Программа по литературе, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_litererature_6_klass.docx86.33 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание, М. Просвещение 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы 18 века

4

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

21

Зарубежная литература.

11

Всего часов

70

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Характеристика деятельности уч-ся

Виды контроля

Домашнее задание

       ВВЕДЕНИЕ

1

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир.

Усвоение новых знаний

Роль книги в жизни человека, «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли».

Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период.

Устный опрос

Подготовить устный рассказ на тему «Книга, оставившая след в моей жизни».

       УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Календарно-обрядовые песни.

Комбинированный

Фольклор, обрядовый фольклор, виды обрядовых песен

Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Фронтальный опрос

Стр. 6 – 11, выразительное чтение одной из обрядовых песен.

3

Пословицы и поговорки

Комбинированный

Малые жанры фольклора, пословица, поговорка. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, меткость и выразительность слога.

Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: защита иллюстраций к пословицам; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Мини-сочинение

Стр. 15- 16, Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка - цветок, пословица - ягодка».

Нарисовать иллюстрацию к пословице. Подготовить её защиту.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

Комбинированный

Древнерусская литература, летопись, летописание, летописец, сказание, исторические сведения о  принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси.

Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание текста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Устный опрос

Стр. 24, ответить на вопросы.

        ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 ВЕКА

5

Русская басня

Усвоение новых знаний

Басня, структура басни, художественные приёмы, используемые в баснях. Мораль, олицетворение. Проблематика произведения.

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

Выразительное чтение

Стр. 28, выразительное чтение

6

И.А. Крылов  «Осёл и Соловей»

Комбинированный

Басня, структура басни, художественные приёмы, используемые в баснях. Проблематика произведения.

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

Выразительное чтение

Стр. 34, выучить наизусть басню

7

Басня А.И. Крылова «Листы и Корни».

Комбинированный

Басня, структура басни, художественные приёмы, используемые в баснях. Проблематика произведения.

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка, чтение по ролям.

Чтение наизусть

Стр. 37, чтение по ролям

8

Басня  А.И. Крылова «Ларчик».

Комбинированный

Басня, структура басни, художественные приёмы, используемые в баснях. Проблематика произведения.

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка, чтение по ролям.

Выразительное чтение

Стр. 41, выразительное чтение.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА

9

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину».

Комбинированный

Факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, история создания стихотворения. Эпитет.

Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр.53, ответить на вопросы.

10

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Комбинированный

Композиция, интонация стихотворения; слово-образ, контраст, мотив неволи.

Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией.

Чтение наизусть

Стр.53, выучить стихотворение «Узник» наизусть.

11

Тема и поэтическая идея стихотворения  А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Комбинированный

Художественные средства, зимний пейзаж, антитеза.

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога».

Чтение наизусть

Стр. 55, выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

12

Двусложные размеры стиха.

Усвоение новых знаний

Ямб, хорей,  ударение, ритм, слог, стопа, стих.

Рецептивная: чтение статьи учебника; продуктивная, творческая: определение размера стихотворения;  исследовательская: литературоведческий анализ текста.

Практическая работа

Стр. 58. Найти   примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем.  

13

Роман А.С. Пушкина «Дубровский».

Усвоение новых знаний

История создания романа.

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Фронтальный опрос

Стр. 63, прочитать 5-11 гл., составить план событий.

14

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

Комбинированный

Душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом.

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 111,  читать главы 12-19.  пересказ эпизода с кольцом.

15

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Комбинированный

Причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям.

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа.

Устный опрос

Стр. 142, вопрос 1.

16

Сюжет и композиция романа «Дубровский».

Комбинированный

Композиция, сюжет; последовательность событий, изображенных в романе; завязка, кульминация, развязка действия, их связь с развитием конфликта; особенности сюжета романа, основные событийные линии.

Репродуктивная: осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: обсуждение плана, воспроизведение событий по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Письменный контроль

Составить характеристику одного из главных героев.

17

Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика»  

Контроля знаний

Композиция, сюжет; последовательность событий, изображенных в романе; завязка, кульминация, развязка действия, их связь с развитием конфликта; особенности сюжета романа, основные событийные линии.

Продуктивная, творческая: подготовка к сочинению.

Сочинение

 Подготовка к контрольной работе.

18

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Контроль и проверка знаний

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Контрольная работа

2 четверть

19

 «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

Комбинированный

Пушкин-гуманист. Роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести.

Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов.

Поурочный балл

Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове

20

М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи».

Комбинированный

Биография М.Ю. Лермонтова, история создания стихотворения. Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Эпитет, художественное сравнение, антитеза, инверсия, лексический повтор.

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки.

Фронтальный опрос

Стр. 150, выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию).  

21

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

Комбинированный

Лиро-эпическое произведение,  сюжет,  тема,  композиция,  инверсия,  эпитет,  олицетворение,  аллитерация,  поэтическая интонация.

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;  поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста.

Чтение наизусть

Стр. 154, ответить на вопросы.

22

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. «На севере диком», «Утес», «Листок».

Комбинированный

Композиция, поэтический образ, образ-символ, эпитет, олицетворение, антитеза, аллегория, художественное сравнение, инверсия.

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера; репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы.

Устный опрос

Стр. 156 - 158, выразительное чтение. Сообщение о И.С. Тургеневе.

23

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Усвоение новых знаний

Биография и творчество писателя. Своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; авторское отношение к героям.

Рецептивная прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы;  продуктивная, творческая: устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;   исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 164, найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки.

24

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Смысл рассказа «Бежин луг».

Комбинированный

Ночной и утренний пейзаж, пейзаж, пейзажная зарисовка.

Рецептивная: прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов рассказа; исследовательская: анализ текста.

Поурочный балл

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа.

25

Особенности изображения природы в творчестве Ф.И. Тютчева

Комбинированный

Биография и творчество Ф.И. Тургенева. Лирика, лирический герой, лирический образ, эпитет, метафора, олицетворение, строфа.  

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Письменный опрос

Стр. 195, нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений, выучить наизусть стихотворение по выбору.  

26

Природа  в творчестве А.А.Фета.

Усвоение новых знаний

Биография и творчество А.А. Фета. Лирика, лирический герой, лирический образ, эпитет, метафора, олицетворение, строфа. Стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове.

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста.

Чтение наизусть

Стр. 201, выучить наизусть стихотворение. Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове.

27

Н.А.Некрасов Стихотворение «Железная дорога».

Усвоение новых знаний

Н.А. Некрасов, его биография и литературная деятельность. Сюжет, фабула. Тяжелый каторжный труд рабочих.

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение, устное

словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 213, выучить отрывок наизусть.

28

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Комбинированный

Эпиграф, фантастика, пейзаж, поэтическая интонация, риторический вопрос, диалог-спор, олицетворение, лексический повтор, фабула, элементы фабулы (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог).

Рецептивная: прослушивание отрывка из стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устный рассказ.

Поурочный балл

Стр. 220, письменное задание.

29

Трехсложные размеры стиха.

Усвоение новых знаний

Стопа» (двусложная, трехсложная), дактиль, анапест, амфибрахий.

Рецептивная: чтение статьи учебника о трехсложных размерах стиха; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: литературоведческий анализ поэтического текста.

Сочинение

Стр. 223,  ответить на вопросы.

30

Полугодовая контрольная работа

Контроль знаний

Репродуктивная: ответы на вопросы.

Письменный контроль

Стр. 224, пересказ биографии.

31

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.

Усвоение новых знаний

Биография Н.С. Лескова. Сказ, эпическое повествование. Изображение русского характера.

Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Фронтальный опрос

Стр. 226, подготовить чтение по ролям.

32

Народ и власть в сказе о Левше.

Комбинированный

Проблема взаимоотношения народа и власти, авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе.

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение; чтение по ролям; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ художественного текста.

Фронтальный опрос

Стр. 226, выписать из текста сказа пословицы и поговорки.

3 четверть

33

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

Комбинированный

Сходство и   различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); роль простонародных и новых

Продуктивная, творческая: презентация заданий «Приемы сказочного повествования»; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ языка произведения.

Уплотненный опрос

Стр. 270, вопрос 5.

34

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова

Контроль и проверка знаний

Продуктивная, творческая: развернутый письменный ответ на проблемный вопрос.

Контрольная работа

Подготовить сообщение о порядках в русской армии времен царствования Николая I.

35

А.П. Чехов. Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий»

Комбинированный

Биография А.П. Чехова. Юмор, художественная деталь, антоним.

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 278, пересказ любого рассказа Чехова.

36

Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века».

Комбинированный

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; исследовательская: анализ текста.

Поурочный балл

Стр. 282 – 287, выразительное чтение.

  РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХIХ ВЕКА

37

Многообразие природы в стихах Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

Изучения новых знаний

Биография и творчество поэтов. Сходство и различие природы в творчестве разных поэтов.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: литературоведческий анализ поэтического текста.

Устный опрос

Стр. 288, ответить на вопросы.

      ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА

38

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Комбинированный

Биография А.И. Куприна.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская: литературоведческий анализ поэтического текста.

Фронтальный опрос

Подготовить сообщение о А.С. Грине.

39

Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса».

Комбинированный

Биография и творчество А.С. Грина. Феерия. Элементы фантастики, образы-символы, метафоры, сравнения.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: сообщение об А. Грине, устное словесное рисование,   поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Уплотненный опрос

Стр.  19 - 40, выразительное чтение.

40

Авторская позиция в произведении «Алые паруса».

Комбинированный

Феерия. Элементы фантастики, образы-символы, метафоры, сравнения.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: устное словесное рисование,   поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Устный опрос

Подготовить рассказ об одном из героев.

.

41

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Комбинированный

Биография писателя. История создания сказки-были. Отличие от народных сказок и сходство с авторскими. Отношение писателя к своим героям.

Репродуктивная: художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт.

Письменный опрос

Стр. 45 - 49, подготовить пересказ событий сказки от лица девочки Даши или от имени цветка.

42

Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Комбинированный

Биография писателя. Философская притча.

Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 39, подготовить сообщение о писателе.

43

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Комбинированный

Биография писателя. Философская притча.

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

 Устный опрос

Составить характеристику Митраши.

44

«Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к главной героям.

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, обсуждение плана характеристики Митраши; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ сцен-эпизодов.

Письменный опрос

Выразительное чтение отрывков.

45

Сочинение «как я понимаю смысл названия сказки-были».

Истинная дружба – одно из самых ценных явлений человеческой жизни. Поступки героев.

Продуктивная, творческая: систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения.

Сочинение

Дописать сочинение.

         ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

46

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

Комбинированный

Биографии поэтов-фронтовиков. Скорбные воспоминания. Гордость за Родину.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: устные сообщения о поэтах фронтового поколения, прослушивание стихотворений в записи; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Поурочный

балл

Стр. 52 – 58, выучить стихотворение наизусть.

47

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Комбинированный

Биографии поэтов-фронтовиков. Скорбные воспоминания. Гордость за Родину.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: устные сообщения о поэтах фронтового поколения, прослушивание стихотворений в записи; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Устный опрос

Стр. 64, ответить на вопросы.

48

В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Комбинированный

Биография писателя. Эпизод, фабула. Авторское отношение к героям.

Репродуктивная: пересказ эпизодов рассказа; продуктивная, творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Уплотненный опрос

Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов.

49

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

Комбинированный

Биография писателя. Эпизод, фабула. Авторское отношение к героям.

Репродуктивная: пересказ эпизодов рассказа; продуктивная, творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Письменный контроль

Стр. 83, пересказ одного из эпизодов.

50

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Комбинированный

Биография В.Г. Распутина, герой-повествователь, посвящение, предисловие, приемы характеристики героев.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 121, вопросы 1 – 4.

51

Душевная щедрость главной героини рассказа.

Комбинированный

Приемы характеристики героев. Смысл названия рассказа. Мотивы поведения героев. Трехчастная композиция сочинения (вступление, основная часть, заключение).

Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств.

Фронтальный опрос

Сочинение «Жизненные уроки».

52

Контрольная работа по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

Контроль знаний

Продуктивная.

Письменный контроль

Стр. 127, прочитать рассказ В. Шукшина «Критики».

4 четверть

53

В.М. Шукшин. Рассказ «Критики».

Комбинированный

Биография писателя. Смысл названия. Авторское отношение к героям.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Поурочный балл

Подготовить пересказ от лица Петьки.

54

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

Комбинированный

Смысл названия. Авторское отношение к героям.

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям эпизода составления письма; поисковая: комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Устный опрос

Стр. 138, ответить на вопросы.

55

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Изучения новых знаний

Биография писателя. Сюжет рассказа; смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя. Психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии.

Рецептивная: чтение статьи учебника о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ художественного текста.

Уплотненный опрос

Стр. 157, написать сочинение.

       РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА

56

А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Комбинированный

Биография поэта. Лирический герой, эпитет, художественный образ, антитеза.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устный рассказ об А.Блоке, выразительное чтение стихотворений, создание иллюстраций к ним; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки;

исследовательская: анализ текста.

Фронтальный опрос

Стр. 159 – 160, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию.

57

С.А.Есенин. Стихотворения.

Изучения новых знаний.

Биография поэта. Образ, фольклорный образ, сравнение, олицетворение, аллитерация.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание песни на слова С.Есенина, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о С.А. Есенине, выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Устный опрос

Стр. 161- 163, выразительное чтение.

58

Постижение красоты в стихотворении А.А.Ахматовой.

Изучение новых знаний

Биография поэтессы. Мир образов. Ассоциативность.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение об А. Ахматовой, выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей; исследовательская: анализ текста

Стр. 164, выразительное чтение.

59

Тема Родины в лирике Н.М. Рубцова.

Изучения новых знаний

Биография поэта. Мотивы творчества. Особенности композиции. Художественные приемы.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением; исследовательская: анализ текста.

Устный опрос

Стр. 167, создание проекта.

60

Из литературы народов России.

Комбинированный

Биография поэта. Мотивы творчества. Особенности композиции. Художественные приемы.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением; исследовательская: анализ текста.

Защита проекта

Стр. 169 – 175, выразительное чтение.

       ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

61

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла».

Комбинированный

Миф, мифология, кифара, певцы-рапсоды. Фразеологизмы древнегреческого происхождения. Образ идеального героя.

Репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение мифологического текста; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Устный опрос

 Стр. 184, ответить на вопросы.

62

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе».

Изучения новых знаний

Легенда, миф, реальность. Отличие мифа от легенды.

Рецептивная: чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Уплотненный опрос

Стр. 186, выразительное чтение.

62

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические поэмы.

Комбинированный

Героический эпос. Гипербола, постоянный эпитет, гекзаметр, античная мифология. Средства художественной выразительности.

Репродуктивная: ответы на  вопросы; продуктивная, творческая: сообщения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Значение поэм Гомера»; рассказ о главных героях поэм; выразительное чтение фрагментов поэм; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Устный опрос

 Стр. 194, подготовить устные иллюстрации.

63

Характер и поступки Одиссея.

Комбинированный

Героический эпос. Гипербола, постоянный эпитет, гекзаметр, античная мифология. Средства художественной выразительности.

Репродуктивная: ответы на  вопросы; продуктивная: рассказ о главных героях поэм; выразительное чтение фрагментов поэм; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Устный опрос

Подготовить отрывок для выразительного чтения.

64

В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

Комбинированный

Биография писателя. Пародия, рыцарский роман.

Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов; продуктивная, творческая: сообщение о писателе,   рассказ о главных героях романа; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование фрагментов глав, сравнение двух героев; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы друг с другом и с иллюстрацией художника.

Устный опрос

Стр. 220, ответить на вопросы.

65

И.Ф.Шиллер. Баллада  «Перчатка».

Комбинированный

Биография писателя. Баллада, ее отличие от былины и песни. Поступок героя.

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы.

Уплотненный опрос

Стр. 222 – 226, выразительное чтение.

66

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Изучения новых знаний

Биография писателя. Новелла, смысл ее названия.

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение.

Устный опрос

Стр. 246, ответить на вопросы.

67

Юмор в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Комбинированный

Биография писателя. Комическое и юмористическое в произведении.

Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение фрагментов эпизодов по ролям; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сравнительная характеристика героев романа, сопоставление произведений художественной литературы.

Фронтальный опрос

Подготовить фрагмент для пересказа.

68

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

Комбинированный

Биография писателя. Философская сказка, символ. Мечта о естественных отношениях между людьми

Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о героях сказки;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Уплотненный опрос

Подготовиться к итоговой контрольной работе.

69

Итоговая контрольная работа.

Контроль знаний

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, поисковая: связный письменный ответ на проблемный вопрос.

Письменный контроль

.

70

Литературная викторина.

Контроль знаний

Репродуктивная: ответы на вопросы; творческая: выполнение заданий.

Список чтения на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...