет студентам правильно определить направление своей будущей творческой работы, определить и раскрыть суть выбранной темы, сводит к минимуму возможность возникновения фактических и речевых ошибок (тавтологии и плеоназма).

Пример анализа темы:  

Тема сочинения  

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Определяем главные слова

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Определяем лексическое значение слов

Одиночество – состояние и ощущение человека, находящегося в условии реальной или мнимой изоляции, оторванности от других людей, характеризующееся отсутствием значимого для него общения.

Лирика – род литературы, характеризующийся отражением личных чувств, переживаний, эмоций героя.

Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт 19 века.

Подбираем синонимы к главным словам (по словарю или использую ассоциации)

Одиночество – необщительность, обособленность, нелюдимость, отшельничество, замкнутость, сиротство, отчужденность.

Лирика – поэзия, стихи

Лермонтов – поэт, автор

        Далее студентам предлагается определить ключевое понятие темы и построить к нему ассоциативный ряд и лексико-семантическое поле.

Ассоциация (от лат. объединение, взаимосвязь) в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

Лексико-семантические поля объединяют слова, имеющие общность значения. Все слова, входящие в данное поле, как бы конкретизируют одно общее понятие, добавляя к нему частные значения. «Лексико-семантическое поле - понятие весьма емкое. Здесь перекрещиваются главные проблемы лексикологии - проблемы синонимии, антонимии, полисемии, проблема соотношения слова и понятия. 

Организация лексики (слов) в виде лексико-семантических или ассоциативных полей позволяет студентам легче запоминать слова и их значения, быстрее подбирать слова при их сочетании в предложении, значительно снижает количество фактических ошибок, а также речевых недочетов, связанных с повтором одних и тех же, однокоренных  или близких по смыслу слов.  

Пример создания понятийного поля «одиночество»:  

C:\Documents and Settings\Юрий\Рабочий стол\Безымянный.JPG        

Приведенные мною приемы развития речи и ассоциативного мышления студентов, на мой взгляд, могут быть применены  не только при подготовке к написанию сочинения рассуждения. Каждый преподаватель, стремящийся развивать у учащихся коммуникативные и общекультурные компетенции, может успешно применять данные наработки в своей практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.

В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Частная методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Данный материал поможет выпускникам в подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Статья на тему "Написание сочинения-рассуждения 9.3. Из личного опыта"

Данная статья, надеюсь, поможет молодым специалистам в обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения....