Интегрированное учебное занятие по литературе, истории, краеведению.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Фейст Маргарита Геннадьевна
Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatury.doc85 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon pril3.1.doc26.5 КБ
Office presentation icon pril3.2.ppt617 КБ
Microsoft Office document icon pril4.doc54 КБ
Microsoft Office document icon pril5.doc320 КБ
Microsoft Office document icon pril6.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы, истории, краеведения

Эпиграф урока.

Литература – очевидец истории (Марина Цветаева)

Цель.

Осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.

Задачи.

Образовательные:

  • углубить и обобщить знания учащихся по теме “Политическое развитие СССР в 20-30-е годы XX века” и отработать навыки художественного анализа литературного текста, с6вязанного с темой репрессий.

Развивающие:

  • развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с историческими и архивными документами);
  • развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать (исторический факт и литературное произведение);
  • развитие умения выражать и аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание гражданственности;
  • воспитание исторической памяти и совести.

Межпредметные связи:

  • политическое развитие страны 30-х годов XX века;
  • отражение событий 30-х годов XX века в литературе, искусстве, науке;
  • краеведческий и документальный материал.

Культурология:

  • человек и власть, мировоззренческая позиция в тоталитарном государстве, вечность истинных ценностей.

А.С. Буркова, педагог дополнительного образования, руководитель музея Боевой славы им. героя Советского Союза А.М. Зверева:

Ребята! Я не веду у вас уроки, но мы часто встречаемся с вами в музее нашего земляка – героя Советского Союза Анатолия Зверева, так как я являюсь его руководителем. Ваши учителя, мои коллеги, Маргарита Геннадьевна Фейст и Марина Геннадьевна Антипова предоставили мне возможность начать наш интегрированный урок “Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово…”, посвящённый теме репрессий в истории и литературе нашего Отечества.

Почему мы обратились к этой теме?

Во-первых, в нашей школе появилась новая традиция отмечать 30 октября - скорбный день Памяти жертв политических репрессий, который не так давно появился в календаре России.

Во-вторых, так уж совпало, 17 января – день памяти Варлама Шаламова, русского писателя, пережившего трагические годы репрессий, и, буквально на днях, в начале января, в Надыме была организована и зарегистрирована общественная организация “Память Ямала”, в которой насчитывается уже более 80 человек, граждан нашего города, переживших со своими семьями репрессии.

Сегодня у нас не простой урок, а урок-размышление. Цель урока - осмысление трагической судьбы страны человека в период политических репрессий.

М.Г. Антипова, учитель истории, права и обществознания:

Углубить и обобщить знания учащихся по теме: “Политическое развитие СССР в 20-30-е годы XX века”.

М.Г. Фейст, учитель русского языка и литературы:

И отработать навыки художественного анализа литературного текста, связанного с темой репрессий.

Учитель истории:

Мы поднимаем тему репрессий ещё и потому, что она очень важна сегодня, так как без критического переосмысления пройденного исторического пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, строить демократическое общество.

На предыдущих уроках мы говорили с вами о политической системе 20 – 30-ых годов нашей страны, о формировании тоталитарного режима, который имел национальную и идеологическую окраску.

Вспомните, какие элементы включает в себя тоталитарная система?

Учащиеся:

(Перечисляют элементы, останавливаясь на массовых репрессиях.)

Учитель литературы:

Каково лексическое значение слова репрессии?

Учащиеся:

Репрессия (латин.) - подавление, карательная мера, наказание.

Учитель литературы:

А что включает в себя понятие “политические репрессии”?

Учащиеся:

Согласно статье №1 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий” РФ от 18 октября 1991г. политическими репрессиями являются применяемые государством к гражданам по политическим мотивам меры принуждения в виде лишения жизни и свободы, помещения на длительное время в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства.

Выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и спецпоселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также в виде иного лишения или ограничения прав и свободы лиц, признававшихся социально-опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным или иным признакам, осуществляющиеся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями.

Учитель литературы:

А можно ли считать репрессией навязанный I Съездом писателей 1934 года метод художественной литературы - “социалистический реализм” как ведущий?

Учащиеся:

Наверно, можно, так как творчество предполагает свободу мыслей, действий, а суть социалистического реализма была в том, чтобы искусство полностью было подчинено партийной цензуре.

Учитель литературы:

То есть появляется такое явление, как социальный заказ. Но в социальном заказе было много и положительного. Например, была написана песня “Священная война”, которая воодушевляла весь русский народ во время Великой Отечественной войны.

Учитель истории:

Давайте попробуем определить, с какого момента начинаются массовые репрессии и чем они были вызваны?

Учащиеся:

Командно – бюрократическая система, которая сложилась в СССР, стала тормозом развития нашего общества. Исполнительный аппарат, вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя и законодательные функции. Наряду с идеологическими учреждениями, сложившийся режим имел и другую надёжную опору - систему карательных органов для преследования инакомыслия. Всё это нужно было для того, чтобы укрепить власть.

Учитель истории:

Назовите имена тех, кто стоял за всем этим?

Учащиеся:

Сталин, Ягода, Ежов, Берия и другие государственные деятели.

Учитель истории:

30–е годы стали едва ли не самой кровавой страницей в отечественной истории. Репрессии затронули практически все слои советского общества.

Вами была проведена исследовательская работа, целью которой было определить категории людей, попавших под пресс репрессивной машины. Какой вывод вы можете сделать?

Учащиеся:

  • В начале 30-х годов прошли политические процессы над прежними оппонентами большевиков – меньшевиками и эсерами. Почти все расстреляны или отправлены в ссылки и лагеря.
  • 1936г. – состоялся московский процесс над лидерами внутрипартийной оппозиции.

На скамье подсудимых оказались Каменев, Зиновьев, Бухарин и другие “старые революционеры”. Прокурор А. Вышинский в заключительном слове заявил: “Взбесившихся собак я требую расстрелять всех до одного”.

  • В июне 1937г. тайным судилищем против “красных маршалов” Тухачевского, Егорова начались массовые репрессии по отношению к кадрам армейских и флотских командиров.

Учитель литературы:

При работе над этой темой мы обращались не только к текстам художественной литературы, но и к публицистике. Перед вами статья Бориса Викторова “Заговор в Красной Армии” (приложение 1), которая была проанализирована группой учащихся. Какие факты заставили вас задуматься и почему?

Учащиеся:

Тот факт, что Тухачевский М.Н., Якир И.Э., Фельдман Б.М., Пужны В.К. были обвинены по ст. 58, 58, 58 УК РСФСР. Всё это – особо опасные государственные преступления. Если обратите внимание, то в целом было репрессировано более 400000 из 80000 офицеров. Продолжение этой политики в Вооружённых Силах было бы для Сталина смерти подобно, ибо этот курс был направлен на сознательное поражение и гибель страны в грядущей войне.

А.С. Буркова, руководитель музея А.М. Зверева:

Репрессии коснулись и людей далёких от власти и политики. Нельзя забывать, что с сначала 30-ых годов во время коллективизации развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. И судьба конкретного человека стала зависеть от политики государства. Такова судьба семьи Зверевых.

Учащиеся:

Проведя работу с материалами, имеющимися в музее нашей школы, можно сказать следующее …(Сообщение о семье Зверевых (приложение 2).

Руководитель музея А.М. Зверева:

По-разному складывались судьбы детей, родители которых были репрессированы. Вы видите кадры видеосъёмки встречи членов общества “Память Ямала”. Эта встреча была очень волнующей. Люди вспоминали, говорили, перебивая друг друга, плакали, смеялись, удивлялись, как они ещё смогли выжить …

Учитель истории:

Но не только была обезглавлена армия, разорено крестьянство. Огромный урон понесла наука, культура, духовенство.

Ученик:

Используя историю нашего края, музей А.М. Зверева начал работу над большим проектом “Белые пятна истории: репрессии и репрессированные Надыма и Надымского района”.

  • Сообщение о репрессированных священниках (приложение 3.1)мультимедийная презентация (приложение 3.2).
  • Сообщение о судьбе бывшего политзаключённого “501 стройки” Ивана Дмитриевича Марманова, главного инженера СУ-934 г. Надыма, автора книг “Северные дали”, “Страна деревянного солнца”, посвящённых воспоминаниям о невольничьих годах в лагерях “501 стройки” (приложение 4).

Учитель литературы:

Страшно слышать, что время, в которое учились, влюблялись наши родители, мы сами, сейчас называют “врагом жизни”, “веком крайностей”. Меня мучит вопрос. Я думаю, он мучит и вас. Почему ЭТО произошло? “ Как ВЕЛИКИЙ НАРОД дал ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления”?

Ребята, вы задумываетесь над вопросами, одна лишь постановка которых не так давно могла стоить человеку свободы и даже жизни…

Но на эти вопросы не побоялись ответить такие писатели, как Олег Волков, Александр Солженицын, Варлам Шаламов. Их творчество – подтверждение слов Марины Цветаевой: “Литература – “очевидец истории”. Они в своих произведениях показали лагерную жизнь как основу советского строя.

Предыдущие уроки литературы были посвящены трагической судьбе Варлама Шаламова - поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА.

Каким образом историческое время, о котором мы сегодня говорим, нашло отражение в жизни писателя? Что из его биографии наиболее вам запомнилось? (приложение 5)

Учащиеся:

  • Из семьи потомственного священника – миссионера, о котором до сих пор помнят в Америке.
  • Участвовал в ликвидации безграмотности-то есть в некотором роде продолжал дело отца.
  • Учился на факультете советского права.
  • Февраль 1929г. - первый арест за распространение “Письма к съезду” Ленина - 3 года лагерей.
  • Январь 1937г. - арест по ложному доносу, “профилактика” - 5 лет лагерей.
  • 1943г. - дополнительный срок - 10 лет за то, что публично назвал Ивана Бунина классиком мировой литературы.
  • 1946г. - друг и лагерный врач спас Шаламову жизнь, направив на фельдшерские курсы.

Учитель истории:

Ребята, такой случай не единственный: Корец Моисей Абрамович – физик, доцент Московского педагогического института (1938г.), подвергался репрессиям в 1935 и 1938 – 1953 гг., в дальнейшем работал в журнале “Природа”.

Ландау Лев Давидович (1908 – 1968) – основатель научной школы физиков-теоретиков, действительный член Академии наук СССР, США, Великобритании, Дании, Нидерландов, Франции, Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской, Ленинской, Государственных премий СССР, находился под арестом в 1938-1939гг., освобожден благодаря ходатайствам академика П. Л. Капицы и датского физика Нильса Бора и реабилитирован.

  • 1956 год – реабилитация Шаламова.
  • Проза писателя отвергалась – в ней не было целинных подвигов, романтики строек коммунизма …
  • 20 лет пишет “в стол”.
  • Умер в интернате Литфонда 17 января 1982 года.
  • По делу 1929 года реабилитирован только 12 апреля 2002 года!

Учитель литературы:

Хочется верить, что это была последняя реабилитация человека, пострадавшего от сталинских репрессий.

Мы познакомились с поэтическим творчеством Шаламова и его прозой, но более подробно анализировали “Колымские рассказы”. В этих произведениях отражена СУДЬБА, вобравшая в себя беды и мучения всего поколения.

Каков мир шаламовских “Колымских рассказов”?

Учащиеся:

  • Это мир лагеря: холод, голод, бараки, колючая проволока.
  • Все произведения этого цикла безысходны, человек в них обречён.
  • Это пространство замкнутое. Нарушить его границы герой не может.
  • Мы увидели “ад XX века”, рожденный не фантазиями Данте, а реальностью.
  • Это жизнь в небытие.

Учитель литературы:

Кто они - безвинные жертвы тоталитарного режима?

Кто они - лагерные мученики?

Учащиеся:

  • Люди разных возрастов.
  • Мужчины и женщины.
  • Простые крестьяне, студент, поэт, музыкант, офицер, ученый, рабочий, священник…
  • Это модель государства, только за колючей проволокой.

Учитель литературы:

Их, людей разных судеб и характеров, объединяло одно – то, что независимо от обстоятельств они сохраняли душу, оставались людьми и несли через мрачные годы не- свободы и насилия как негасимую свечу, истинную интеллигентность.

Учитель истории:

А кого называют интеллигентом?

Учащиеся:

Интеллигент - не тот, кто имеет высшее образование, а тот, кто порядочен, не терпим к насилию, в любых ситуациях не участвует во лжи, в подлости.

Учитель литературы:

Какие рассказы вам наиболее запомнились и почему? Какие герои?

Какие мысли автора нашли отклик в вашей душе?

Учащиеся:

  1. Знакомясь с фактами истории, мы всё время задавали себе вопрос: “Почему один человек становится палачом другого?” Ответ на этот вопрос дал нам писатель…
  2. В рассказе “На представку” мы увидели ещё одну группу заключённых - блатных. Поразило, что им жилось сытней, вольготней, охрана их даже побаивалась, и лишь политические сопротивлялись, но это всегда заканчивалось смертью.
  3. Мне запомнился рассказ “Сентенция”, посвящённый Надежде Яковлевне Мандельштам. Этот рассказ завершает одну часть цикла рассказов. Рассказ загадочен и страшен одновременно. Люди живут в небытие.

Учитель литературы:

Какие ассоциации возникают у вас со словом “небытие”?

Учащиеся:

Это смерть, безвозвратность, окончательность приговора, “вычеркнутость” из числа людей. В этом рассказе Варлам Шаламов показывает пробуждение памяти рассказчика: от “ЗЛОСТИ – последнего из человеческих чувств”, через ПОЛУСОЗНАНИЕ, которое не может называться жизнью, к СТРАХУ, что отсрочка смерти будет короткой, и ЗАВИСТИ к умершим, наконец, ЖАЛОСТИ по отношению к животным, а не к людям.

Это пробуждение не духовное, а физическое. Герой начинает отъедаться, пить горячую воду, меньше уставать. И только потом, в процессе эволюции, в нём пробуждается РАЗУМ.

Сам финал рассказа говорит о закономерности возвращения к жизни.

Учитель литературы:

Вернулся ли к жизни сам писатель? Почему?

Учащиеся:

20 лет лагерей не сломили его, но свой отпечаток оставили.

20 лет не печатался, но не терял веры.

Варлам Шаламов воскрешает нашу историческую память. Заставляет задуматься о многом…

Учитель литературы:

Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке-размышлении присутствует ещё один свидетель тех событий – это ЛИСТВЕННИЦА.

Лиственница, доставленная с Колымы, стала символом музея писателя в Вологде, который открылся в 1991 году. Об этой лиственнице повествуется в рассказе Варлама Шаламова.

(Чтение ученицей фрагмента рассказа Варлама Шаламова “Воскрешение лиственницы” на фоне кадров видеосъёмки о 501–й стройке (приложение 6).

Учитель литературы:

Наша лиственница не с Колымы, она хранит память о мучениках 501–ой стройки. Она может засохнуть, а может воскреснуть. Всё будет зависеть от того, насколько мы с вами были сегодня искренни и будем ли действительно помнить о тех страшных событиях, о людях, сохранивших в себе ЧЕЛОВЕКА.

Руководитель музея читает стихотворение:

Андрей Облог. “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.

В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою

Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

В городах, посёлках и станицах
Безымянных Колымы – помяньте.
Шелестят тяжёлые страницы…
“Люди мира, на минуту встаньте!”
(Все встают – минута молчания.)

Учитель литературы:

Ребята, коллеги, я думаю, что мы ещё раз убедились на нашем уроке, что литература – это, действительно, “очевидец истории” и что слова Варлама Шаламова: “Каждый писатель отражает время – но не путём изображения виденного на пути, а познание с помощью самого чувствительного в мире инструмента - собственной души, собственной личности…” - это истина.

Вы молоды, у вас - всё впереди!

Мы верим в то, что вы в любых обстоятельствах сумеете сохранить добро, правду, природу, историю, честь, память. Это и будет оценкой всем нам. Спасибо!

Руководитель музея:

Используя инструмент собственной души, оставьте свой отклик, свой отзыв в КНИГЕ ПАМЯТИ…

Учитель истории:

Актуальна ли это тема сегодня? Нужна ли эта ПАМЯТЬ? Напишите об этом.

Творческая работа.

(В тетрадях – сложный план урока, который составляется в течение урока.)

http://festival.1september.ru/articles/414101/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/414101/img1.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 1

О репрессиях в Красной Армии  (Из статьи Б. Викторова «Заговор в Красной Армии»)

   Перед нами на столе – уголовное дело по обвинению М. Н. Тухачевского, И.Э. Якира, И.П.Уборевича, А. И. Корка, Р.П. Эйдемана, В.М. Примакова и В.К. Путны в преступлениях, предусмотренных статьями  58б и58 УК РСФСР. Все это - особо опасные государственные преступления: измена Родине, шпионаж, террор, создание контрреволюционной организации. Уже по одному перечислению статей Уголовного кодекса можно было судить о тяжести преступлений поименованных на обложке лиц.

   Коротко, буквально в нескольких словах, о Тухачевском и его «однодельцах».

   Михаил Николаевич Тухачевский: родился в 1893 году, член большевистской партии с апреля 1918 года, командующий армиями и фронтами в годы гражданской войны, награжден орденами Ленина и Красного Знамени, кандидат в члены ЦК ВКП(б), член ЦИК СССР, до 11 марта 1937 года первый заместитель наркома обороны СССР, а с 11 мая – командующий войсками Приволжского военного округа, 26 мая 1937 года арестован.

   Иона Эммануилович Якир: родился в 1896 году, член большевистской партии с апреля 1917 года, награжден тремя орденами Красного Знамени, член ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР, командующий войсками Киевского военного округа, командарм 1-го ранга.

   Иероним Петрович Уборевич: родился в 1896 году, член большевистской партии с апреля 1917 года, награжден тремя орденами Красного Знамени, кандидат в члены ЦК ВКП(б) и член ЦИК СССР, командующий войсками Белорусского военного округа, командарм 1-го ранга.      

   Август Иванович Корк: родился в 1887 году, член партии с 1927 года, награжден двумя орденами Красного Знамени, член ЦИК СССР, начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе, командарм 2-го ранга.

   Роберт Петрович Эйдеман: родился в 1895 году, член партии с марта 1917 года, награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды, член ЦИК СССР, председатель Центральног совета Осоавиахима СССР, комкор.

   Борис Миронович Фельдман: родился в 1890 году, член партии с 1919 года, начальник одного из Главных управлений Красной Армии, комкор.

   Виталий Маркович Примаков: родился в 1897 году, член партии с 1914 года, награжден тремя орденами Красного Знамени, член ЦИК СССР, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа, комкор.

   Витовт Казимирович Путна: родился в 1893 году, член партии с февраля 1917 года, награжден тремя орденами Красного Знамени, военный атташе в Великобритании (по 1936 год), комкор…

   Удалось выяснить, как в те годы в НКВД вообще вилось следствие и, в частности, как оно началось и продолжалось по делу Тухачевского.

   Привлеченный в 50-е годы к ответственности бывший следователь центрального аппарата НКВД Шнейдельман дал такие пояснения: «Авторитет Ежова в органах НКВД был настолько велик, что я, как и другие работники, не сомневался в виновности лица, арестованного по личному указанию Ежова, хотя никаких компрометирующих данное лицо материалов следователь не имел. Я был убежден в виновности такого лица еще до его допроса и потому на допросе стремился любым путем добиться от этого лица признательных показаний».

   Просмотрели дело другого осужденного – следователя Радзивиловского. Вот его собственноручные показания: «Я работал в УНКВД Московской области. Меня вызвал Фриновский и поинтересовался: проходят ли у меня по делам какие-либо крупные военные? Я ответил, что веду дело на бывшего комбрига Медведева, занимавшего большую должность в Генштабе, уволенного из армии и исключенного из партии за принадлежность к троцкистской оппозиции. Фриновский дал мне задание: «Надо развернуть картину о большом и глубоком заговоре в Красной Армии, раскрытие которого выявило бы огромную роль и заслугу Ежова перед ЦК». Я принял задание к исполнению. Не сразу, конечно, но я добился от Медведева требуемых показаний о наличии в РККА заговора и о его руководителях. О полученных показаниях было доложено Ежову. Он лично вызвал Медведева на допрос. Медведев заявил Ежову и Фриновскому, что показания его вымышленные. Тогда Ежов приказал вернуть Медведева любыми способами к прежним показаниям, что и было сделано, а его заявление об отказе не фиксировать. Протокол же с показаниями Медведева, добытыми под физическим воздействием, был доложен Ежову в ЦК. После этого последовали аресты Тухачевского и других заговорщиков… Был у нас банкет по поводу награждения большой группы чекистов. Ежов в своем выступлении сказал следующее: «Мы должны так воспитать чекистов, чтобы это была тесно спаянная и замкнутая секта, безоговорочно выполняющая мои указания». Иначе я поступать не мог…»

   Итак, руководили теми следователями лично Ежов и Фриновский. Оба они… тоже были арестованы в 1938 году и осуждены. Вот какие показания они давали… в суде:

   Фриновский: «Ежов требовал от меня подбирать таких следователей, которые были бы или полностью связаны с нами, или за которыми были бы какие-либо грехи и они знали, что эти грехи за ними есть, а на основе этих грехов полностью держать их в руках… По-моему, скажу правду, если, обобщая, заявлю, что очень часто показания давали сами следователи, а не подследственные. Знало ли руководство наркомата, то есть я и Ежов? Знали и поощряли. Как реагировали? Я, честно, никак, а Ежов даже это поощрял…» Ежов не опроверг этих показаний. Он объяснил в суде: «Порядок рассмотрения дел был по крайности упрощен. Он был проще и в этом смысле даже бесконтрольнее, чем по обычным уголовным делам… Прокуратура СССР, и в частности прокуратура СССР Вышинского, я объясняю той же боязнью поссориться с НКВД и показать себя менее «революционным» в смысле проведения репрессий. Только этими причинами я могу объяснить фактическое отсутствие какого бы то ни было прокурорского надзора за этими делами и отсутствие протестов на действия НКВД в правительство…»  Познакомились мы и с приказом Наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова № 96 от 12 июня 1937 года. В приказе сообщалось: «С 1 по 4 июня с.г. в присутствии членов правительства состоялся военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. На заседании Военного совета был заслушан и подвергнут обсуждению мой доклад о раскрытой Народным комиссариатом  внутренних дел предательской контрреволюционной военной фашистской организации, которая, будучи строго законспирированной, долгое время существовала и проводила подлую, подрывную, шпионскую и вредительскую работу в Красной Армии». 11 июня 1937 года Специальное судебное присутствие Верховного суда Союза ССР признало всех подсудимых  «виновными в нарушении воинского долга (присяги), измене Рабоче-крестьянской Армии, измене Родине и постановило: всех подсудимых лишить воинских званий, подсудимого Тухачевского – звания Маршала Советского Союза и приговорить всех к высшей мере наказания – расстрелу». 12 июня 1937 года приговор привели в исполнение. 31 января 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР по заключению Генерального прокурора отменила приговор от 11 июня 1937 года, дело производством прекратила за отсутствием состава преступления, все проходившие по делу об участниках «антисоветской троцкистской военной организации» были полностью реабилитированы. 27 февраля 1957 года Комитет партийного контроля при ЦК КПСС восстановил их в партии.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Сообщение ученицы

Анатолий Михайлович Зверев родился 27 апреля 1925г. в селе Бахтемир Астраханской области. Отец, Михаил Григорьевич, был рыбаком. Мать, Мария Андреевна, домохозяйкой. Толя рано начал ходить и говорить, любил слушать стихи, был послушным и внимательным мальчиком.

В 30-е годы во время массовых репрессий семья Зверевых, разделив горькую судьбу многих крестьянских семей, несправедливо причисленных к кулачеству, была переселена на Крайний Север.

После месячного ожидания в лагере под Астраханью всех ссыльных погрузили в железнодорожный состав, который всю дорогу находился под усиленной охраной. Ехали в вагонах, предназначенных для перевозки скота. В пути от Астрахани до Нижней Тавды было всего несколько остановок. Запасы воды и продуктов быстро закончились. От жары и голода первыми умирали дети. Все умершие оставались в эшелоне до следующей остановки. Во время стоянки охрана разрешала отходить от состава на 20 м. Хоронить не разрешали. Умерших детей одевали во что-нибудь светлое, передавали из рук в руки кому-нибудь из жителей окрестных сел и просили предать земле своих детей. Милосердные люди умудрялись передавать ссыльным еду и воду.

В Тавде семьи выгрузили из вагонов и перевели в колесный пароход. Охрану сняли, оставив с ссыльными до Тобольска 1-го милиционера. Погрузили запас муки – несколько мешков. На этом отрезке пути среди ссыльных началась эпидемия тифа, а среди детей – корь. Медработников не было. Чтобы не заразить остальных, 9 больных семей выгрузили в Белой церкви. Она была старой, полуразрушенной, но стала пристанищем для всех отверженных.  

Зиму 1930г. все ссыльные пережили в поселке Черный Яр, под Сургутом. Начинали жить в шалашах, потом построили 5 бараков. Все мужское население увезли на зиму на строительство Ханты-Мансийска. Весной в поселке началась эпидемия дизентерии, которая унесла жизни всех малышей. Семья Зверевых похоронила в Черном Яре дочь Ниночку.

Весной 1931г. всех астраханцев отправили на Ямал. Там нужны были мастера, умеющие обрабатывать рыбу. В Салехарде семьям дали 2-е рыбницы.    

Всю весну и лето семьи прожили на рыбницах. Верхний ярус – каюты для жилья, нижний – для приема пищи и обработки рыбы. Осенью вырыли землянки в Шугинской горе, начали строительство бараков, магазина и школы.

Люди 8-ми национальностей оказались ссыльными в поселок Шуга. Среди них румыны, калмыки, немцы, евреи, украинцы. С 1932-1939г. прошли школьные годы Зверева. Анатолий с детства рос крепким, смышленым, не по годам развитым, был не высокого роста с темно-карими глазами. Любил играть в волнушки, а ребята за смелость и находчивость всегда выбирали его командиром. Больше всех помогал Толя матери по дому. Отец в то время был мастером шугинского рыбоучастка, часто не бывал в поселке, все с рыбаками. Летом с отцом, начиная с третьего класса, работал и Толя.

