РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Назарова Наталья Владимировна

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_literatura.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____Жуковец Л.М.__________

Протокол №  1   от

___________ г.  

«Согласовано»

Зам. директора по  УВР

МБОУ «СОШ № 119»

_____Мустафина Э.М.______

___________ г.  

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 119»

______Фадеева Т.П.___________

Приказ №  ______  от

«_____» ___________20___ г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русская литература»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119 »

Авиастроительного района г.Казани

Назаровой Натальи Владимировны

учителя русского языка и литературы

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015-2016 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы ХVIII века

3                      

Из русской литературы XIX века.

44

Из русской литературы XX века.

29

Зарубежная литература.

14

Повторение пройденного.

4+1

Всего часов

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол.час.

Тип урока

Дата проведения(по плану)

Дата проведения (фактическ.)

1

Литература как художественное отражение жизни (1 ч).

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

2,3.102014

Тема 1. Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

5.09.2014

3

Пословицы и поговорки.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

6.09.2014

Тема 2. Из древнерусской литературы

4

Рр. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

9,10.09.2014

5-6

 «Повесть временных лет».

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

10,12.09.2014

9,12.09.2014

7-8

«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

15,16.09.2014

12.15.09.2014

Тема 3. Из литературы XVIII века

9

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

20.09.2014

10-11

И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

24,26.09.2014

Тема 4. Из русской литературы XIX века

12

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение

«И. И. Пущину».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

27.09.2014

13

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

1.10.2014

14

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

3.10.2014

15

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

8.10.2014

16

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике  А. С. Пушкина.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

10.10.2014

17

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

11.10.2014

18

Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

15.10.2014

19

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

17.10.2014

10

 А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

18.10.2014

21

А. С. ПУШКИН. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

22.10.2014

22

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

24.10.2014

23

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

25.10.2014

24

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

29.10.2014

25

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

31.11.2014

26

Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

1.11.2014

27

Подготовка к домашнему сочинению «Размышление о прочитанном»

1

ПЗУ

11,12.10.2014

28

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

1

ПЗУ

14.11.2014

29

Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.

1

УКЗУ

15.11.2014

30

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

18,19.11.2014

30

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

ПЗУ

21.11.2014

31

Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

1

ПЗУ

22.11.2014

32

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

25,26.11.2014

33

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

28.11.2015

34

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

29.11.2014

35

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

1

3,2.12.2014

36

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

5.12.2014

37

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

ПЗУ

5.12.2014

38

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

10.12.2014

39

«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

12.12.2014

40

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

1

ПЗУ

13.12.2014

41

А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

16,17.12.2014

42

 А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

19.12.2014

43

«Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

20.12.2014

44

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

23,24.12.2014

45

Н. А. Некрасов. Работа над стихотворениями «Железная дорога».

1

ПЗУ

26.12.2014

46

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

27.12.2014

47

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

13,14.01.2015

48

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

1

УКЗУ

16.01.2015

49

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»

1

УКЗУ

17.01.2015

50-51

«Портрет» Левши.

2

ПЗУ

20,21.,23.01.2015

52

Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

1

ПЗУ

24.01.2015

53

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

УКЗУ

27,28.01.2015

54

Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»

1

ПЗУ

30.01.2015

Тема 5.  Из русской литературы XX века

55

А. С. Грин «Алые паруса».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

31.01.2015

56

Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

3,4.02.2015

57

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ  «Неизвестный цветок».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

6.02.2015

58

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

1

ПЗУ

07.02.2015

59

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

10,11.02.2015

60-61

Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».

2

ПЗУ

13,14.02.2015

63

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

1

ПЗУ

17,18.02.2015

64

Классное сочинение «Человек и природа в сказке –были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

ПЗУ

20.02.2015

65

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

21.02.2015

66

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

24,25.03.2015

67

А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и война.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

27.02.2015

68

В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

28.02.2015

69-70

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

3,6.03.2015

4,6.03.2015

71

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

7.03.2015

72

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

10,11.03.2015

73

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника
(по произведениям
В. П. Астафьева,

В. Г. Распутина).

1

ПЗУ

13.03.2015

74

В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

14.03.2015

75

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

17,18.03.2015

76

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.

1

УКЗУ

20.03.2015

77

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

21.03.2015

7

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

31.03.2015

1.05.2015

79

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

3.03.2015

80

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

4.04.2015

81

Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

1

ПЗУ

7,8.04.2015

82

Г. Тукай «Родная деревня», « Книга».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

10.04.2015

83-

84

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

2

Урок обобщения и закрепления знаний.

11,14.04.2015

11,15.2015

Тема 6.  Из зарубежной литературы.

85

 Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

17.04.2015

86

 Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

18.04.2015

87

 Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

21,22.04.2015

88

 Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

24.04.2015

88

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

25.04.2015

89

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

28,29.04.2015

90

 Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

2.05.2015

91

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

5,6.05.2015

92

 Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

8.05.2015

93

 Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

12,13.05.2015

94

«Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

15.05.2015

95

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

16.05.2015

96

Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

1

ПЗУ

19,20.05.2015

97

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1

ПЗУ

22.05.2015

Тема 7.  Повторение пройденного.

98

Промежуточная аттестационная работа

1

ПЗУ

23.05.2015

99

Урок 1. Повторение и закрепление пройденного.

1

ЗУ

27,26.05.2015

100-101

Урок 2 - 3. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

2

ПЗУ

29.05.2015

102

Урок 4. Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

ЗУ

30.05.2015


Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература:

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.

Москва «ВАКО» 2006

К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)

2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.

М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

3) В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание

Москва «Просвещение» 2003

4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.

Москва «Просвещение» 2004

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Москва «Просвещение» 2002

6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.

Москва «Классик Стиль» 2005

7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя

Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996

8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко  Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование учебного предмета русская литература в 8 классе

Календарно-тематическое планирование по литературе...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 7 класс

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И....

Рабочая программа учебного предмета "Русская литература" 11 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 11 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основании:Федерального...

Рабочая программа учебного предмета "Русская литература" 6 класс

Рабочая программа по литературе для 6в класса Муниципального казённого учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Фе...

Рабочая программа по предмету «Русская литература»

Рабочая образовательная программа по литературе для 7  класса    составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвер...