Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок обощающий  пр произведениям А.С.грибоедова "Горе от ума", А.С. Пушкина "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"с использованием сингапурских структур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 с УИОП» г.Буинска РТ

Урок литературы в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы  Мухаметзянова Ф.Н.

И я один, хотя со всеми. (Образ «лишнего человека» в русской литературе 19 века.)

 Цели урока:

1) обобщить и систематизировать представления учащихся о « лишнем человеке» в русской литературе 19 века и идейном содержании произведений;

2) формировать поисковый стиль мышления и творческий подход к добыванию знаний, умение анализировать и сравнивать;

3) вызвать уважение к личности каждого человека, показать необходимость соблюдения нравственных законов, ответственности за свой выбор.

Тип урока: урок  обобщения  знаний  с  применением  сингапурских структур.

Оборудование: стенды с портретами А.С .Грибоедова, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.    

Эпиграфы к уроку:

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытней и не полезней истории целого народа…»

М.Ю. Лермонтов

«Недостаточно определять нравственность верностью своих убеждений. Надо ещё беспрерывно задавать себе вопрос: верны ли мои убеждения?»

                                                                                                                    Ф.М. Достоевский

Суждены нам благие порывы,

Но совершить ничего не дано.

                                                                                                                    Н.А. Некрасов

                                                                 

I. Организационный момент.  

I I. Актуализация опорных знаний.

1.Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В ходе наших бесед мы часто проводили параллель с другими героями литературы 19 века.  Определите по высказываниям литературных критиков, о ком из героев идет речь, как называются эти литературные произведения, кто их автор? (Отвечают учащиеся№1)

1.« Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он …, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва»(И. Гончаров)

2. «Мы доказали, что …не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, — и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что … — страдающий эгоист» ( В. Белинский)

3.«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою». (В. Белинский)

2.Целеполагание.

Учитель: К какому литературному типу относят этих героев? Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? Какие произведения нам помогут рассмотреть эту тему? Определение темы и целей урока. 

  1. Работа в группах. Структура  ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС

Перед вами  словосочетание «лишний человек». Дайте определение этому типу героя. Расскажите о нем. Какие ассоциации вызывает эта фраза? В каких произведениях вы уже говорили об этом?  (Лист делится на четыре, каждый записывает свое определение, затем обсуждают и  записывают одно общее понятие «лишний человек») (Выступают учащиеся №2)

Учитель: «Лишний» человек - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы называют Онегина, Печорина, Чацкого. Это  комедия А. Грибоедова « Горе от ума», романы А. Пушкина « Евгений Онегин» и М. Лермонтова « Герой нашего времени».

Учитель: Тема «лишнего» человека» проходит через творчество многих писателей 19 века. Наиболее ярко она представлена в произведениях таких авторов, как А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Гончаров, И. Тургенев. Эта тема носит острый социальный характер, так как писатели этого периода не могли равнодушно пройти мимо проблем своего времени, не раскрыть их суть при помощи своего главного оружия – слова. Многие литературоведы придерживаются точки зрения, что впервые наиболее отчетливо этими терминами воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное « Дневник лишнего человека». Существует точка зрения, что впервые наиболее точно им воспользовался

И.С. Тургенев, создав в 1850 году «Дневник лишнего человека». «Лишний, лишний… -

пишет его герой Алексей Михайлович Чулкатурин.- отличное это придумал я слово. Чем глубже я вникаю в смысл самого себя, тем внимательнее рассматриваю всю свою

прошедшую жизнь, тем более убеждаюсь в строгой истине этого выражения. Лишний – именно… На моё появление природа, очевидно, не рассчитывала и вследствие этого

обошлась со мной как с нежданным и незваным гостем. Во все продолжение жизни я

постоянно находил свое место занятым, может быть оттого, что искал это место не там,

где бы следовало. Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с

другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей, перед которыми хотел

было развернуться, толковал все в другую сторону, язвительно смеялся над своим

притязанием «быть, как все»,- и вдруг, среди смеха, печально опускался весь, впадал в

нелепое уныние, а там опять принимался за прежнее,- словом, вертелся, как белка в

колесе. Целые дни проходили в этой мучительной бесплодной работе. Ну, теперь,

скажите на милость, скажите сами, кому и на что такой человек нужен?»

Именно образ «Лишнего человека» в русской литературе стал предметом

исследования русских писателей XIX века, а также критиков, достаточно полно

осветивших ее в то время: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший его, он не стал плодом

фантазии русских писателей, а был отмечен как болезненное явление духовной жизни

русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Несколько лет спустя

М.Е.Салтыков-Щедрин заметит: «Лишний человек – это наше больное место. Ведь он нас думать заставляет».

Пробуждение личного начала, драматическое завоевание внутренней

самостоятельности, высокий индивидуализм составили обаяние и силу этого героя. Ведь почти три десятилетия общественный протест и был возможен только как личный

протест, как охрана человеком своего права на самобытное развитие.

 По другой версии сам Пушкин в черновом варианте 8 главы « Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: « Онегин как нечто лишнее стоит».

Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей 19 века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.

Появление « лишнего» человека было связано с взаимоотношениями человека и государства. Изменение исторической ситуации влекло за собой и изменение этого образа. В школьной программе комедия А.Грибоедова « Горе от ума», романы А.Пушкина « Евгений Онегин» и М. Лермонтова « Герой нашего времени» изучаются в 9 классе. Романы И.Гончарова « Обломов», И.Тургенева « Отцы и дети» - в 10 классе.

3. Учитель: Что же означает слово «лишний»?

1. Ненужный.

2. Бесполезный.

3. Никчемный.

4. Бессмысленный.

5. Напрасный.

