Рабочие программы по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Анищенко Тамара Николаевна

разработка рабочих программ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс (102 часа).

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

         Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата пров.

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1 час).

1

Введение. Роль книги в жизни человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать  и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Уметь создавать  связной текст на необходимую тему.

Текущий, фронтальный. Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Пересказ статьи по плану

Устное народное творчество (7+ 1 вн.чт.)

2

Малые жанры фольклора.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

 Уметь пересказывать учебную статью по плану

Текущий, фронтальный. Беседа.

Пересказ статьи учебника

Записать в тетрадь 5 загадок

3-4

Сказка - вид народной прозы. Волшебная сказка "Царевна-лягушка". Художественный мир сказки.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

Уметь: отличать виды сказок, определять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение. Ответы на вопросы Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

Пересказ эпизода. Сказывание сказки с использованием сказочных собенностей

5-6

"Иван -крестьянский сын и  чудо-юдо "- волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя.

2

Комбинированный урок.

Знать: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

Уметь: уметь пересказывать сцены и эпизоды

выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать текст; давать характеристику героев, строить рассказ о герое, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию

Текущий, фронтальный. беседа, художественный пересказ, комментированное чтение

Подготовить рассказ об Иване

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

Урок усвоения новых знаний

Знать жанровые особенности сказки о животных,

Уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) от волшебной

Текущий, комбинированный.   Беседа, выразительное чтение, ответы на проблемные вопросы

Подготовить выразительное чтение сказки по ролям

8

Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель».

1

Комбинированный урок.

Знать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа);.русских сказочников.
Уметь уметь объяснять отличие бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной

Текущий, комбинированный Беседа. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями

Подготовить пересказ любимой народной сказки. Презентация.

9

Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки.

1

Урок внеклассного чтения

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

Уметь применять характерные для сказок обороты речи; использовать при сказывании сказок; выразительно читать

Тематический, индивидуальный. Художественный пересказ; выразительное чтение Презентация.

Пересказ сказки по иллюстрациям

Из древнерусской литературы (2 часа).

10-11

Понятие о древнерусской литературе. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

2

Урок усвоения новых знаний

Знать жанры древнерусской литературы; историю возникновения древнерусской литературы.

Уметь коротко передавать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Текущий, комбинированный Составление плана учебной статьи; беседа; комментированное чтение; составление рассказа по картине

Выразительно читать летописный рассказ; задания к рубрике «Обогащаем устную речь»

Из русской литературы 18 века (1 час).

12

Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение "Случились вместе два Астронома в пиру…"

1

Урок усвоения новых знаний

 Знать биографию поэта; определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры.

Уметь  объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

Тематический, комбинированный. Исследовательская работа по тексту.

выразительное чтение стихотворения

Подготовить чтение басен И.И.Дмитриева, И.И.Хемницера

Из русской литературы 19 века (38 +3 вн.чт.+7 р/р.)

13

Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра

Уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Тематический, комбинированныйБеседа, чтение по

ролям

Подготовить рассказ об И.А.Крылове (задание 2,  стр 58)

14

Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне".

1

Комбинированный урок

Знать  творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни

Уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего

Текущий, комбинированный Работа над текстом

Комментированное

чтение

Задание 3 стр 61

15

И.А.Крылов. Басня "Свинья под Дубом".

1

Комбинированный урок

Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни.

Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи.

Текущий, комбинированный Инсценированное

чтение;

сопоставление с

иллюстрацией;

анализ текста

Нарисовать иллюстрацию к басне

16

И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица".

1

Комбинированный урок

Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни.

Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи

Текущий, комбинированный Инсценированное чтение;

сопоставление с иллюстрацией; анализ текста

Подготовить выразительное чтение басни наизусть

17

Итоговый урок по басням И.А.Крылова.

1

Урок развития речи

Знать языковое своеобразие басен Крылова, мораль басни.

Уметь находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; выразительно читать басни.

Итоговый, индивидуальный. Выразительное чтение басен

Задание 5 стр 65

18-19

В.А.Жуковский. Сказка "Спящая царевна". Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского "Спящая царевна".

2

Урок усвоения новых знаний

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной;

уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки; выявлять общее и отличительное

Текущий, комбинированный Беседа, работа с книгой, иллюстрации. Выразительное чтение.

Задание 6 стр 80 учебник

20

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада "Кубок".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности

 понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям;

уметь выразительно читать балладу

Текущий, комбинированный Рассказ, беседа, проблемные  вопросы выразительное чтение баллады,

Задание 4 стр 86

21

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение "Няне".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни;

уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Текущий, комбинированный выразительное чтение, устное словесное рисование

Создать иллюстрацию к стихотворению

22

Пролог к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы  «Руслан и Людмила»

Уметь: определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

Текущий, фронтальный. Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

«У лукоморья…» - наизусть

23

А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки;

понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной);

уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому.