В 1-ый класс Толя пошел в 1932 г. в старую школу. Семья жила в доме не далеко от школы. Толя был маленьким не только по росту, но и по годам, но друзей у него было много.

После семилетки – Салехардское педучилище.

Война. Рвался на фронт, но не брали – было ему всего 16 лет.

Учительствовал. В мае 1943г. - фронт…

Анатолий Зверев, молодой паренёк, учитель, воин, повторивший подвиг Александра Матросова.

Разумеется, приятно и удобно думать, что народ наш может рождать таких героев-патриотов, но не менее приятно и удобно помнить о том, что он и вся его семья появились на надымской земле только потому, что были насильно согнаны с собственной, отчей земли в Астраханской губернии и, безвинные, под арестом вывезены в вечную заполярную ссылку.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.1

У Бога все живы.

(Из сборника воспоминаний о даниловском архимандрите Георгии (Лаврове). – У Бога все живы. М.: Даниловский благовест, 1996г.)

Даниловский архимандрит Георгий (Лавров) – человек, переживший смертный приговор и тюрьму, затем ссылку, и неизменно говорящий: «Не тужи, золото моё, все будем свободны». Не просто ровности поведения, но ласки к окружающим требовал отец Георгий и от тех, кто был рядом с ним: «Буди у нас ласковой девочкой, чтобы мы на тебя радовались… Ласка от ангела, а грубость от духа злобы». Сам же он имел в изобилии эту лёгкость и простоту любви, ему не надо было себя принуждать, что-то в себе перемалывать. Чтобы полюбить человека. Поэтому у него в изобилии и находились те драгоценные ласковые слова, которые меняли жизнь людей, которые сохраняли им порою жизнь. Пережившие всю «пыточную программу» XX века (тюрьмы, ссылки, войны), постаревшие чада отца Георгия говорят о нём, что и прозорлив он был, многие вспоминают именно эти ласковые словечки, эти, казалось бы, пустяки…Его ученики поехали за батюшкой в ссылку в Казахстан, в Кара-Тюбе. Значит, ласка духовника стала для них обликом самой православной веры, через эту ласку и доброту явил им Себя Христос.

Доброта безмерная, ласка материнская – вот лицо духовничества отца Георгия, вот отчего к нему шли подростки уже советской эпохи, 20-ых годов, которым современность предлагала совсем иной тип, другой стиль поведения…

Многих благословил отец Георгий. Такое же благословение получил в своё время и сам 12-тилетний Герасим Лавров от преподобного Амвросия Оптинского и остался в Оптиной, как ни горевал ни сам он и родители его. Пройдя монашескую школу Оптиной, он настоятельствовал в Мешевском Георгиевском монастыре, потом получил от советской власти смертный приговор, чудесно был от него избавлен, а в 20-ые годы стал одним из духовников тогда ещё не закрытого Даниловского монастыря. Почти все монахи в монастыре имели священный сан, были духовниками своих «детей»…

Из воспоминаний матушки Екатерины (Елены Чичериной): «Архимандрит Стефан (Сафонов)… неоднократно бывал в ссылках… Осенью 1937г. … расстрелян в Твери. Архимандрит Серафим (Климков)… арестован и сослан на Север… в 1945г. Вновь был арестован и сослан в сибирские лагеря, вынужден был вести жизнь скитальческую и до самой кончины (в1970г.) совершал свой пастырский и старческий подвиг. Архимандрит Симеон (Михаил Холмогоров)… в 1905 году был тяжело ранен в поясной позвонок, заслонив собою ректора Тамбовской духовной семинарии отца Фёдора, … и с тех пор нижняя часть его тела осталась парализованной… Осенью 1937г. архимандрит Симеон был расстрелян во Владимирской тюрьме…»

Вот какая у нас история! И архимандрит Георгий был частью этой в полном смысле слова священной истории, он разделил участь своих собратьев: в 1928 году был выслан, заболел раком гортани, от которого в великих мучениях, умирал в Нижнем Новгороде на руках духовных детей, из милости принятый в чужой кров (1932г.). Его физическая кончина не прервала общение старца с теми, кто его окружал. Он их не оставил… Приходил к ним во сне, поддерживал, и предупреждал…

…Жизнь надо держать! Держать надо жизнь! В этом -  наша надежда. А другой нам не надо – вот наказ репрессированных, которые сумели поддерживать дух благочестия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У Бога все живы

Слайд 2

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных Лик священников, лик монахов, лик мирян, лик жен. Левая сторона справа налево. 1 ряд: Архимандрит Георгий (Лавров), служил в Калужской области, в Москве

Слайд 3

Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людям православным поборник еси. Моли Христа Бога державе Российской даровати мир спасти души наша.

Слайд 4

Один известный проповедник сказал: преемственность прервалась, мы пришли в Церковь с улицы, мы - мы совсем не те христиане, которые были два - три поколения назад. Это, конечно, правда истинная. Но ведь были же они! Были! И мы , бессильные, в нашей разоряемой, терпящей бедствие стране, «ущербные верующие», может быть, можем опереться на их крепкую веру, на их помощь?

Слайд 5

Было несколько прекрасных духовников… у всех были свои «дети», резко отличавшиеся друг от друга. Издали можно было узнать «георгиевских» -весёлые, молодые, в панамочках, все почти учащиеся. «Стефановские»- в шарфиках, глаза долу, скромно ютящиеся по уголкам. «Серафимовские»- подобно «стефановским», но ещё строже, сосредоточенней, с четками. «Симеоновские»- все большие интеллигентные дамы в шляпах… «Кассиановские»- в основном простые старушки».

Слайд 6

Справимся с комментарием матери Екатерины: «Архимандрит Стефан…бывал на ссылках и расстрелян в Твери; архимандрит Серафим…арестован и сослан на Север, архимандрит Симеон…был тяжело ранен, заслонив собою ректора Тамбовской духовной семинарии отца Федора, а позже был расстрелен; архимандрит Кассиан… был братским духовником, почитался как молитвенник и прозорливец». Вот какая история! И архимандрит Георгий был частью этой в полном смысле слова священной истории, он разделил участь своих собратьев.

Слайд 7

Нынешняя наша история знает ещё двух воронежских Христа ради юродивых -Максима Петровича и Феоктисту Михайловну. Они обходили город и поддерживали в нем дух благочестия. -Фроська, жизнь надо держать! Держать надо жизнь! -грозно говорил Максим Петрович, постукивая палочкой. Такие, как они, видимо, и сейчас держат расшатанную, развалившуюся русскую жизнь. «В этом -наша надежда. А другой нам не надо». -вот призыв репрессированных.

Слайд 8

С 1922 по 1928 гг. архимандрит Георгий (в миру Герасим Лавров) был духовником в Даниловом монастыре и имел дар прозорливости. В то время за духовным окормлением и утешением к нему стекалось множество самых разных людей, в том числе очень образованных и творческих.

Слайд 9

К старцу Георгию привлекали людей такие его качества как безграничная любовь, мягкость, терпимость, широта воззрений, ласка и простота, которая вмещала в себя мудрость и крепкую волю. С 1928 по 1932 гг. архимандрит Георгий находился в ссылке сначала в Уральске, потом в Казахстане. Последние несколько месяцев жизни о. Георгий провел в Нижнем Новгороде, где и скончался 4 июля 1932 г.

Слайд 10

Архимандрит Георгий в ссылке Вот он перед нами, человек, переживший смертный приговор и тюрьму, затем – ссылку, и неизменно говорящий: «Не тужи, золото моё, все будем свободны».

Слайд 11

"ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА СКЛАДЫВАЕТСЯ СМОЛОДУ, И ПОТОМ ТРУДНО ЕГО ИЗМЕНИТЬ" Преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец

Слайд 12

«Буди у нас ласковой девочкой, чтобы мы на тебя радовались…Ласка от ангела, а грубость от духа злобы» : требовал отец Георгий от тех, кто был рядом с ним. У него в таком изобилии находились драгоценные слова, которые меняли жизнь людей, сохраняли им порою самое жизнь(«устраивал подкуп любви», отвращал отчаявшихся людей от самоубийства).

Слайд 13

Казахстан. Поселок Кара-Тюбе. Место ссылки преподобноисповедника Георгия. Ученики поехали за батюшкой в ссылку в Казахстан, в Кара-Тюбе. Значит, ласка духовника стала для них обликом самой православной веры, через эту ласку и доброту явил им Себя Христос. Итак, доброта безмерная, ласка материнская – вот лицо духовничества отца Георгия.

Слайд 14

Мудрые уроки православной веры и жития, преподанные с любовью и сердечностью, малыши запомнили до конца своих дней. Старец всех щедро освещал душеспасительным светом. Не получив достаточного духовного и светского образования, отец Георгий благословлял молодых людей учиться, приобретать специальности по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимания на неустройство быта, столь обычное в 20-30-е годы хх века. Находил праведник для своих "деток" и работу, угодную им и Богу.

Слайд 15

Зачем унываешь и скорбишь, что ты одинока, вспомни слова Господа, как он сказал Своим ученикам: вы... Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною (Ин. 16, 32). Старец ГЕОРГИЙ (Лавров), преподобноисповедник Даниловский

Слайд 16

"Все ко мне идут, несут свои скорби, а вы у меня как пташечки, легкие, все у вас хорошо, и я отдыхаю с вами". Он никогда не поощрял и кичливого хвастовства своей верой и кажущейся избранностью: нужно свидетельствовать о верности Богу не суетными словами, а малыми и большими делами.

Слайд 17

У молодежи всегда было много самых разных вопросов к старцу. Так, юноши нередко спрашивали, можно ли служить в Красной Армии. Отец Георгий отвечал, что прохождение воинской службы – это почетная обязанность по отношению к Родине. А настоящий христианин должен любить свое Отечество и, если придется, отдать за него жизнь. Поэтому в Красной Армии служить можно.

Слайд 18

Многие молодые люди горели желанием уйти в монастырь, но батюшка благословлял на это редко. Человека, которому Господь уготовал монашеский путь, он видел сразу и отрывал от рассеивающей мирской жизни, предлагал круг чтения, знакомых.

Слайд 19

Отец Георгий считал, что в монастырь могут идти лишь те, кто послужил Богу в миру , кто проверен жизнью , в ком заложен прочный фундамент православной веры . Некоторых из своих духовных детей он благословлял принимать тайный постриг.

Слайд 20

Часто старец давал своим "деткам" наставления, облеченные в легко запоминающиеся образные формы. Духовные чада бережно сохранили в своей памяти некоторые его афоризмы: "Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир"; "Жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям"; "Ласка от ангела, а грубость – от духа злобы " и многие другие.

Слайд 21

Усилиями многих духовных детей позже были собраны свидетельства о жизни старца, о чудесах, совершенных по его земным и небесным молитвам, составлены житие, тропарь, кондак, молитва, написана икона. Юным духовным чадам архимандрита Георгия необычайно повезло: в начале своего жизненного пути они встретили замечательного духовника, который был примером жизни и веры. Поэтому они всегда беззаветно служили Церкви Христовой, подтверждая слова старца Георгия: "Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить".

Слайд 22

В Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище состоялось вскрытие могилы и поднятие (эксгумация) святых мощей преподобноисповедника Георгия Даниловского, прославленного в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г.

Слайд 23

Высказывания старца Георгия: « Жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота – это любовь к Богу и ближним». «Смолоду, надо прокладывать жизнь правильно, а к старости уже не вернёшь времени. Одного мудреца спросили: «Что дороже всего?» - «Время, ответветствовал мудрец, - потому что по времени можно приобрести всё, а самого времени купить ни за что». «Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир».

Слайд 24

Советы старца ( из воспоминаний духовных детей) : «Не будь обидчивой, а то станешь, как болячка, до которой нельзя дотронуться». «Зачем унываешь и скорбишь, что ты одинока, вспомни Евангельские слова Господа, как Он сказал Своим ученикам: Вы... меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мною (Ин.16,32). Да и мы не одиноки, с нами и внутри нас живёт Божественная сила, всегда борющаяся против жизненного зла. Береги это сокровище».



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Наш 35-летний город Надым возник на месте мученичества тысяч наших соотечественников, многие из них были невинны перед Богом и перед людьми.

Как из песни слова не выкинешь, так и историю набело не перепишешь: что было – то было. И знать ее необходимо. Для чего? Для того чтобы не повторилось то нелепое, страшное, жестокое, что уже не раз бывало с нами. Ибо сказано еще древними: народ, не желающий помнить прошлого, обречен повторить его вновь. А мы, в России, особенно охотно забывали уроки собственной истории. Постарались забыть средневековые зверства эпохи Ивана Грозного, простили Петру великому за его великость все его жестокости. И получили – только уже в многократном масштабе – зверства и жестокости эпохи Иосифа Сталина.

На месте, где стоит теперь здание Надымдорстроя, холодной весной 1953 года в оцеплении автоматчиков стоял молодой политзаключенный под номером 540 Иван Марманов. Со слезой на глазах охранник сообщил рабам «501 стройки» о смерти «великого вождя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина». А через 25 лет он, Иван Дмитриевич Марманов, уже главный инженер СУ-934, добился, чтобы здание этого дорожно-строительного управления было построено именно на этом, печально памятном ему месте, где когда-то рядом стояла железнодорожная станция «Надым», бегали паровозы-«овечки» с вагонами.

Он до сих пор среди нас и по-прежнему строит дороги. Недавно вышла его книга «Северные были», она есть в надымских магазинах. Только что вышла из печати и вторая – «Страна деревянного солнца», уже полностью посвященная его воспоминаниям о невольничьих годах в лагерях «501 стройки».



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Сообщение ученицы

 Варлам Шаламов

Отец писателя

Отец писателя

Т.Н.Шаламов.

(1868 -1933г.г.)

Мать писателя

Н.А.Шаламова.

(1870 -1934г.г.)

    От гибели его спасло знакомство с лагерными врачами.   Благодаря их помощи, он закончил фельдшерские курсы, работал в больнице до самого освобождения из лагеря.

Вернулся в Москву в 1954г., но, не получив прописки, вынужден был работать в Калининской области на торфяниках. Позже он напишет: «Мне было свыше 45 лет, я старался обогнать время и писал день и ночь стихи рассказы. Каждый мой рассказ – пощёчина сталинизму…»

Дальнейшая одинокая жизнь протекала в упорном литературном труде. Однако при жизни В.Т.Шаламова не были напечатаны его «Колымские рассказы».

Умер писатель 17 января 1982г., потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни.

 «Колымские рассказы» - то труд писателя В.Т.Шаламова. Его творчество – истинный памятник мученикам Колымы, «реквием по погибшим», яркое и точное свидетельство трагедии XX века.

В 1991г. в Вологде был открыт мемориальный музей В.Т.Шаламова.

Тебе обещаю. Далёкая Русь,

Врагам не прощая,

Я с неба вернусь.

***

Нет участи слаще.

Желаний конца.

Чем пепел, стучащий

В людские сердца.

Варлам Шаламов «Аввакум в Пустозерске»



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Воскрешение лиственницы».

…Это страшный подарок – иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду.

…Повинуясь страстной человеческой воле, собирает все силы – физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил – тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы.

…Лиственница источала – именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было между ними границы.

Лиственница в квартире дышала, чтобы напомнить людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов людей, погибших на Колыме.

Слабый настойчивый запах – это был голос мертвых.

От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.

Для воскресения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду – это далеко не все.

…Шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека…

…люди будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою – ее возрождение, воскресение, –  будут вдыхать ее запах не как память о прошлом, но как живую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"

Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини...

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Великий сын великого народа. Интегрированное учебное занятие по немецкому языку и литературе о М.В. Ломоносове

ЦЕЛИ учебного занятия:   Раскрыть масштабность личности Ломоносова как сына Отечества, энциклопедичность его таланта; Способствовать развитию  навыков чтения, говорения и аудирован...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....