«Как «сделана» загадка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Клешнева Ирина Сергеевна

«Как «сделана» загадка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_kleshnevoy_i.s._kak_sdelana_zagadka.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе Клешневой И.С.

Тема «Как «сделана» загадка»

Сверхзадача: осознать ценность малых жанров УНТ для современной семьи.

Цель (планируемый результат): научить отличать загадку от других малых жанров фольклора;  научить отгадывать и сочинять загадки в соответствии с их художественными особенностями.

Этапы

Содержание

Формируемые УУД

Формы взаимодействия

Способы контроля

I

Мотивационный

Учитель спрашивает у учащихся:

 Что это?

  1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.(Небо)
  2. Узловат Кузьма, развязать нельзя.(цепь)
  3. Сама не ходит, а других водит. (Дорога)
  4. Был ребенок, не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.(Капуста)
  5. Что на свете всех быстрее?(Мысль)

Постановка проблемных  вопросов:

- Что я вам сейчас задавала?

- Как вы поняли, что это загадки?

Учащиеся подбирают ассоциации к слову загадка. Учитель ассоциации записывает на доске и задает вопрос:

 - Чему вы хотите научиться на этом уроке?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности.

Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности.

Фронтальный опрос

Самооценка

II

Практическая работа

Учащиеся анализируют ассоциации, записанные на доске, и делают вывод, чем загадка отличается от других малых жанров фольклора. Вывод записывают в тетрадь.(Краткость, конкретность, иносказательное описание предмета, ритм, рифма, форма вопроса)

Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы..

Фронтальный опрос

Самооценка

III

Моделирование ситуации

Учитель предлагает учащимся вернуться в далекое прошлое и представить себя на месте

1 ситуация: охотника, собирающегося за добычей, но который боится неудачи и не хочет говорить об этом. Но общаться с людьми надо.

2 ситуация: женщины, которая боится называть болезни, чтобы не накликать беду. Но как лечить эти болезни она должна знать.

3 ситуация: сибирского крестьянина, который чтобы не навлечь на себя беду не должен был говорить дурных слов о медведе. Но рассказать про него должен был.

4 ситуация: сибирского охотника, который пошел в тайгу за кабаном, но говорить об этом не должен. Как он ответит на вопрос: «Куда идешь?»

5 ситуация: невесты и ее родителей, которые выбирают жениха. Проведите «испытание мудрости».

Учащиеся делают вывод о происхождении загадок.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Групповая работа

Взаимооценка

IV

Мини-исследование

Провести исследование в группах  на тему «Как «сделана» загадка». Для каждой группы приготовлены карточки с загадками. Учащиеся анализируют загадки и делают вывод об основных художественных особенностях загадок. Далее учащиеся знакомят  одноклассников с результатами своей работы и учат их отгадывать и сочинять загадки в соответствии с тем, что положено в основу загадки. (Метафора, олицетворение, звуковой образ, звукоподражание, прямое сравнение, отрицательное сравнение, описание предмета, прямой вопрос)

Параллельно идет отгадывание загадок и определение тематики.

Учащиеся задают вопросы друг другу.

Пример карточки с загадками:

1. Меж двух светил                                            Белые хоромы,

Я в середине один.                                            Красные подпоры.

2. Кланяется, кланяется - придёт домой - растянется.

3. Зубастый зверёк

Грызёт с визгом дубок.

4. Пять ларчиков - пять чуланчиков.

5. Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит- воет,

Падёт - землю роет.

6. Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки.

7. Кто бежит без провода?

Ключи:

1.Метафора

Меж двух светил                                                  Белые хоромы,

Я в середине один                                                  Красные подпоры

                          (Нос)                                                                     (Гусь)

2.Олицетворение

Кланяется, кланяется - придёт домой - растянется.

(Топор)

3.Звуковой образ, звукоподражание.

Зубастый зверёк

 Грызёт с визгом дубок. (Пила)

4.Прямое сравнение.

Пять ларчиков - пять чуланчиков.

(Перчатка)

5.Отрицательное сравнение.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит- воет,

Падёт - землю роет.

(Жук)

6.Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)

Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки. (Рябина)

7.Прямой вопрос.

Кто бежит без провода? (Река)

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Групповая работа

Взаимооценка

V

Творческая работа (рефлексия)

Учащиеся отвечают на вопрос: «Чему научились сегодня на уроке?»

Задание: сочините загадку про ветер, воду, дождь, солнце, небо, месяц – про что хотите, постарайтесь только, чтобы она получилась остроумной, звучала складно и  соответствовала художественным особенностям.

Учащиеся представляют свои загадки одноклассникам, которые параллельно их отгадывают.

Учащиеся совместно с учителем делают вывод об авторских загадках.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Самостоятельная индивидуальная работа

Взаимооценка

VI

Домашнее задание

Проектная задача: опросить членов семьи, какие они знают загадки, когда применяют.  Научить членов семьи составлять загадки.

Оформить полученные результаты в семейную книжку-малышку (можно с использованием ИКТ).

Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию.

Заинтересовавшимся учащимся можно предложить исследовательскую работу на сравнение народных загадок и авторских.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с членами семьи) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с членами семьи с учетом конкретных учебно-познавательных задач; вступают в учебный диалог с членами семьи, учителем, одноклассниками; строят небольшое монологическое высказывание.

Самостоятельная семейная работа  

Взаимооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

Элективный курс "Как сделать правильный выбор"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ  Согласовано:На заседании РМО педагог...

Статья "Как сделать презентацию?"

Советы о том,как сделать хорошую презентацию .Анализ ошибок , которые допускают при создании презентации....

Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...

Загадки. Логические загадки с подвохом

Загадки. Логические загадки с подвохом...

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым

В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...