Урок литературы в 7 классе "Роль учителя в жизни сельского мальчика" (по рассказу А.Зверева "Пантелей")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Майорова Надежда  Владимировна

   Урок литературы  в 7 классе на тему «А. Зверев. Рассказ «Пантелей». Роль учителя в жизни сельского мальчика»  запланирован в качестве урока внеклассного чтения в разделе «Литература родного края». Всего в тематическом планировании на изучение произведений писателей-сибиряков  отведено 7 часов (все уроки проводятся в форме внеклассного чтения).

   Универсальные задачи раздела (темы):

- приобщение обучающихся к богатствам художественной литературы родного края;

- использование её воспитательного потенциала;

- формирование потребности изучать литературу родного края;

- развитие литературных способностей.

 

     Краеведческий компонент раздела (темы): привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 20 века; утвердить в сознании обучающихся мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным местом, память о которых отражена в их произведениях, и, таким образом, помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах; создать условия для рефлексии, диалогического соотношения в сознании школьника предшествующего эстетического и этического опыта с опытом настоящего, приобретенным в процессе чтения художественного произведения.

    Литературоведческий компонент раздела (темы): освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение; опыт рефлексии по поводу единства жизни отдельного человека в индивидуальном времени и пространстве и всех идей людей в родном мире; закрепить  умения  анализа художественного произведения, привлекая знакомые литературоведческие понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  литературы (внеклассное  чтение)  в 7  классе

Тема урока: А Зверев «Пантелей». Роль учителя в жизни сельского мальчика

Цель урока:  приобщение учащихся к богатствам художественной литературы родного края на примере рассказа иркутского писателя А.В. Зверева

Задачи:

Образовательные:1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством сибирского писателя Алексея Васильевича Зверева; 2) освоить тексты в единстве формы и содержания

Развивающие: 1)развивать умение  анализировать произведения писателей-сибиряков в контексте истории нашей страны, привлекая знакомые литературоведческие понятия (герой произведения, художественное время и пространство, композиция, название произведения);          2) развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление,  творческое воображение

Воспитательные: 1) воспитывать в обучающихся чувства сопереживания, милосердия, умения прощать и т.д.

Методические приёмы: сообщение учащегося, объяснение учителя, беседа по вопросам, анализ текста

Оборудование: портрет писателя, сборники произведений, иллюстрации к рассказу, подготовленные обучающимися, презентация

Этап урока

Методы, приёмы, формы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организа-ционный

беседа

Мотивация, создание проблемной ситуации.

Вопрос:  кто был главным человеком («вторым солнцем»)  в жизни Пантелея?

О ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос, выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя

Реализация

домашнего задания

Сообщение учащегося,

Организует деятельность слушающих  и ставит учебную задачу: прослушать сообщение обучающегося, задать ему вопросы, оценить его выступление

Сообщение обучающегося о  жизненном и творческом пути А.В. Зверева (Приложения №1,2)

Остальные обучающиеся задают вопросы по содержанию сообщения

Реализация домашнего задания

Краткий пересказ рассказа

Организует деятельность обучающихся, ставит учебную задачу: пересказать рассказ кратко, вычленив из его содержания только то, что характеризует взаимоотношения мальчика и его учителя

Делают краткий пересказ, демонстрируют  выполненные дома иллюстрации

Работа по теме урока

Фронтальная частично-поисковая беседа с использованием текста и иллюстраций

Организует деятельность обучающихся, ставит учебную задачу: ответить на вопросы, используя текст произведения:

- Знакома ли вам жизненная среда, описанная в тексте рассказа?

- Что вам показалось особенно понятным, близким?

- Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения между людьми в семье Пантелея?

-  Мог ли в такой семье Пантелей вырасти другим человеком? Почему?

- Чем стала для мальчика учеба в сельской школе:

- Кем стал для Пантелея Семен Семёныч?

- А если бы в его жизни не было этого взрослого, мудрого, доброго человека, стал бы Пантелей другим?

- Что помог понять Пантелею его учитель?

- Почему рассказ называется «Пантелей»? А как бы вы назвали его? Почему?

- Что хотел автор сказать нам своим рассказом?

Отвечают на вопросы, используя текст произведения (Приложение №3) и иллюстрации

рефлексия

Возвращает обучающихся к проблемному вопросу: кто был главным человеком («вторым солнцем»)  в жизни Пантелея?

Как вы понимаете слова мальчикая: «Я не знал тогда ,что боли забываются»

Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний, поднимаются на новый уровень понимания текста

Домашнее задание

Сочинение-миниатюра

Объясняет домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по прочитанному произведению. Тема свободная, сформулировать её надо самостоятельно, сделав акцент на наиболее волнующие моменты произведения.

Например:

«Письмо Пантелею», «Разговор с Семен  Семёнычем»,  «Если бы я был на месте Пантелея…», или  своя формулировка темы .

Выбирают форму и тему сочинения, планируют свою самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы 6 класс Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы к 200-летию Ф.М.Достоевского  познакомит с  рассказом "Мальчик у Христа на елке", познакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа....

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....