В мире сказок К.И. Чуковского.
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Никифорова Светлана Ивановна

Внеклассное мероприятие было подготовлено для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класса в виде игры-путешествия. Мероприятие было построено с учетом возрастных особенностей детей. Оно состояло из различных по сложности заданий по сказкам Чуковского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_skazok_k.i._chukovskogo.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие

«В мире сказок К.И. Чуковского»

Цель:

- пробудить  у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского;

- показать детям удивительный мир сказок писателя;

- развитие мышление, речи, воображения, памяти;

- воспитание любви к чтению.

Ход мероприятия:

   Наше занятие я хочу начать с загадки:

 «Без языка, а обо всем рассказывает,

без головы,  а все знает, без ног,а везде бывает,»

 Что это? (книга )  (Слайд 1)                                                    

    Книга – великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и  пословиц. Вот некоторые из них:

  - Кто много читает – тот много знает.  

  - С книгой жить – век не тужить.                          

  - Если книг читать не будешь - так и грамоту забудешь .

  - Книга -  твой друг, без нее, как без рук. (Слайд 2)

  - А что вы можете сказать о книге?

 

Давайте послушаем стихи о книге. (Слайд 3)          

 1. Сколько звезд в небесах,                     

Сколько цвету в лесах,                   

Сколько капель в реке,                   

Столько книг на Земле.                   

                                                                                                                             

2. Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

3.Мы с книгой умней и богаче,

Нам с нею расти и дружить.

Она задает нам задачи

И учит, как думать и жить.

4. Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет!

Книгам добрым, интересным

Всем мы классом шлем привет!

2.Формулирование темы и целей.

Итак, я убедилась, что вы любите читать книги. Поэтому я предлагаю вам побывать в гостях у известного писателя, сказочника, поэта. А вот кто он нам подскажут строки из его сказки.

3)Я - великий Умывальник ,

 Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник и мочалок командир!

- Фамилия сказочника? (Чуковский)                                

И наше мероприятие называется «В мире сказок К.И. Чуковского» (Слайд 4)

Мы познакомимся с жизнью и творчеством  писателя, почувствуем удивительный мир его сказок, их мудрость и красоту, поучимся у героев доброте, умению дружить, любить и радоваться радостями другого.

Учитель: Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в г. Санкт-Петербурге. (Слайд 5)

Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский.Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам.

Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом , он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский был очень веселый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки.

Он много лет жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, в небольшом загородном доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны.

В этом знаменитом поселке открылся музей К.И.Чуковского.                                 К.И.Чуковский -  писатель, переводчик, литературовед. Он написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. (Слайд 6)

III. Ход путешествия.

I тур. «Вспомни сказку».

(Слайд 7 – 16)

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт.
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей.Не  поёт для свиней!

Позови-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни  мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (
детей)«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»


А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ.
И  поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И  за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

II тур. «Кто есть кто».

                                                   (Слайд 17-18)

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

  • Айболит  -  (доктор)
  • Бармалей  -  (разбойник)
  • Федора  -  (бабушка)
  • Каракула  -  (акула)
  • Мойдодыр  - (умывальник)
  • Тотошка, Кокошка  -  (крокодильчики)
  • Цокотуха  - (муха)
  • Барабек  - (обжора)
  • Рыжий, усатый великан - (таракан)

III тур. «Конкурс знатоков».

(Слайд 19-20)

Учитель: Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

 1. Имя акулы в сказках Чуковского.

2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

3.Имя мухи – именинницы.

4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

5. Умывальников начальник и мочалок командир.

6. Кто вернул краденое солнце?

  7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

      8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

(Телефон)                                                     

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Аукцион.

  • В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  • Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  • В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  • Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  • Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  • Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
  • На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
  • Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
  • В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». (Слайд 21)

Учитель: В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  • Мыло (Вот и мыло подскочило)
  • Блюдце (А за ними блюдца)
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  • Термометр (И ставит им градусник)
  • Сито (Скачет сито по полям)
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  • Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Физкультурная минутка. (Слайд 22)

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

V тур. « Расшифруйте имена сказочных героев».

(Слайд 23-24)

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

VI тур «Героический поступок»

(Слайд 25-26)

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

VII тур «Найди связь»

(Слайд 27)

  • На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
  • Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
  • Чем потчевал доктор Айболит больных зверей в Африке? (Гоголем-моголем)
  • Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
  • Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

VIII тур. «Составляйки»

(Слайд 28)

Учитель: Наше путешествие завершается. Пусть вам напутствием будут строки (Слайд 29)

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире сказок

Отрабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к устному народному творчеству....

Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"

Сценарий праздника для 6 класса...

В мире сказок Х.К.Андерсена

Тема урока: В мире сказок Х.К. АндерсенаМесто урока в системе уроков: заключительныйЦели урока:- закрепить и  обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;Задачи:   ...

Спортивное развлечение по мотивам сказок К. И. Чуковского "Путешествие в Африку" (для детей 4-6 лет)

Спортивное развлечение развивает интерес к произведениям Чуковского,двигательные навыки 6прыжки,бег,ползание.Будет интересно для инструкторов по физ-ре и воспитателям...

фотоотчет по проекту "По страницам сказок К.И.Чуковского" с обучающимися 4 класса, имеющими интеллектуальные нарушения развития.

В фотоотчете представлены результаты различных направлений деятельности в рамках проекта, основой которого являлось использование различных видов метода сказкотерапии с детьми с интеллектуальными нару...

Путешествие в страну сказок К.И.Чуковского.

31 марта исполняется 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского....