Рабочая программа по литературе- 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка96.64 КБ

Предварительный просмотр:

   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ – 6 КЛАСС (68 ЧАСОВ).

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1 час)

1

Писатели – создатели, хранители и любители книг.

1

Урок-беседа

Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении

Текущий контроль, фронтальный опрос: вопросы и задания учебника

развернутый ответ на вопрос (задание 4); сообщение об обрядовых песнях

Устное народное творчество (1 час + 1 час р/р + 1 час вн/чт).

2

Внеклассное чтение. Обрядовый фольклор

1

Урок внеклассного чтения

Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

Комбинированный контроль, фронтальный. Сообщения учащихся, аналитическая беседа, проверка выразительного чтения

вспомнить однк пословицу, нарисовать к ней иллюстрацию.

3

Пословицы и поговорки

1

Урок

изучения нового материала

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

Текущий контроль, аналитическая беседа (фронтальный опрос), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц, поговорок

устный рассказ по пословице (задание 3)

4

Р/Р В чем красота и мудрость русского фольклорав?

1

Урок развития речи

Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство

Тематический контроль, конкурс устных рассказов, комбинированный опрос, письменный ответ на вопрос

подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси

Из древнерусской литературы ( 1 час)

5

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

Урок изучения нового материала

Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

 Текущий, фронтальный.  Составление плана статьи Т.Н.Михельсон, аналитическая беседа

выразительно читать «Сказание…», подготовить подробный пересказ

Из русской литературы 18 века (3 часа).

6

Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха»

1

Урок изучения

нового материала,

Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

Текущий, фронтальный. Аналитическая беседа, выразительное чтение

выучить басню наизусть

7

И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

Текущий, комбинированный, выразительное чтение, работа с иллюстрацией, работа с книгой, анализ басни

выучить басню наизусть

8 .

Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

1

Урок изучения нового материала,

Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Текущий, комбинированный. Инсценированное чтение;

сопоставление с иллюстрацией; анализ текста 

подготовить басню для инсценирования

Из русской литературы 19 века (25 ч. + 2ч. р/р + 3 ч. вн/чт)

9

А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину»

1

Урок изучения нового материала,

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину». Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Текущий, фронтальный. Составление плана статьи, беседа, анализ стихотворения, проблемные вопросы

подготовить рассказ об одном из друзей Пушкина

10

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

1

Урок изучения нового материала

Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Текущий, комбинированный. выразительное чтение, устное словесное рисование, аналитическая беседа,

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

11

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

Урок изучения нового материала

Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха

Текущий, комбинированный. Выразительное чтение, словарная работа, аналитическая беседа.

написать сочинение-миниатюру по стихотворению Пушкина

12

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

1

Урок изучения нового материала

Знать: содержание 1,2 глав. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения

Тематический, комбинированный. Беседа, комментированное чтение

художественный пересказ эпизода «Обед в Покровском»

13

Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок-беседа

Знать: содержание глав I—VII. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Тематический, комбинированный. Беседа, комментированное чтение, устное словесное рисование

выборочный пересказ

14

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой

1

Урок-практикум

Знать: содержание глав I— XII. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки

Текущий, комбинированный. Беседа, ответы на проблемные вопросы.; художественный пересказ

художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование

15

Анализ эпизодов романа

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и содержание романа «Дубровский». Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи

Текущий, комбинированный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи Составление плана.

Прочитать статью «Литература и другие виды искусства», вопросы и задания на с. 154-155.

16

р/р Понятие о композиции. Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Тематический, индивидуальный. творческая работа

Дописать сочинение, прочитать повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», подготовка инсценировки эпизода

17

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка» . Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки

Тематический, фронтальный. Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование, аналитическая беседа.

отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно)

индивид.: презентация о М.Ю.Лермонтове

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, комбинированный.  Работа с текстом, беседа, проблемные вопросы выразительное чтение

выучить стихотворение наизусть

19

Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, комбинированный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа.

