Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе на тему

Разумова Ольга Юрьевна

Статья  и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_okruzhnoy_nauchno.docx20.42 КБ
Файл prezentatsiya_k_seminaru.pptx988.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на окружной научно-практической конференции учителя русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ Разумовой О.Ю.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ Разумовой О.Ю.)

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой.

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

К.Д.Ушинский.

Говоря о нравственном воспитании, следует чётко представить его содержание. В педагогике до недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, честности, правдивости.

Теперь многие стороны понятия морали приобретают ещё более глубокое, в том числе личностное содержание. В содержании морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество.

И на нас, учителей литературы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – проблема души человека и целого народа.

Я поделюсь, как на уроках русского языка и литературы занимаюсь духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждается малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Главный герой русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.

Изучая тему «Пословицы и поговорки», обязательно обращаю внимание на то, что пословица – «краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл». Вместе с ребятами читаем пословицы народов мира и удивляемся их схожести. Например, пословицы о дружбе и друзьях:

Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица).

Друг познаётся в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица).

Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная пословица).

Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).

Огромное воспитательное значение имеют сказки А.С.Пушкина. В работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» вместе с ребятами составляем таблицу из слов антонимов, дающих характеристику героям.

Царица

Царевна

Гордая

Своенравная

Гневная и т.д.

Смиренная

Сдержанная

Милостивая и т.д.

Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.

Писатель А. Платонов говорил: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти слова обсуждаются на уроках, посвящённых творчеству А. Платонова, его рассказу «Юшка». Главному герою этого произведения – Юшке – удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру. Ребята это понимают, высказывают своё мнение, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Огромное  значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. В военной прозе поднимаются проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Изучая на уроках литературы роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», мы приобщаемся к мужеству, подвигу народа, говорим об истинном и ложном патриотизме. К этому разговору мы возвращаемся и позже, изучая прозу 20 века о войне (В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Кондратьев «Сашка»).

А в этом году мы участвовали в областной акции «Читаем детям о войне». На этом уроке мы говорили о повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Огромное впечатление произвели на учеников воспоминания женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Литературная гостиная – одна из моих любимых форм проведения урока. Ежегодно вместе с ребятами мы открываем двери нашей литературной гостиной.

  1. «Поэт-чародей». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству А.А.Фета)
  2. Литературная гостиная «Союз души с душой родной», посвящённая творчеству Ф.И.Тютчева
  3. «Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству поэта-барда Ю.Визбора).

Эти мероприятия носят не только познавательный, но и воспитательный характер, ведь они формируют культуру чувств учащихся, воспитывают чувства любви к прекрасному.

На одной из литературных гостиных мы говорим о творчестве поэта-земляка И.Ф.Акулиничева, чьи стихи учат нас любить Родину, родную природу, воспитывают доброту, патриотизм, чуткое отношение к близким. А присутствие на уроке самого поэта действует  впечатляюще.

Но разговор о патриотизме я веду с ребятами не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Тщательно отбирая материал к урокам развития речи, я отдаю предпочтение текстам, имеющим воспитательное значение. И здесь на помощь мне приходят работы Д.С.Лихачёва – интеллигента, Человека высокой духовной нравственности. Его книгу «Письма о добром и прекрасном» я рекомендую для чтения летом  учащимся 9-11 классов. В качестве аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку учащиеся приводят книгу Д.С.Лихачёва, т.к. тема нравственности нередко встречается в контрольно-измерительных материалах.

Одним из основных условий нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей. Ученик, оставаясь наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, поверяет ему свои мысли и чувства.

К такому заданию можно относить незаконченные предложения, проецирование на поведении другого человека своего собственного способа действий и чувств. Например, при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» предлагаю девятиклассникам следующее задание: продолжите предложения:

  1. В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я…
  2. Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
  3. «Красота спасёт мир». Что такое красота? Я думаю…

Работа над такими предложениями позволяет учащимся задуматься над своим поведением, оценить его. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому человеку создаёт ситуацию самораскрытия, внутреннего ощущения, которая ведёт к изменению нравственного сознания человека. И этот вид работы я начинаю с 5 класса при изучении темы «Обращение», потом продолжаю на уроках развития речи, когда говорим о типе речи рассуждении.

И в заключение хочется отметить, что, безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс, но вся система учителя-словесника главным образом способствует формированию духовных ценностей учащихся.

Давайте будем следовать словам Л.Н.Толстого: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ Разумовой О.Ю.)

Слайд 2

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н.Толстой

Слайд 3

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. К.Д.Ушинский

Слайд 4

Пословицы и поговорки Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица). Друг познается в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица). Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная пословица). Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).

Слайд 5

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Царица Царевна Гордая Своенравная Гневная и т.д. Смиренная Сдержанная Милостивая и т.д.

Слайд 6

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно… А.П.Платонов

Слайд 7

Произведения о Великой Отечественной войне

Слайд 8

Акция «Читаем детям о войне»

Слайд 9

М.Алигер «Зоя»

Слайд 10

Акция «Читаем детям о войне»

Слайд 11

Литературно – музыкальные гостиные «Поэт – чародей». (Жизнь и творчество А.А.Фета). «Союз души с душой родной». (Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Ф.И.Тютчева). «Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству поэта-барда Ю. Визбора).

Слайд 12

Литературная гостиная «Каждый час – свидание с чудом, с прекрасным мигом бытия». (Поэзия И.Ф.Акулиничева)

Слайд 13

Продолжите предложения В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я… Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я… «Красота спасёт мир». А что такое красота? Я думаю…

Слайд 14

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Л.Н.Толстой

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...