Критика о драме А.Н. Островского "Гроза"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

 Трофимова Анастасия Владимировна

Презентация к лекции по драме Островского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kritika_o_groze.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе

Слайд 2

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин

Слайд 3

Вопрос о жанре Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием»

Слайд 4

«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В.Г.Белинский». «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель).

Слайд 5

«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно – исторического развития» (Литературоведческий словарь) Изменение исходной позиции в конце трагедии.

Слайд 6

В пьесе «Гроза»: Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным.

Слайд 7

Драма «Гроза» Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни.

Слайд 8

КРИТИКИ О «ГРОЗЕ» Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г.

Слайд 9

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К СТАТЬЕ Н.ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ , КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ , И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ .С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ , И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ»

Слайд 10

ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА ,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ»

Слайд 11

ВЗГЛЯДЫ Д.ПИСАРЕВА – ЭТО ПОЛЕМИКА С ДОБРОЛЮБОВЫМ. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Слайд 12

Взгляды А.Григорьева Народность – главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Слайд 13

Пьеса «Гроза» на сцене Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка свой взгляд, своя интерпретация Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза»,и это говорит о ее жизненности, и о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по литературе: «Румяный критик мой…»

Проект: «Румяный критик мой…»              Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина  Цель проекта: написание собст...

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Пирамида "Критика" О.К.Громовой.

Опроа для создания отзыва о книге. Технология РКМЧП....

Рецензия как разновидность письменной критики (урок в 10-11 кл.)

Разработка представляет собой комплекс заданий для практического урока, на котором учащиеся продуцируют критический текст - рецензию....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...

Драма А.Н. Островского «Гроза» в литературной критике

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Драма А.Н. Островского "Гроза" в литературной критике"...