Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Максимова Лидия Робертовна

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

ü  развить умение формулировать определение понятий;

ü  формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;

ü  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü  обогащать словарный запас учащихся;

ü  совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

ü  осуществление системно-деятельностного подхода;

ü  развитие критического мышления;

ü  развитие интереса к  личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;

ü  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  • Воспитательные:

ü  воспитание интереса и уважения к литературе;

ü  воспитание ценностного отношения к слову;

ü  воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;

ü  развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_.lermontov._parus.rar156.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в условиях реализации ФГОС

М.Ю.Лермонтов.Стихотврение «Парус».. (5 класс)

Тип урока: ознакомительный  урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие интереса к  личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!

-  Какое это стихотворение?

Д. Доброе.

У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова?

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

 

Перед вами 2 поэта. С каким мы уже познакомились?

А теперь познакомимся с М.Ю. Лермонтовым

Тема урока…..фильм… запись темы- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов»

- Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

В 18 лет….. Лермонтов был вынужден уйти из Московского университета, он переезжает в Петербург. Ему было 18 лет, он хотел поступить в Петербургский университет, но его отказались туда принять. Он поступил в военную школу. Для него это было трудным временем. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Спокойной жизни уже не будет. Он оказался за пределами Петербурга у берегов Балтийского моря. Там он и написал стихотворение «Парус».

слайд1 - картина

- сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам изучить?

- Правильно, в течение этого урока мы должны …слайд2   запись

Читают выразительно стихотворение – 1 ученик

Читают про себя

Какие слова не понятны?

Слушают  факты биографии

Читают выразительно стихотворение.

Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Угадываю произведения и автора

Формулируют тему

Формулируют цель урока

   Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

1)Словарная работа. (слайд3). Вспомним определение слов мотив, лейтмотив, мятежный.

  • Мачта – вертикальная конструкция на судне для крепления паруса
  • Мятежный - неспокойный, бунтующий.

Записывают значение слов в тетрадь

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений:

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Первичное закрепление знаний.

Закрепление изученного материала

1)Работа в группах

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие картины возникли перед вами при чтении первой строфы?
  3. Какие картины возникли перед вами при чтении второй строфы?
  4. Какие картины возникли перед вами при чтении третьей строфы?

Работают в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Закрепление материала

3)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите  средство выразительности и его определение. Проверьте себя (слайд4)

  • Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
  • Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

4)Анализ стихотворения. Работа в группах. Заполните  таблицу.

Средства выразительности

Примеры

Эпитеты

Олицетворения

5)Работа по вопросам

  • Как представляете море вы?
  • Какие картины, образы возникают перед глазами?
  • Какие произведения литературы, живописи, киноискусства помогли
    составить представление о море?

Как вы представляете себе то, что услышали в стихотворении?

Почему парус назван мятежным?

(Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего-то другого, может, и сам не знает, чего именно. Не цель конечная ему важна, а движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно, это стихотворение рассказывает не только о море, о мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке - гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт.)

6) Работа в парах

  • Вспомните, какие существуют стихотворные размеры.
  • Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер.
  • Что такое рифма?
  • Какие виды рифм вам известны?
  • Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».

Выступление групп.

  • - /   - /  - /  - /  -
  • - /  - /  - /  - /
  • Четырёхстопный ямб.

Белеет парус одинокий                 а

В тумане моря голубом!..              б 

Что ищет он в стране далёкой?    а 

Что кинул он в краю родном?       б

   

    Перекрёстная рифма.

Итоговый вопрос

Что помогло М.Ю.Лермонтову создать живописную  картину моря и яркий образ паруса?

Заполняют таблицу

Работают в группах, находят предложенные средства выразительности

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы

Определяют стихотворный размер, способ рифмовки.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Подведение итогов

Рефлексия деятельности.

Рефлексия. Слайд5

- Теперь давайте подведем итоги нашей работы сегодня. И сделаем мы это с помощью упражнения «5 пальцев».

Мизинец – мыслительный процесс. Что нового узнали?

Безымянный – близость цели. Что вы сделали сегодня для достижения своей цели.

Средний – состояние духа. Какое у вас было настроение?

Указательный – услуга, помощь. Чем ты помог? Кого порадовал?

Большой – бодрость. Как вы чувствовали себя на уроке?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Продолжают фразу

Выставляют оценки в группе

Домашнее задание

  • Выучить наизусть стихотворениу
  • Описать картину или нарисовать иллюстрацию

Запись учащимися задания в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

«Система уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Делимость чисел». 6 класс. Учебник: Н.Я.Виленкин

Материал проекта будет полезен учителям, начинающим работать по новым федеральным стандартам (ФГОС).Цель проекта: реализация ФГОС ООО при конструировании системы уроков математики учащихся основной шк...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...

Контрольно-оценочная деятельность в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в средних классах.

В статье рассмотрены приемы организации контрольо-оценочной деятельности учителя и учеников на уроках английского языка в средних классах. Также представлены виды карт и оценочных листов для самооценк...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...