Город Калинов и его обитатели
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Город Калинов и его обитатели15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели»

Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей; привить навык выразительного и внимательного чтения; развить любовь  к русской литературе.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

  1. Беседа

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

- Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савёл Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон и др.

- Где и когда разворачиваются события?

  1. Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.

  1. Работа с текстом

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

- Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?

Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом… или Дикой – маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих.)

Задание.

- На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Задание.

- какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам.  Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания».  («Насущность  хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т.д.). Литература 20 века – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

  1. Итог урока

 Домашнее задание

Пересказ лекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....

Город Калинов и его обитатели

Урок формирует представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; направлен на анализ образов героев драмы....

Урок «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Урок посвящен творчеству А.Н.Осторовского. его пьесе "Гроза". Занятие построено в рамках технологии контекстного обучения....

Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...

Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»

Цель: изучение драматического произведения.Задачи:1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;2. Углубить представления учащихся об обитателях города;3. Соверше...