Лингво-поэтический анализ стихотворения M. Цветаевой «В огромном городе моём - ночь»
методическая разработка по литературе на тему

Слепцова Мария Фёдоровна

Лингво-поэтический анализ стихотворения M. Цветаевой  «В огромном городе моём - ночь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetaeva.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Слепцова Мария Федоровна

                                                                 г. Сафоново

                                                                 Смоленская область

Лингво-поэтический анализ стихотворения M. Цветаевой

 «В огромном городе моём - ночь»

В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь.

И люди думают: жена, дочь. –

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метёт - путь.

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть чёрный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

17 июля 1916 Москва

Это стихотворение, написанное в 1916 г., входит в поэтический цикл «Бессонница», является в нём третьим по счёту.

Для Марины Цветаевой бессонница - это не столько физическое состояние невозможности уснуть, сколько особое мироощущение человека, растревоженного какими-то мыслями, предчувствиями, желаниями, которым иногда трудно дать определение, мечтаниями, стремлением к достижению чего-то заветного, попыткой разобраться в сумятице собственных чувств.

Это своеобразный вызов всем спящим, которым она сейчас может лишь сниться, ничем не тревожа их покой, сама свободная от всех. Бессонница позволяет поэтессе и её двойнику - лирической героине, побыть наедине с собой, вне суеты сует обыденных дел, слов, встреч. Не случайно же она называет бессонницу в 11-м стихотворении цикла «другом», «подругой», «голубкой»!

Бессонница — это время творческого подъёма души, тонкого и острого восприятия окружающего мира, где каждая деталь, каждое явление особо значимы, выделяются некоей внутренней наполненностью, помогают обогатить представления о действительности, понять то, что волнует.

Стихотворение начинается короткой чеканной фразой: «В огромном городе моём — ночь». Время происходящего названо. А у Марины Цветаевой каждое слово, особенно отделённое знаком тире и паузой, несёт на себе огромную смысловую нагрузку; из каждого из них можно вывести несколько образов (и так во всём произведении!). Перед читателем сразу распахивается необъятное и гулкое пространство ночного города, мягко, любовно-тепло названного поэтессой «моим». И в этой, до боли родной для неё Москве властвует тёплая летняя ночь, раскинувшая свой звёздный купол, расцвеченная огнями, похожими на «нити золотых бус». Яркое метафорическое сравнение помогает нашему воображению увидеть освещённую улицу, по которой идёт, покинув «дом сонный», путница. Наречие «прочь» подчёркивает категоричность ухода. Ночь загадочна и прекрасна, она завораживает своей тайной, манит вперёд и освобождает душу от всех связующих с обыденным нитей. И лирической героине уже не важно в данный момент, «жена» ли она чья или «дочь» (это, возможно, предмет раздумий других людей), она часть этого города, душа её переполняется ощущением свободы, лёгкости, «крылатости».

Во втором и третьем катренах явственно звучит любимый цветаевский мотив пути. Путь в эту ночь не труден для героини, она идёт по нему легко, её ничто не мешает, не отягощает, её шаг - «никому вслед», он уникален. Встреченный ветер не враждебен, наоборот, он «метёт - путь», ему нынче «до зари - дуть... - в грудь». Сопротивляться ему приятно, он июльский, ласковый, но по-ночному бодрящий. Мыслится ясно, чётко, тем более, что город живёт своей жизнью: «чёрный тополь» будто часовой, «где-то музыка в окне - чуть» и «свет» - значит, кому-то тоже не спится, у кого-то тоже душа распахнута миру навстречу под «звон на башне». И нет ощущения одиночества, затерянности, душа, словно взмывает вверх, на пути земном остается лишь тень ее, фантом.

В конце миниатюры героиня, обращаясь к друзьям, просит их освободить ее от бренных «дневных уз» и понять, что сейчас она им только снится.

Обретение внутренней свободы – это счастье. Романтический колорит ночного пространства сливается с мироощущением путницы, которую радуют «и в руке – цвет», и «ночного листика во рту – вкус», и дуновение упругого ветра, и эмоции, вызывающие вдохновение, помогающие сделать нравственный выбор. Вот такой силой наделена ночь и огромный родной город.

Стихи Цветаевой всегда узнаваемы, потому что отличаются по тону, мелодии, общему настрою, внутренней смысловой наполненности. И для этой миниатюры характерно интонационное разнообразие, несмотря на почти математическую точность ее строя.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием после второй стопы и спондеем в конце каждой строки.

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ / ˍ ˍ /     ˍ

Ямб - естественное дыхание русской речи, он очень богат и гармоничен, легко и естественно вбирает в себя слова разных слогоударных типов. Поэтому он так ясно, на мой взгляд, в сочетании с мужской точной рифмой, идеально совпадающей в последних двух звуках, а в 9-й, 10-й строках - даже в трёх, передаёт то твёрдость и уверенность шага героини, то упругость ветра, дующего ей в грудь, то лёгкость её дыхания, то словно шелест почти невесомых крыльев. Чёткий, одинаковый ритм позволяет почувствовать гармонию и уравновешенность в душе героини.

Слегка надломанный ритм в предпоследней строке подчёркивает временную отделённость путницы от того, что она называет «дневными узами».

На фонетическом и акцентном уровнях нельзя не отметить равное количество слогов в строке (по 9 в каждой), что в сочетании с расположением ударений и точной рифмой в последних ударных слогах подчёркивает совершенство архитектоники стихотворения, его музыкальности. Интересны ассонансы в 1,3,4 строфах (о - а, о - е, о - у), аллитерация во 2 строфе (соединение согласных ск , з – з,, тр, нх, гр передаёт посвист и порывы ветра).

Паузы, подчёркнутые тире, - важнейший компонент общей мелодики произведения, они отделяют речевые такты, звучание становится более ясным, и авторская мысль легко воспринимается и понимается. Тире и паузы помогают выделить «пиковые» по смыслу слова, акцентируют на них внимание. Сама Цветаева подчёркивала: «Всё на паузе, только они и важны». Она всегда умело играет словом, обнажая его суть, великолепно владеет рифмой и ритмом.

На лексическом и морфологическом уровнях - в тексте стихотворения 32 существительных, 8 прилагательных и всего 6 глаголов. Обилие существительных показывает предметность, осязаемость мира, который не может быть поглощён даже ночью, какой бы магической силой она ни обладала, и который - сама жизнь. Прилагательные обозначают некоторые немаловажные признаки этого мира. Среди них пять эпитетов: «огромном», «сонного», «тонкие», «чёрный», «золотые». Цветовая гамма ночи как нельзя лучше передана контекстными антонимами «чёрный» - «золотые». Эпитет «сонный» (дом) свидетельствует об отключённости сознания и духовности людей, об их аморфности в ночи, которая дарит столько открытий неспящему оку. А «тонкие» (стенки груди) говорят о хрупкости, незащищённости и одновременно стойкости человека, способного выдержать ветер, дующий прямо в грудь.

Глаголов мало, но это так естественно для разлитого в природе покоя, гармонизирующего мысли и чувства героини. Повторяющийся союз «и» соединяющий короткие предложения в третьей строфе, указывает на многообразие предметного мира, на то, что есть; противопоставление же с союзом «а» - на временную отстранённость героини от мира людей. Все слова общеупотребительные, кроме книжного «узы».

На синтаксическом уровне можно отметить разнообразие конструкций - от простых, мало распространённых предложений до сложных бессоюзных и союзных с различными видами смысловых отношений между частями.

В заключение хочется сказать, что стиль Цветаевой безупречен, а поэтическое мастерство виртуозно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.И.Цветаевой "В огромном городе моем-ночь..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Цветаевой" В огромном городе моем- ночь..."...

Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."

Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....