Текущий, комбинированный Выразительное чтение, словарная работа

Отрывок выучить наизусть

24

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Текущий, комбинированный Выразительное чтение, словарная работа

Художественный пересказ эпизода «Спасение царевны

25

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Царица и царевна.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Текущий, комбинированный Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы

Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?»

26

Поэтичность и музыкальность "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях".

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Текущий, комбинированный Аналитическая беседа; чтение по ролям

Сочинение «Две красавицы» ( по сказкам Жуковског

27

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1

Урок развития речи

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью

Текущий, комбинированный Аналитическая беседа.

Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

28

Мои любимые сказки А.С,Пушкина.

1

Урок внеклассного чтения

Владеть знаниями , умениями и навыками по изученному разделу

Использовать приобретенные знания для создания собственных сказок

Итоговый, индивидуальный. Художественный пересказ сказки; работа с иллюстрациями; создание собственной сказки

Пересказ учебной статьи стр 114

29-31

Русская литературная сказка. А.Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". Г

3

Урок усвоения новых знаний

Знать факты биографии писателя; содержание произведения.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке

Тематический, комбинированныйБеседа, ответы на проблемные вопросы.. Чтение с комментарием. Выборочный пересказ.

Художественный пересказ фрагмента пересказа событий от лица Алеши; создать иллюстрацию к сказке  

32

 Пересказ эпизода от лица героя.

1

Урок развития речи

Знать содержание произведения.

Уметь выразительно читать, пересказывать текст от имени действующего лица; анализировать текст; создавать иллюстрации к сказке

Текущий, комбинированный Беседа, ответы на проблемные вопросы.; художественный пересказ

пересказ эпизода от лица Алеши

33-34

В.М.Гаршин.Сказка  "Attalea princeps".

2

Урок усвоения новых знаний

Знать факты биография писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки

Уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания; устанавливать связь между прочитанным и изображением художника

Тематический. Исследовательская работа по тексту (коллективная)

Групповая  (выразительное чтение диалогов)

Вопросы и задания по учебнику. Подготовить пересказ событий от лица «маленькой, вялой травки».

35-

36

М.Ю.Лермонтов. "Бородино". История создания, особенности повествования.

.Композиция и идейное содержание.

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения;

понимать его героическую направленность, отношение автора к родине;

уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение художественного текста; устное словесное рисование

Составить план рассказа по статье учебника. Пересказ по плану Выучить наизусть отрывок из стихотворения  

37-38

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место".

2

Урок усвоения новых знаний

 Знать  факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа;  

уметь  использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

Текущий, фронтальный. Беседа.  Составление рассказа о Гоголе. Комментированное чтение сказки

Пересказ фрагмента повести

39

Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Реальное и фантастическое в повести.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика;

уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное

Текущий, фронтальный. Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта»

Полготовить пересказ эпизода от лица деда

40

Н.В.Гоголь."Заколдованное место". Роль художественных средств.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Текущий, комбинированныйИнсценирование эпизодов

Подготовить презентацию других повестей из сборника

41-42

Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. "На Волге".

2

Урок усвоения новых знаний

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность;

уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Текущий, комбинированныйБеседа, выразительное чтение

Выучить отрывок наизусть. Письменный ответ на вопрос «Что печалит и возмущает поэта?»

43

Н.А.Некрасов. "Мороз, Красный нос".

1

Урок развития речи

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки;

уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм;  уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; находить эпитеты, сравнения

Текущий, фронтальный. Беседа выразительное чтение, ответы на вопросы

Выучить отрывок наизусть; прочитать самостоятельно «Крестьянские дети…»

44

Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети".

1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание стихотворения;

 уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

Текущий, фронтальный. Чтение по ролям; словарная работа

Выучить отрывок наизусть

45

И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". История создания рассказа.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа;

уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

Текущий, фронтальный. Составление цитатного плана рассказа. Комментированное чтение. Беседа

Подготовить рассказ о Тургеневе по плану

46

Герасим в доме барыни.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима;

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Текущий, фронтальный. Выразительное чтение диалогов; беседа

Пересказ эпизода «Муму в доме барыни»

47

Герасим и Татьяна.

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

 Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима;

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Составить характеристику Герасима

48

Герасим и Муму.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму

Текущий, фронтальный. Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Пересказ сцены спасения Муму. Озвучить внутренний монолог Герасима

49

Богатырский поступок.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»

50

Лирика А.А.Фета. Стихотворения "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Задрожали листы…"

1

Урок развития речи

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения;

уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы;

понимать авторское отношение к природе.

