Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Цели урока:

1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.

2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, беспримерного мужества.

3. Развитие навыка анализа произведений, прочитанных самостоятельно.

Оборудование: портреты В.Быкова и Б. Васильева, выставка книг о войне, иллюстрации к произведениям.

 Эпиграф:

                                                                                              Истина заключается в том, что,

                                                                                              несмотря на тяжелые испытания,

                                                                                              мы победили.

                                                                                                                 А.Чаковский.

                                                    Ход урока:

I.Организационный момент (приветствие класса).

II. Целеполагание (тема и цель урока).

III.Мотивация (эпиграф).

IV. Вступительное слово учителя (на фоне песни «Журавли» на слова Р.Гамзатова)

     Шестьдесят пять лет минуло с той поры, когда отгремел салют, возвестивший о победе русского народа в Великой Отечественной войне, но память вновь и вновь возвращает нас в огненные военные годы. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим.

Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир- обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем литературы является тема подвига русского народа в войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма людей,  их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

     Отсюда жанровое своеобразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К.Симонова,  В.Гроссмана, Ю.Бондарева, В.Богомолова); психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В.Быкова, Б Васильева, В.Распутина); художественно-документальные произведения (книги С.Смирнова, В.Субботина, К.Воробьева); драматургия (пьесы К.Симонова, Б. Корнейчука); поэзия (стихи Е.Винокура, М.Дудина, М.Джалиля).

     Независимо от жанра все произведения объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_voyne_mou_oosh_no_78.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА

РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов.

Карпова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ № 78» города Саратова

Цели урока:

1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.

2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, беспримерного мужества.

3. Развитие навыка анализа произведений, прочитанных самостоятельно.

Оборудование: портреты В.Быкова и Б. Васильева, выставка книг о войне, иллюстрации к произведениям.

 Эпиграф:

                                                                                              Истина заключается в том, что,

                                                                                              несмотря на тяжелые испытания,

                                                                                              мы победили.

                                                                                                                 А.Чаковский.

                                                    Ход урока:

I.Организационный момент (приветствие класса).

II. Целеполагание (тема и цель урока).

III.Мотивация (эпиграф).

IV. Вступительное слово учителя (на фоне песни «Журавли» на слова Р.Гамзатова)

     Шестьдесят пять лет минуло с той поры, когда отгремел салют, возвестивший о победе русского народа в Великой Отечественной войне, но память вновь и вновь возвращает нас в огненные военные годы. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим.

Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир- обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем литературы является тема подвига русского народа в войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма людей,  их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

     Отсюда жанровое своеобразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К.Симонова,  В.Гроссмана, Ю.Бондарева, В.Богомолова); психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В.Быкова, Б Васильева, В.Распутина); художественно-документальные произведения (книги С.Смирнова, В.Субботина, К.Воробьева); драматургия (пьесы К.Симонова, Б. Корнейчука); поэзия (стихи Е.Винокура, М.Дудина, М.Джалиля).

     Независимо от жанра все произведения объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

          Сегодня мы остановимся на произведениях В. Быкова., Б.Васильева, которые стремились не только правдиво осветить великую эпопею сражений, но и выявить нравственные истоки подвига русского народа, обеспечившего великую победу над врагом.

  О человеке на войне хорошо сказал В.Быков: «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Я говорю просто о человеке. О возможности для него - и в самой страшной ситуации - сохранить свое достоинство. Если нет – выстоять и победить. Пусть не физически, но духовно. Таков герой повести «Сотников».

V. Слово о писателе (выступление учащегося)

В.Быков – современный писатель, вошедший в литературу в конце 50-х годов 20 века, популярный автор книг о Великой Отечественной войне. Страстное желание рассказать суровую правду о войне, какой она была на переднем крае, в занятых немцами белорусских селах, в партизанских отрядах, привело его в литературу.

В.Быков «работает» в жанре военной повести, где принципы психологизма сочетаются с документальностью и достоверностью. Внимание автора сосредоточено на анализе поступков и состояний человека в трагедийных ситуациях, диктующих герою сделать выбор. Герои В.Быкова, оказываясь подчас в безвыходном положении, совершают мужественные поступки, борются до конца, сохраняют «человечность в бесчеловеческих обстоятельствах». Я прочитала повести «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета», но больше понравилась повесть «Сотников».

VI. Беседа по прочитанным текстам.

Учитель: Расскажите сжато содержание повести В.Быкова «Сотников».

Ответ учащихся:

Зима 1942года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников гибнет. Рыбак ценою предательства остается жив.

Вопрос учителя: Назовите главные проблемы повести.

Ответ учащихся: Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы повести, раскрывающиеся через  эти образы.

Вопрос учителя: Почему Рыбак, оказавшись один на один с врагом, совершает предательство? Откуда выходят истоки предательства Рыбака?

Ответ учащихся: Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят  «свои». Оказавшись один на один с врагом, он идет сначала на компромисс. Потом на предательство и убийство товарища: «Он решил выжить любой ценой - в этом все дело».

Истоки предательства выходят из детства, когда он шёл на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.

Вопрос учителя: Почему, будучи больным, Сотников идет в разведку?

