Проверь себя! Для девятиклассников!
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме

Грачева Светлана Ивановна

Пусский язык. Для подготовки к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_no2.docx18.68 КБ
Файл variant_no3.docx19.65 КБ
Файл variant_no4.docx18.57 КБ
Файл variant_no1.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант №2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера.
(2). Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, остановился в Повенце.
(3). Тогда это был маленький старинный городок: прорытого между Онежским озером и Белым морем канала ещё не существовало.
(4). В Повенец я приехал из Петрозаводска на пароходе.
(5). Остановился ночевать у знакомого агронома.
(6). Ночью я вышел на улицу, и меня поразило ещё невиданное мною зрелище.
(7). В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес.
(8). Он то сужался, то расширялся, собирался в складки, менял свой цвет.
(9). Я был очарован чудесным небесным зрелищем.
(10). Стояла незыблемая ночная тишина, которую изредка нарушал лай собак.
(11). При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.
(12). Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием.
(13). Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далёком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола "Малыгин".
(14). Надо льдами и снежной пустыней, над покрытыми снегом горами разгоралось сияние.
(15). При свете его я узнавал лица людей.
(16). Мне известны художники, пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, но запечатлеть его на картине довольно трудно.
(17). Сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается, то падает легкой занавесью, то вытягивается длинной колеблющейся лентой, то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.
(18). При свете северного сияния, отражающегося в снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки.
(19). Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
(20). Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
(21). Недаром многие путешественники, полярники-зимовщики, побывавшие в арктических странах и льдах, так часто возвращаются в эти далекие места.
(22). Кто знает, быть может, красота северного сияния - одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.
(И.Соколов-Микитов).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1.     В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему многие путешественники, побывавшие в арктических странах, стремятся туда вернуться»?»
1) Ночью я вышел на улицу, и меня поразило еще невиданное мною зрелище.
2) Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далеком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола "Малыгин".
3) Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием.
4) Кто знает, быть может, красота северного сияния - одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.

A2.     Укажите, в каком значении употребляется слово «экспедиция» (предложение 13).
1) Военная операция, проводимая обычно в отдалённой местности.
2) Группа участников поездки, похода.
3) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием.
4) Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.

A3.     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) (9) Я был очарован чудесным небесным зрелищем.
2) (11) При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.
3) (18) При свете северного сияния, отражающегося в снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки.
4) (21) Недаром многие путешественники, полярники-зимовщики, побывавшие в арктических странах и льдах, так часто возвращаются в эти далекие места.

A4.     Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИЗВЕСТНЫ (предложение 16) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове ВПОСЛЕДСТВИИ (предложение 12) первый звук – [ф].
3) В слове ЕЩЁ (предложение 3) три звука.
4) В слове ЗАОНЕЖЬЮ (предложение 2) количество звуков равно количеству букв.

A5.     Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) берегу (предложение 1)
2) старинный (предложение 3)
3) поразило(предложение 6)
4) собирался(предложение 8)

A6.     Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».
1) разгоралось(предложение 14)
2) возвращаются (предложение 21)
3) расширялся (предложение 8)
4) изредка (предложение 10)

A7.     Укажите слово, в котором написание НН НЕ определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса – Н - от существительного, основа которого заканчивается на – Н -, пишется НН».
1) старинный (предложение 3)
2) невиданное (предложение 6)
3) длинной (предложение 17)
4) пустынный (предложение 22)

Прочтите текст и выполните задания В1—В9.

В1.     Замените книжное слово «незыблемая» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2.    Замените словосочетание «лай собак» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3.    Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4.   Найдите  среди предложений 17-19 с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В5.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Недаром многие путешественники, (1) полярники-зимовщики, (2) побывавшие в арктических странах и льдах, (3) так часто возвращаются в эти далекие места. Кто знает, (4) быть может, (5) красота северного сияния - одна из причин, (6) неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.

В6.    Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

В7.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мне известны художники, (1) пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, (2) но запечатлеть его на картине довольно трудно. Сияние постоянно изменяет свой цвет, (3) переливается, (4) то падает легкой занавесью, (5) то вытягивается длинной колеблющейся лентой, (6) то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими желтыми, (7) красными, (8) зелеными и фиолетовыми лучами.

В8.    Среди предложений 12-14 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В9.    Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения

Ответы

No Задания

Ответ

А1

4

А2

3

А3

9

А4

3

А5

собирался

А6

расширялся

А7

невиданное

 

No Задания

Ответ

В1

недвижимая

В2

собачий лай

В3

остановился

В4

17

В5

45

В6

2

В7

2

В8

14

В9

3



Предварительный просмотр:

Вариант №3

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
(2). Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
(3). Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
(4). Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.
(5). А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6). И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7). Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8). Анна Федотовна уточнила:
(9). Сын успел написать всего одно письмо.
(10). А второе написал после его смерти его товарищ.
(11). Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12). Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
(13). Это же всё ненастоящее!
(14). Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15). Откройте верхний ящик комода.
(16). Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17). Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.
(18). Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
(19). Вы должны передать эти документы нам.
(20). Пожалуйста.
(21). Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
(22). Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
(23). Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
(24). А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.
(25). Музей не возьмёт копии.
(26). Не возьмёт, и вы не берите.
(27). - Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –
(28). И пожалуйста, верните мне все документы.
(29). Они молча отдали ей письма и похоронку.
(30). Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
(31). Мальчик, поставь шкатулку на место.
(32). И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33). Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
(34). Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
(35). Только пикни у нас.
(36). Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
(37). Молчи лучше! – оборвала его девочка.
(38). А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39). Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны.
(40). Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
(41). Ступайте, дети.
(42). Я очень устала.
(43). Делегация молча удалилась.
(44). Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45). Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
(46). Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47). Таня!
(48). Загляни в шкатулку!
(49). Нету, – тихо сказала Таня.
(50). И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51). Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
(52). Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.
(53). Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

A1.     В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

A2.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жмутся»(предложение 2).
1) держатся близко друг к другу, теснятся
2) сжимают что-либо
3) скупятся
4) съёживаются.

A3.     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

A4.     Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

A5.     Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал.

A6.     В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась.

A7.     В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная.

Прочтите текст и выполните задания В1—В9.

В1.     Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2.     Замените словосочетание «деревянная шкатулка» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3.     Выпишите грамматическую основу предложения 22

В4.     Среди предложений предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

В5.     В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 Но и этот громкий голос пролетел, (1) видимо, (2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, (3) вся была сосредоточена на этом скрипе и, (4) когда наконец он раздался, (5) вздохнула с облегчением: – Ступайте, (6) дети. Я очень устала.

В6.     Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

В7.     В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, (1) удостоверилась, (2) что они подлинные, (3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик, (4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно, (5) чтобы я слышала.

В8.     Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9.     Среди предложений 44-53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответы

No Задания

Ответ

А1

3

А2

1

А3

2

А4

4

А5

касаются

А6

пришли

А7

деревянная

 

No Задания

Ответ

В1

пошептались

В2

шкатулка из дерева

В3

создают

В4

27

В5

12

В6

3

В7

25

В8

4

В9

53



Предварительный просмотр:

Вариант №4

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Когда-то хуторяне жили на этом бугре.
(2). Потом дома свезли, и задичал бугор.
(3). На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич.
(4). Поначалу, когда пришёл землемер и отвёл рядом с его землёй участок новому хозяину, он был недоволен.
(5). Но вскоре успокоился – работёнка от соседа подвернулась.
(6). Надо было поставить ему сборный стандартный дом.
(7). И дом, и стол под липой, и две скамеечки – всё сделал Зимину.
(8). Забором из штакетника обвёл участок, смастерил сарайчик для дров.
(9). Какой разговор!
(10). Даже застеснялся назначить цену за работу.
(11). Спасибо, не обидел сосед.
(12). Скворечни хотел поставить Зимин.
(13). Пришлось лезть на дуб, а он неохватный, – сначала по лестнице, а уж потом с сука на сук, да чтоб повыше.
(14). А возраст за пятьдесят.
(15). Ничего, влез, поставил.
(16). Сколько же вам? - спросил хозяин.
(17). А это уж как сами решите.
(18). На такую работу расценок нет, - ответил Игнат Николаевич.
(19). Зимин дал десятку.
(20). Игнат Николаевич принял, поблагодарил, а про себя подумал: «Денег девать тебе, видно, некуда».
(21). В другой раз пришла Зимину блажь – липу свалить.
(22). Тень от неё на розарий падает.
(23). Игнат Николаевич глянул вверх.
(24). Хороша липа!
(25). Как шатёр, раскинулась над землей.
(26). Солнцу не пробиться сквозь её гущину.
(27). В ливень встать под неё – не смокнешь.
(28). Ствол чистый, без единого дуплёнышка, без трещины.
(29). Всю пчелиную округу она обеспечить может.
(30). А потом перевёл взгляд на розарий – пустяк, пяток всего кустиков.
(31). И впервые какое-то раздражённое изумление охватило Игната Николаевича, и глухо, тяжело, совсем для себя незнакомо сказал:
(32). Тридцать рублей будет стоить такая работа.
(33). Ну что ж, я согласен.
(34). И Игнат Николаевич полез.
(35). Взял остро наточенную ножовку, канат, чтобы захлестнуть вершину.
(36). Добрался до намеченного места.
(37). Глянул оттуда, и вся ширь земли предстала перед ним.
(38). Увидел далекие болотинки с отсвечивающейся на солнце водой, пашни с зелеными хлебами, волной переливающиеся по ветру, тёмный лес, шагающий по холмам, дорогу, по которой, словно букашки, бежали машины.
(39). После этого глянул вверх на вершину липы, которую ему надо свалить.
(40). Густа она была со своей круглой листвой.
(41). Сквозь неё еле пробивалось синее небо.
(42). И в гущине её щебетали птахи.
(43). Лёгкий ветер мягко касался ветвей, и все они жили, раскачивались в прозрачно-чистейшем воздухе.
(44). И вдруг, будто током, ударило Игната Николаевича, когда он подумал о том, что вот сейчас ему предстоит порушить всю эту могучую красоту, и, словно подгоняемый ветром, стал быстро спускаться вниз, радуясь тому, что вовремя осенило его, что не поднял он руки на липу.
(45). Что-нибудь забыли? - вежливо спросил Зимин.
(46). Что мне забывать, - тяжело переводя дух, сказал Игнат Николаевич.
(47). А только недобро, Сергей Семенович, валить такую красоту.
(48). Грех!
(49). И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.
(По С.Воронину).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

A1.     Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Игнат Николаевич не стал пилить липу?»
1) Ему было уже за пятьдесят.
2) Он забыл инструмент.
3) Он не смог валить такую красоту.
4) Зимин заплатил за такую работу мало денег.

A2.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «участок» (предложение 4).
1) отдельная часть земельной площади
2) отрасль общественной деятельности
3) часть фронта, зона действий армии
4) территориальное подразделение, которое устраивается с какой-либо целью.

A3.     Укажите, какое средство изобразительности используется (в предложении 49).
1) олицетворение
2) сравнение
3) эпитет
4) оксюморон

A4.     Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВНИЗ (предложение 44) последний звук [с].
2) В слове РАДУЯСЬ (предложение 44) количество букв и звуков совпадает.
3) В слове ЖИВАЯ (предложение 49) все согласные твёрдые.
4) В слове ЛЕСТНИЦА (предложение 13) согласный звук [т] является непроизносимым.

A5.     Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) задичал (предложение 1)
2) застеснялся (предложение 10)
3) подгоняемый (предложение 44)
4) касался (предложение 44)

A6.     В каком слове правописание приставки не зависит от последующего согласного?
1) сделал (предложение 7)
2) расценок (предложение 18)
3) раскинулся (предложение 25)
4) раздражённое (предложение 31)

A7.     В каком причастии правописание безударной гласной в суффиксе не зависит от спряжения исходного глагола?
1) подгоняемый (предложение 44)
2) непокалеченная (предложение 49)
3) переливающиеся (предложение 38)
4) отсвечивающейся (предложение 38)

Прочтите текст и выполните задания В1—В9.

В1.     Замените разговорное слово «недобро» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2.     Замените словосочетание ВЕЖЛИВО СПРОСИЛ (предложение 45), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3.     Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4.     Среди предложений 45-49 с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В5.     В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Игнат Николаевич принял, (1) поблагодарил, (2) а про себя подумал: «Денег девать тебе, (3) видно, (4) некуда».

