Рабочая программа Литература 5 класс ( УМК В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Харнутова Татьяна Базаровна

Рабочая программа Литература 5 класс ( УМК  В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harnutova_tb_lit_5_klass.docx11.96 КБ

Предварительный просмотр:

   

                 

Рабочая программа учебного курса

«Литература»

для  5 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по литературе 5-9 классы.
Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 5-го класса и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание литературного образования направлено на формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, развитие художественного вкуса, читательской компетенции, изучение историко-литературных понятий, помогающих освоению литературного материала.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, являющихся золотым фондом русской классики.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижения следующих целей:
• 
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
• 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
• 
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
• 
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. 
Содержание литературного образования направлено на формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, развитие художественного вкуса, читательской компетенции, изучение историко-литературных понятий, помогающих освоению литературного материала.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, являющихся золотым фондом русской классики.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Рабочая программа выделяет три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и 
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

        •        
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

        •        
выразительное чтение художественного текста;

        •        
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

        •        
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

        •        
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

        •        
анализ и интерпретация произведения;

        •        
составление планов и написание отзывов о произведениях;

        •        
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

        •        
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ПОНЯТИЯ

        •        
Художественная литература как искусство слова. 

        •        
Художественный образ. 

        •        
Фольклор. Жанры фольклора.

        •        
Литературные роды и жанры.

        •        
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

        •        
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. 

        •        
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

        •        
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. 

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

        •        
выделение характерных причинно-следственных связей;

        •        
сравнение и сопоставление;

        •        
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

        •        
самостоятельное выполнение различных творческих работ;

        •        
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

        •        
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

        •        
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

        •        
составление плана, тезиса, конспекта;

        •        
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

        •        
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

        •        
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 
Учебная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа.
 Учебник: Литература 5 класс» (в 2 частях.) В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в неделю - 2; в год - 68; Плановых классных сочинений 4.

Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень): В.Ф.Чертов, М.: «Просвещение», 2011 г.

№ урока  

Тема урока  

Теория литературы

Связь с другими видами искусства

1.

2.

3-4.

5-8.

9

 

10.

11-12.

13-14.

15-17.

18.

Литература как искусство слова.

Мифология

Мифология «Аполлон и музы», «Дедал и Икар»,

«Кипарис», «Орфей в подземном царстве» 

Русский фольклор

Фольклор, Малые жанры фольклора, сказки:

Русские пословицы и поговорки, «Царевна-

лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль.

Литературная сказка

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Х.К.Андерсон «Снежная королева»

р/р Практикум. Аннотация 

Древнерусская литература

«Повесть временных лет», «Предание об основание Киева», «Сказание о белгородском киселе», «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Жанр Басни в мировой литературе

Басни Эзопа

«Ворон и Лисица» «Муравей и жук» Федра

«Лисица и Ворон» «Лисица и Аист», Ж. де

Лафонтена «Дуб и Трость», Г.Э.Лессинга

«Свинья и Дуб» «Ворон и Лиса»,

А.П.Сумарокова И.И.Дмитриева «Дуб и Трость»

Русская литература 19 века

  И.А.Крылов «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

«Квартет», «Свинья под Дубом»

А.С.Пушкин «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях», «Сказка о попе и работнике его

Балде»

в/чт В.А Жуковский «Спящая царевна»

Метафора, эпитет, инверсия, сравнение, олицетворение

Роды литературы (эпос, лирика, драмы) и жанры литературы

Фольклорные жанры

Авторская сказка, тема, сюжет, идея литературной сказки

Аннотация, нестандартные средства языка: обороты, конструкции

Летопись, сказание

Басня,  эзопов язык, фабула, аллегория

Олицетворение, гипербола, литота

В.М.Васнецов «Иван царевич и Серый волк»

В.М.Васнецов «Нестор летописец»

Ф.Рубо «Бородинская панорама»

19.

20.

21-23.

24.

М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Поле Бородина»,

 в/чт «Два великана»

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»

в\чт «Вечера на хуторе близ Диканьки»

25.

26-28.

29.

30

31-33

34.

35.

36-37.

38.

39.

40-41.

42-43.

44-46.

47-50.

51.

52.

53.

54-56.

57-58.

59.

60-64.

65.

66-68

Образ времени года в литературном

произведении

Стихотворения Ф.И.Тютчева и

А.А.Фета

И.С.Тургенев «Муму»

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

р/р Практикум. Заглавный образ в литературном

произведении

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Русская литература 19 века

2 полугодие

А.П.Чехов «Мальчики», «Лошадиная фамилия» р/р Практикум. Письменный отзыв о литературном

произведении

Образ Родины в русской поэзии И.С.Никитин

«Русь», А.К.Толстой «Край ты мой родимый

край…» И.Северянин «Запевка» Н.М.Рубцов

«Родная деревня»

Русская литература 20 века

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

«У птицы есть гнездо. У зверя есть нора…»

С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» «Топи

да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы»

Практикум. Поэзия и проза как формы

художественной речи

П.П.Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка»

Образы детей в мировой литературе

М.Твен «Приключения Тома Сойера»,

О.Генри «Вождь краснокожих»

А.С.Грин Повесть «Алые Паруса»

А.П.Платонов Рассказы «Неизвестный цветок»,

«Цветок на земле»

С.Я.Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

 

Практикум. Монолог и диалог как средства

создания образа

Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». В.П.Катаев «Сын полка»

В.П.Астафьев Рассказы «Васюткино озеро»

 Вн/чт«Зачем я убил коростеля?»

Образы животных в мировой литературе

Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка»,

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

р/р Практикум. Тема и идея произведения

Жанр рассказа в мировой литературе

  А.П.Чехов «Хирургия», А.Конан Дойл «Камень Мазарини», М.М.Зощенко «Галоша», Р.Брэдбери «Всё лето в один день»

Повесть

Портрет

Заглавный образ

Юмор, ирония

Отзыв о литературном произведении

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

сказ

автобиографическое произведение

феерия, личность

сказка-быль

драматическое произведение, монолог, диалог

Пейзаж, персонаж

анималист

Тема, идея произведения

рассказ

С.В.Рахманинов романс «Весенние воды», В Суриков «Взятие снежного городка»

А.Лебедев «Крестьянские дети»

И.Левитан «Обитель чудная»

Г.Буреев «Медной горы Хозяйка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...