6. Пустой.

7. Бесплодный.

8. Безуспешный.

9. Безрезультатный.

10. Тщетный.

--- Какие из значений этих слов более точны по отношению к героям произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,?

--- Распределите героев по этим значениям.(Выступают учащиеся №3)

4. Прочитайте эпиграфы. Какой эпиграф вы выберете и почему?  Обсудим в конце урока.

III. Работа над темой урока. ФИНКИН МЭПС,  КАРТА-ШАР.

«Лишние люди» в русской литературе 19 века.

1.Учитель: Сегодня нам нужно выяснить, почему главные герои «Горе от ума», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» были так не похожи на окружающих, почему общество их отвергло, почему они одиноки, в чем их беда, что прошли они по жизни «без следа»?  И хотя герой Грибоедова является только «предтечей» галереи «лишних» людей, мы будем говорить и о нем как о человеке, всколыхнувшем свой век. Ваши наблюдения вы  должны будете оформить в КАРТЕ- ШАРЕ, она у вас на столе, определив основные тематические признаки «лишних людей».

Происхождение героев

Воспитание и образование

Цели в жизни

Отношение к общественному строю

Отношение к труду

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Отношение общества к герою

Итог жизни

Чацкий

Онегин

Печорин

«Лишний человек»

2. Обобщение. Структура  ФО БОКС СИНЕКТИКС.  Дополните фразу

 Чацкий похож на   ---------- , потому что---------

Онегин похож на   ---------- , потому что---------

Печорин похож на   ---------- , потому что---------

Проверка задания.

IV. Рефлексия.

1.КРИЭЙТИВ КУЭСЧЕНС    Кого из героев вы взяли бы в путешествие? 

2. Какой же эпиграф подходит к уроку ? 

3. Запись в тетради.  «Лишний человек» - натура страстная, бунтующая. «Лишний человек» не выносит зависимости, одновременно понимая, что несвобода – в нем самом, в его душе. Ему кажется, что зависимым его делает общество, в котором он живет, однако, вступив с ним в конфликт, «лишний человек» становится одиноким. Протестующая, отрицающая, исследующая жизнь и человека мысль – суть этого образа. «Лишний человек» переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Ее ставили писатели – классики, как видим, она актуальна и до сегодняшнего дня.

 

4.У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное, на мой взгляд, к теме нашего разговора:

       Каждый выбирает для себя

       Женщину, религию, дорогу.

       Дьяволу служить или Пророку –

       Каждый выбирает для себя.

        Каждый выбирает по себе

       Слово для любви и для молитвы,

       Шпагу для дуэли, меч для битвы.

       Каждый выбирает по себе.

 Подумайте, кем бы вы хотели стать: разрушителем или созидателем, отвергнутым или признанным.

V Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: « Могут ли в наше время появиться « лишние люди»?

Происхождение героев

Воспитание и образование

Цели в жизни

Отношение к общественному строю

Отношение к труду

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Отношение общества к герою

Итог жизни

Чацкий

Дворянин

Воспитывался в доме Фамусова, вместе с Софьей, учился у учителей-иностранцевзатем уехал за границу

Герой полон светлых идей преобразования общества.

Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом.

Самое главное стремление Чацкого – служить отечеству, «делу, а не людям».

Искренне любит Софью и хочет жениться

По его мнению, дружба должна быть честной, истинной и крепкой Чацкий же никогда себе не позволит притворяться и лицемерить.

В глазах людей, привыкших жить по-старому, Чацкий – опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования.

Мог выйти на Сенатскую площадь

ОНЕГИН

Дворянин

Воспитывался в духе аристократической культуры, оторванной от национальной культуры

Образ Онегина все время находится в развитии, его взгляды меняются на протяжении все го романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.

Он не способен думать о других, безразличен к судьбам народа

«Труд упорный ему был тошен»

В чувствах проявляет эгоизм и индивидуализм

У Онегина же нет взглядов на дружбу, он выбирает себе в друзья первого человека, который был хоть немного ему интересен

Онегин не стал изгоем в своем обществе, как Чацкий, он мог спокойно существовать среди своего окружения

Онегин обречен скитание.

Печорин

Дворянин

Воспитывался в духе аристократической культуры, оторванной от национальной культуры

Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его романа Григорий Печорин не смог определить цель своей жизни

Равнодушен, занимается исследованием своего внутреннего мира

Печорин ищет, где можно применить свои силы, но, увы, совершает только мелкие, недостойные его поступки

Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.

Герой считает, что « в дружбе один раб другого».

Общество принимает Печорина, но герой безразличен к людям

Печорин погибает в Персии.

Чацкий похож на   ---------- ,

потому что---------

Чацкий похож на   ---------- ,

потому что---------

Чацкий похож на   ---------- ,

потому что---------

Чацкий похож на   ---------- ,

потому что---------

«Лишний человек» похож на   ---------- ,

потому что---------

«Лишний человек» похож на   ---------- ,

потому что---------

«Лишний человек» похож на   ---------- ,

потому что---------

«Лишний человек» похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

 потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

 потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------

Онегин  похож на   ---------- ,

потому что---------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века

Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века.Урок с применением сингапурских структур...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса Сделан анализ трёх произведениий: А.Чехова,Л.Андреева....

Урок «Концепты «Дом и кров» в русской литературе 19 века»

Методическая разработка урока по русской литературе«Концепты «Дом и кров» в русской литературе 19 века»...

Реферативный обзор русской литературы 20-х - 30-х гг. ХХ века

Период  20-х – 30-х годов ХХ века – один из самых непростых в истории России. Смена политического режима, революции, социальные и экономические изменения, окончание войны – все ...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....