Тематический, комбинированныйБеседа, самостоятельная работа

Выучить стихотворение наизусть

51

Л.Н.Толстой. Рассказ "Кавказский пленник" как протест против национальной вражды.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра;

понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

Текущий, фронтальный. Работа со статьей учебника, с текстом произведения; беседа, проблемные задачи

Художественный пересказ эпизода

52

Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и горцы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Изображение в рассказе нравов и обычаев горцев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Словарная работа. Иллюстрации..

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею, проблематику; характеризовать героев произведения

Текущий, фронтальный. Работа с текстом, чтение по ролям, беседа, проблемные задачи

Составить сравнительную характеристику героев

53

Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц  (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка);

уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

Текущий, фронтальный. Пересказ  и анализ эпизодов.

Художественный пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену»

54

Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Тема дружбы в рассказе.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение;

понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)

Текущий, фронтальный. Выборочный пересказ; устное словесное рисование, устные сообщения; комментированное чтение

Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат

55

Под страхом смерти.  Сравнительная характеристика. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Урок развития речи

Знать основные нормы русского литературного языка,

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения; работать над типом речи «рассуждение», над композицией сочинения.

Понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)

Тематический, комбинированныйПисьменная работа над сочинением

Дописать сочинение

56

А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать  жизненный путь и творчество писателя;

уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях;

понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Предварительный. КомбинированныйТестирование, беседа по тексту учебной статьи; составление плана

Подготовить рассказ о писателе

57

А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия". Чтение по ролям.

1

Урок развития речи

знать содержание прочитанного произведения.

отличительные признаки юмора и сатиры;

владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения,  формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Текущий, фронтальный. Беседа, групповой анализ эпизодов

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

Подготовить иллюстрации к рассказа Чехова

58

Рассказы Антоши Чехонте.

1

Урок внеклассного чтения

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи

Итоговый, индивидуальный. Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование

Подготовить презентацию о русских поэтах 19 века

59-61

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

3

Уроки усвоения новых знаний; развития речи

Знать основные сведения из биографии поэтов;

уметь выразительно читать стихи, анализировать.

Текущий, фронтальный. Выразительное чтение стихотворений, анализ, устные и письменные рассказы

Выучить наизусть стихотворения (на выбор); читать выразительно; подготовиться к уроку внеклассного чтения

Из литературы ХХ века (22 +1 вн.чт.+3 р/р)

62

И.А.Бунин. "Косцы".

1

Урок внеклассного чтения.

Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»;

 понимать авторское отношение к описываемым событиям;

уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа

Составить рассказ по репродукции ( стр 10, задание 4)

63

В.Г.Короленко. "В дурном обществе". Главы 1 и 2.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи;

понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка;

уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

Текущий, фронтальный. Комментированное чтение, беседа, устное словесное рисование, пересказ

Подготовить рассказ о писателе

64

"В дурном обществе". Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести.

1

Комбинированный урок

Художественный пересказ эпизода

65

"В дурном обществе". Новые знакомые Васи.

1

Комбинированный урок

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения

Текущий, фронтальныйРабота с текстом;

комментированное чтение, аналитическ я беседа

Подготовить сравнительную характеристику героев повести

66

"В дурном обществе". Тыбурций Драб - замечательная личность.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков;

Текущий, фронтальный.Беседа, комментированное чтение

Составить план пересказа повести

67

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

Урок развития речи

Знать: основные нормы русского литературного языка,

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Текущий, комбинированный создание текстов определенного жанра и проблематики

Дописать сочинениеПодготовить рассказ о С.Есенине

68

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А.Есенина "Я покинул родимый дом…"и "Низкий дом с голубыми ставнями…"

1

Урок усвоения новых знаний

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни;

уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, беседа

Выучить стихотворение наизусть

69

П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа;

уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Пересказ эпизода

70

Образы героев сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка".

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков;

Знать язык сказа;

уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану, другим героям произведения

Текущий, фронтальный.Комментиров анное чтение, аналитический пересказ

Нарисовать иллюстрацию к сказке

71

К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; отличие народной сказки от литературной

уметь объяснять смысл названия сказки; отличать народную сказку от литературной

анное чтение, аналитический пересказ Работа с текстом произведениявыразительное чтение.

Художественный пересказ эпизода

72

"Теплый хлеб"- сказка о труде и взаимной выручке.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков;

Задание 7 стр 78

73

К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать сюжет рассказа;

понимать взаимоотношения героев;

уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе; находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

Текущий, фронтальный. Выразительное чтение, устное словесное рисование

Задание 6 стр 84

74-75

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки);

уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение; характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе,

Текущий, фронтальный. Чтение по ролям, устное словесное рисование

Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами

76

Инсценированное чтение пьесы-сказки "Двенадцать месяцев".

