Философская лирика Б.Пастернака
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бедретдинова Светлана Владимировна

Комплексный анализ художественного текста

(Интерпретация стихотворения Б.Пастернака «Сон»)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bedretdinova_s.v.odt29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №67

Конспект урока русского языка

Тема: «Комплексный анализ художественного текста

(Интерпретация стихотворения Б.Пастернака «Сон»)».

                                                                 

                                                                Выполнила:

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                Бедретдинова Светлана Владимировна

Нижний Новгород

2015

Цели урока:

  • развитие интерпретационных умений учащихся;
  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • формирование речевой и читательской компетенции;
  • закрепление усвоения алгоритма анализа лирического произведения;
  • подготовка к ЕГЭ.

Технология: развивающее обучение

Предмет: русский язык и литература.

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок словесности.

Методы:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский,
  • творческий,
  • алгоритмический.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная беседа,
  • комплексный анализ текста,
  • самостоятельная работа,
  • речеведческая деятельность,
  • микроисследование возможностей языковых средств.

Оборудование:

Стихотворение «Сон» (распечатано, на партах).

Портрет Б.Пастернака.

Музыкальные записи: «Осенний вальс» Ф.Шопен (в обработке Поля Мориа), «Сад Эдема» Ф.Шопен.

Ход урока.

  1. 1. Записываем в тетрадях число и тему урока.

Цели. Нам предстоит закрепить навыки комплексного анализа художественного текста. Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

     Мы будем читать и попытаемся понять стихотворение Б.Пастернака «Сон». М.Цветаева сказала так про автора: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр». Вчитываясь в     строки стихотворения, мы попробуем приблизиться к разгадке шифра этого необыкновенно талантливого художника.

  1. Прежде чем мы начнем чтение, послушайте композицию «Осенний вальс» Ф.Шопена, любимого композитора Пастернака.
  • Какие ассоциации возникают у вас при прослушивании мелодии?

3. Чтение стихотворения «Сон» (читает подготовленный ученик или учитель).

4. Фронтальная беседа.

  • Понравилось вам стихотворение?
  • О чем оно?
  • Найдите ключевые слова (сон, осень, время). <Записи в тетради>.
  • Почему стихотворение так названо? Как обыгрывается название стихотворения на фонетическом уровне?
  • Какие фонетические приемы при этом использует автор? <Записи в тетради>.
  • Задание. Дайте лингвистическую характеристику рифм, сделав фонетический разбор слова, разбор слова по составу и морфологический разбор. <Записи в тетради>.
  • Укажите лингвистические повторы в тексте (на фонетическом, лексическом и словообразовательном уровне). <Записи в тетради>.
  • Какова их роль в стихотворении?
  • Найдите в стихотворении тропы.
  • Проанализируйте метафоры и сравнения, употребленные автором, с точки зрения смысла и роли в стихотворении. <Записи в тетради>.
  • Какие особенности синтаксиса вы можете отметить в стихотворении?
  • Какова функция поэтического переноса в стихотворении? Какой эффект достигается?

Вывод: «Милый Пастернак, Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком». М.Цветаева. Сам Пастернак называл это «чувством целостности бытия, однородности жизни». Как выражается это чувство слитности с природой в стихотворении? Каково авторское толкование понятия «время» в стихотворении?

Послушайте еще одну композицию Шопена, подумайте, как соотносится эта мелодия со стихотворением, которое вы прочитали. («Сад Эдема» Ф.Шопен). Расскажите о картинах, возникающих в вашем воображении при прослушивании мелодии.

5. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Осенний сон». Подготовка к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"

Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака  позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на ...

Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"

Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака.

Урок- исследование с использованием современных педагогических технологий: КСО, система развивающего и проблемного обучения, приемы деятельностного обучения. Урок способствует развитию анализа поэтиче...

Особенности лирики Б.Пастернака (на примере стихотворения "Июль")

Урок литературы предназначен для учащихся 7-х классов.Он может быть интересен всем, кто увлекается лирикой Б.Пастернака.Поэт, музыкант, художник, философ - как много вобрал в себя этот человек!Разобра...