Ответ учащихся: Тяжело было всем. Гражданский долг, честь и совесть не позволили Сотникову переложить жизненно опасное задание на плечи других.

«Почему они, а не я должен идти, какое я  имею право отказываться»,- вот мысли Сотникова перед уходом в разведку.

Вопрос учителя:  Откуда же черпает свои духовные силы герой?

 Ответы учащихся:  Когда он был комбатом, ему на всю жизнь запомнился случайно услышанный допрос пленного русского полковника - седого, израненного, но несломленного духом. Офицер обличал Гитлера гневно и бесстрашно. И фашист опешил от смелого русского: он даже не обругал его, хотя позже полковник был расстрелян. Несломленность духа, гордость глубоко запали в душу Сотникова. Также бесстрашен перед смертью был он сам. Перед казнью он видит в толпе людей мальчика, встречается с ним взглядом и понимает, что честно выполнил свой долг на Земле.

Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Нравственная бескомпромиссность делает Сотникова героем.

Вопрос учителя: Что явилось отличительной чертой русского народа в Великой Отечественной войне?

Ответ: Это массовый героизм. Простые, незаметные  в обычной жизни люди в годы войны проявляли отвагу и бесстрашие, защищая свою Родину от врага.

Вопрос учителя: Какое произведение можете назвать?

Ответ: Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». Автор показал, что подлинная поэзия подвига и героизма в простоте и естественности, в человеколюбии и порядочности.

Писатель пришел в литературу зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – нравственная чистота и подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников, за свою землю.

Вопрос учителя: Расскажите сжато содержание повести «А зори здесь тихие».

Ответ учащихся: Май 1942 года. Неведомый 171-ый разъезд, в стороне от которого немцы бомбят  мурманскую дорогу; на западе на западе позиционная война; на севере -ожесточенная война за морские пути; на юге - блокированный Ленинград. На тихом разъезде несут службу солдаты  зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы – девушки, а командует ими старшина  Федот Васков. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Героически сражаясь, они гибнут одна за одной.

Вопрос учителя: Расскажите, как погибают девушки?

Ответы учащихся:

     - Ударом ножа в сердце убита Соня Гурвич, бывшая студентка из сожженного Минска, бледная, в больших очках, так увлеченная миром поэзии, стихами Блока о России.

     - Торопясь выполнить важное задание, погибает в болотной пучине Лиза Бричкина, девушка с дальнего лесного кордона, которую каждое утро  «обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья…»; крепкая, ладная и самостоятельная, она очень нравится старшине.

      - Упала, прошитая автоматными очередями, Галя Четвертак, воспитанница детского дома, бойкая фантазерка, которой жизнь представлялась забавной игрой; она прибавила себе год, чтобы ее взяли на фронт.

      - Гордая светловолосая красавица Женя Комелькова, с которой  скульптуры можно лепить (фашисты расстреляли ее мать, сестру и братишку), совершает подвиг: отстреливаясь, она уводит за собой гитлеровцев, желая спасти раненую подругу Риту Осянину.

      - Умирает и Рита Осянина, строгая и волевая, умевшая только отдавать свое личное общему; она так хотела вырастить своего маленького сына, чтобы он был похож на ее мужа- пограничника, убитого в первый день войны…

Вопрос учителя: Во имя чего погибли девушки? В чем истоки их мужества?

Ответы учащихся: Все девушки погибли, но они победили, не пропустили врага.

Погибли во имя того, чтобы люди могли всегда спокойно любоваться «тихими-тихими зорями…»

Истоки мужества героинь, чьи судьбы переплелись с судьбой народа, их нравственную стойкость, величие духа, самоотверженность видим в простоте и естественности, в человеколюбии и порядочности.

VII. Заключительное слово учителя. Анализируя произведения В. Быкова и Б.Васильева о войне видно, что авторы показывают нравственные испытания героев, связывая события и судьбы с прошлым своего Отечества, рисуют силу русского характера как одну из национальных черт сильного духом народа. Беззаветное служение людям, Родине - вот, что составляло духовную основу общества. Именно это помогло выстоять и победить в трудной борьбе за независимость.

Нравственными истоками подвига являются гуманизм человека, бескомпромиссность с совестью в минуты опасности, чувство долга, защита своей страны как органическая потребность человека, честность и порядочность в обычной жизни.

VIII. Оценка знаний учащихся.

 IX.Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении о Великой Отечественной войне.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие подвига Советского народа в Великой отечественной войне.В память о Сталинградском сражении.

Презентация в помощь к подготовке и проведению классного часа к годовщине Сталинградской битвы....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-летию Победы русского народа в Великой отечественной войне «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий:Поклонимся великим тем годам,Тем славным командирам и бойцам,И маршалам страны и рядовым,Поклонимся и мёртвым, и живым,Всем тем, которых забывать нельзя,Поклонимся, поклонимся друзья.Всем миро...

классный час 5 класс "Победа русского народа в Великой Отечественной войне

классный час "Победа русского народа в Великой Отечественной войне"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...

Уроки национальной дружбы и великого подвига братских народов в Великой Отечественной войне: «75-летие Победы»

Уроки национальной дружбы и великого подвига братских народов в Великой Отечественной войне: «75-летие Победы»...