1

Урок развития речи

 Знать роды и жанры литературы;

уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы

Текущий, фронтальный. Беседа, чтение по ролям

Подготовить сообщение об А.Платонове

77

А.П.Платонов. "Никита".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

Текущий, комбинированный Составление плана рассказа о главном герое.

Подготовить пересказ по плану

78

В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". Сюжет и композиция рассказа "Васюткино озеро".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев;

уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

Текущий, фронтальный. Беседа, работа с текстом

Подготовить рассказ о писателе.

79

 Герой рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и

Понимать отношение Васютки к окружающему миру;

уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)

Текущий, фронтальный. Чтение эпизодов. Сопоставление эпизодов. Пересказ.

Пересказ эпизода «Как Васютка заблудился»

80

Человек и природа в рассказе "Васюткино озеро".

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и

Задание 11 стр 145

81

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

1

Урок развития речи

Комментированное чтение пейзажной зарисовки. Сочинение миниатюра «Как человек должен относиться к природе? Почему?»

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные  высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в  соответствии с коммуникативной задачей.

Итоговый, индивидуальный. Творческая работа

Презентация на тему «Поэты Великой Отечественной войны».

82

Поэты о Великой Отечественной войне.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, К.М.Симонова; о бойцах крепости-героя Бреста.

уметь переживать события, рассказанные в стихотворениях, усваивать интонацию и ритм,

наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать

Тематический, комбинированныйВыразительное чтение.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий

Стихотворение - наизусть

83-84

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать авторов  стихотворений;

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Текущий, фронтальный. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Подготовить сообщение-презентацию о поэте..Стихотворение - наизусть

85

Писатели улыбаются. Рассказы Саши Черного.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»;

уметь сжато пересказывать, инсценировать

Текущий, фронтальный. Беседа, работа с текстом

Сжатый пересказ рассказа «Игорь-робинзон»

86

Стихотворение Ю.Ч.Кима "Рыба-кит".

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

 Знать автора, факты его биографии. детские веселые песни-шутки,

уметь читать их выразительно 

Текущий, комбинированныйСжатый пересказ текста, выразительное чтение

Вопросы и задания на стр 181

87

Контрольная работа № 1. Итоговый урок по русской литературе.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать ранее изученный материал,

уметь ориентироваться в мире прочитанных книг

Итоговый, индивидуальный. Самостоятельная работа

Подготовить сообщение о Р.Л.Стивенсоне

Из зарубежной литературы (13 +1 вн.чт.)

88

Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мед".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать о бережном отношении автора к традициям предков,

уметь видеть драматический характер баллады

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Выучить балладу наизусть

89-90

Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо".

2

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

Текущий, фронтальный Беседа, комментированное чтение

Подготовить устное сообщений «Друзья и враги Робинзона Крузо»

91

Ханс Кристиан Андерсен. "Снежная королева". Силы добра и зла.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок;

понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Подготовить художественный пересказ эпизода

92

Герда отправляется на поиски Кая.

1

Комбинированный урок

Беседа, комментированное чтение; пересказ

Домашнее сочинение-миниатюра по плану

93

Испытания продолжаются.

1

Комбинированный урок

Беседа, комментированное чтение

Подготовить выразительное чтение по ролям

94

Победа добра и любви.

1

Комбинированный урок

Беседа, комментированное чтение

Подготовиться к внеклассному чтению

95

Сказки Х.К.Андерсена.

1

Урок внеклассного чтения

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов;

уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Тематический, комбинированный. Литературная игра

Создать иллюстрацию к сказке

96

Жорж Санд. "О чем говорят цветы".

1

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его жизни; сюжет сказки;

уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, обращать внимание на красоту природы и мира.

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне…»

97

Жорж Санд. "О чем говорят цветы". Спор героев о прекрасном.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Сообщение о Марке Твене.

98-99

Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Герой романа.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа;

понимать время и место действия;

уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтение

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья»

100-101

Джек Лондон. "Сказание о Кише". Герой рассказа.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать  биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, сюжет произведения,

уметь охарактеризовать образ героя , оценивать поступки главного героя

Текущий, фронтальный. Беседа, комментированное чтении; составление цитатного плана

Художественный пересказ эпизода. Подготовить рассказ о Кише.

102

Итоги года.

Итоговый урок. Задание на лето.

1

Итоговый урок

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение 

Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям,

уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения

Итоговый, индивидуальный. Практикум, презентация

Список литературы для чтения на летних каникулах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....