В6.     Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.

В7.     В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между его частями, связанными сочинительной связью.

 Потом дома свезли, (1) и задичал бугор. На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. Поначалу, (2) когда пришел землемер и отвел рядом с его землей участок новому хозяину, (3) он был недоволен. Но вскоре успокоился – (4) работёнка от соседа подвернулась.

В8.     Среди предложений 43-46 с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9.     Среди предложений 2-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответы

No Задания

Ответ

А1

3

А2

1

А3

1

А4

3

А5

касался

А6

сделал

А7

1

 

No Задания

Ответ

В1

плохо

В2

спросить вежливо

В3

надо было поставить

В4

49

В5

34

В6

2

В7

1

В8

44

В9

5



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания А1—А7.

(1). Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
(2). Сперва он услышал музыку.
(3). У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.
(4). А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
(5). Одного с Кинтелем возраста.
(6). Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
(7). Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8). У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
(9). На нём крупно было написано:
(10). "Зарабатываю на скрипку".
(11). Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
(12). Или не очень хорошая.
(13). Но даже на ней девочка играла восхитительно.
(14). По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
(15). Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
(16). Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
(17). И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
(18). А вокруг стояли люди.
(19). Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20). У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку.
(21). А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
(22). Хотя... посмел бы он?
(23). Все сразу начали бы глядеть на него.
(24). И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
(25). Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26). Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27). И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться.
(28). И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину).

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1.     Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:
«Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

A2.     Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

A3.     Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

A4.     Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).

1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность

А5.     В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1)     (1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
        (2) Сперва он услышал музыку.
2)     (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
        (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3)     (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
        (18) А вокруг стояли люди.
4)     (23) Все сразу начали бы глядеть на него.
        (24) И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
узлом на пузе завязанной рубашке...

A6.     Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?» Такая форма слова говорит...

1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.

A7.     Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста.

В1.     Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2.    Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3.    Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4.    В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

В5.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах, (1) как на стебельках, (2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки, (3) в пыльных подорожниках, (4) лежал скрипичный футляр, (5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере, (1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, (2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7.    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Он и так уже стоит здесь, (1) наверно, (2) полчаса, (3) поэтому все, (4) конечно, (5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился, (6) чувствуя, (7) как наливаются теплотой уши и щеки.

В8.    Замените словосочетание слушали внимательно (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9.    Выпишите грамматическую основу предложения 23.

Часть 3.

Используя прочитанный текст части 2, выполните только одно из заданий: С2.1 или С2.2.


С2.1. 
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в письменной речи.

Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2.2. 
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов

ответы

No Задания

Ответ

А1

3

А2

4

А3

2

А4

1

А5

3

А6

4

А7

2

 

No Задания

Ответ

В1

купюр <купюры> <купюра> <банковских билетов> <банковские билеты> <банковский билет>

В2

загорелых <загорелые> <загорелый>

В3

растрёпанными <растрёпанные> <растрёпанный>

В4

стриженного ёжиком <стриженный ёжиком>

В5

3, 4 <4, 3>

В6

2, 3 <3, 2>

В7

3, 7 <7, 3>

В8

слушали со вниманием

В9

все начали бы глядеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверь себя.

Проверь себя   по  теме   :   "Важнейшие химические понятия".  8-й класс...

Тест для учащихся старших общеобразовательных школ «Проверь себя»

Тест "проверь себя"предназначен для оценки образа жизни старшекласников....

Проверь себя.

Данный материал можно использовать для индивидуальной работы и в качестве материала тематической контрольной (проверочной) работы....

Презентация к урокам русского языка "Проверь себя!" в 6 классе

Эту презентацмю можно использовать на уроках русского языка в 6 классе при проверке знаний учащихся.Это прекрасный материал и для подготовке к ГИА по русскому языку. Ученик на каждом втором слайде мож...

Проверить себя и поверить в себя!

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...

Проверь себя! Тест "Что вы знаете о музее нашей школы"

Проверь себя!  Тест: «Что вы знаете о музее нашей школы»...

Примерные карточки "Проверь себя"

Материалы можно использовать для оформления рубрики в спортивном уголке, в качестве индивидульных заданий....