Выразительное чтение стихотворения, выполнение иллюстраций к стихотворениям М.Ю. Лермонтова

20

Стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Листок», «Утес»

1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова. Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа.

Задания 5 (с. 170), 3 (с. 172, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

21

Контрольная работа № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Урок контроля знаний

Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения-рассуждения

Тематический, индивидуальный Контрольная работа

Сообщение об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, чтение рассказа «Бежин луг»

22

И.С. Тургенев. Рассказ

«Бежин луг»

1

Урок изучения нового-материала

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов

Текущий, фронтальный.. Комментированное чтение Сообщения, составление плана, аналитическая беседа, словарная работа

выборочный пересказ, cоставить словарик диалектных и просторечных слов из рассказа

23

Картины

природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев. Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа

Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе, , сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева

24

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи

Текущий, комбинированный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. Сообщения, выразительное чтение,

задание 1, стр 213

25

Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «Листья»

1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение,

выучить стихотворение наизусть,  сообщение о жизни и творчестве А.А. Фета (презентации)

26

А.А. Фет.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, комбинированный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение, Сообщения.

написать сочинение-миниатюру о красоте родной природы»

27

Стихотворения А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них — У дуба, у березы...»

1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений А.А. Фета; одно стихотворепие наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение.

подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихотворений Тютчева

28

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога». Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи

Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи, устное словесное рисование, составление плана статьи

рассказ по плану, выразительное чтение стихотворения

29

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный, устное словесное рисование, аналитическая беседа. Выразительное чтение.

выучить фрагмент из стихотворения наизусть, перечитать поэму «Дедушка»

30

Внеклассное чтение. Историческая поэма НА. Некрасова

«Дедушка»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, комбинированный Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, проблемные вопросы

Выразительное чтение фрагмента поэмы

31

Трехсложные размеры стиха

1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Текущий, фронтальный. Составление сводной таблицы размеров стиха, определение размеров стихотворений

Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

32

Контрольная работа № 2 по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, НА. Некрасова

1

Урок контроля знаний

Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, НА. Некрасова. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Тематический, индивидуальный. Контрольная работа

Чтение сказа Н.С.Лескова «Левша»

33

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки:„

Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, словарная работа

задание 5, стр 307

34

р/р Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Текущий, фронтальный. Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные задачи, словарная работа

выписать из текста примеры изобразительно-выразительных средств

35

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Урок изучения нового материала,

Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения

Текущий, фронтальный, выразительное чтение, пересказ, проблемные вопросы, словарная работа

подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

36

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций. Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки;

Текущий, фронтальный пересказ и инсценирование,выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста

прочитать «Алые паруса»; подготовить презентацию об А.Грине

37, 38

Родная природа в стихотворениях русских

поэтов XIX века

2

Уроки-практикумы

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-

литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Текущий, комбинированный Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, работа над художественными средствами

Выучить стихотворение наизусть. Чтение феерии А. С. Грина «Алые паруса», выполнение

иллюстрации к произведению

Из русской литературы ХХ века (14 ч.  + 2 ч. р/р + 2 ч. вн./чт).

39

Внеклассное чтение. А.С. Грин. Феерия

«Алые паруса»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, комбинированный Выразительное чтение, , проблемные вопросы, работа над художественными средствами

составить тезисный план статьи учебника (стр 3 – 5)

40

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые, высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения

Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев

задание 4, стр 39 (рассказ от лица Даши или цветка)

41

М.М. Пришвин. Сказка-быль

«Кладовая солнца»

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки

Текущий, комбинированный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев

пересказ эпизода сказки-были(по выбору)

42

Тропа Насти и тропа Митраши.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: сюжет и содержание сказки-были. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки

Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев

характеристика героев по составленному плану

43

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были;

Текущий, комбинированный. Аналитический пересказ, элементы анализа текста

подготовить цитатный материал для сравнительной характеристики героев

 44

р/р Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок развития речи

Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии; гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану; соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение

Тематический, индивидуальный. Творческая работа.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о Великой Отечественной войне (с. 80-82, 84)

45

Произведения о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения нового материала

Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства

и определять и роль; оценивать актерское чтение

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтение наизусть, анализ текста

Подготовка к контрольной работе по творчеству Н.С.Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой

Отечественной войне

46

Контрольная работа № 3 по творчеству русских писателей ХХ  века

1

Урок контроля знаний

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Тематический, индивидуальный. Контрольная работа

составить план статьи «Учимся читать выразительно, пересказ по плану

47

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтении. Аналитический пересказ, словарная работа.

составить словарик «сибирских» диалектизмов (задание 3, стр112)

48

Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтении. Аналитический пересказ, словарная работа.

подготовить художественный пересказ одного из эпизодов

49

Нравственные  проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов.

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа Выразительное чтение. Аналитический пересказ, словарная работа.

задание 9, стр155 («Как вы оцениваете поступок Лидии Михайловны?)

50

Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, аналитическая беседа Выразительное чтение.

Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Астафьева и В.Г. Распутина

51

р/р Сочинение по рассказам В.П.Астафьева и В.Г. Распутина

1

Уроки развития речи

Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев

Тематический, индивидуальный. Творческая работа.

прочитать статью о В.М.Шукшине, пересказ по составленному плану

52

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал»

1

Урок изучения нового

материала

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Текущий, фронтальный. комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа

Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый

подвиг Геракла»,

53

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки

Текущий, фронтальный. комментированное чтение,  аналитическая беседа Пересказ, выразительное чтение по ролям.

Сочинение по заданиям 1 -2 (с. 194)

54, 55

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова

2

Уроки-практикумы

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа

подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению

56

Внеклассное чтение. Из литературы народов России. (Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев).

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение аналитическая беседа)

Чтение статьи «Мифы Древней Греции» , пересказ

Из зарубежной литературы (5 ч. + 4 ч. вн/чт).

57

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др.

1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

сжатый пересказ

58

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.

1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина

Текущий, комбинированный. комментированное чтение,  аналитическая беседа Пересказ, выразительное чтение

прочитать  статью о Гомере и его творчестве, составить план статьи; презентация

59

Гомер. Героическая поэма «Илиада»

1

Урок

изучения нового материала

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме

Текущий, комбинированный. комментированное чтение,  аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа

Подготовить выразительное чтение отрывка (Задание 6 (с. 233)

60

Героическая поэма Гомера «Одиссея»

1

Урок изучения нового

материала

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени.

Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки

Текущий, фронтальный, комментированное чтение,  аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа

Вопросы и задания рубрики «Литера- тура и другие виды искусства»

61, 62

Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

2

Уроки внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства

Текущий, фронтальный, комментированное чтение,  аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа

рассказ о злоключениях рыцаря;

63

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации к балладе

Текущий, фронтальный, пересказ, комментированное чтение,  аналитическая беседа, словарная работа

прочитать статью  о П. Мериме, составить план

64

Внеклассное чтение. ГТ. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле

Текущий, фронтальный, комментированное чтение,  аналитическая беседа, выразительное чтение, словарная работа

прочитать сказку-притчу А. де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

65

Внеклассное чтение. А.деСент-Экзюпери

Сказка-притча «Маленький принц»

1

Урок

внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки

Текущий, фронтальный, комментированное чтение,  аналитическая беседа, выразительное чтение, проблемные задачи

Подготовиться к итоговой контрольной работе

Повторение и систематизация изученного (3 часа).

66

Итоговая контрольная работа № 4

1

Урок контроля знаний

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Тематический, индивидуальный. Контрольная работа

подготовить презентацию по одному из изученных произведений

67-68

Повторение изученного. Итоговый урок. Список книг для чтения летом.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки

Тематический, комбинированный. Защита проектов и презентаций.

Повторить изученное.   Список литературы для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....