Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кузнецова Маргарита Сергеевна

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Маргарита Сергеевна, г. Балашиха, Московской области.

Опыт использования  технологии «перевёрнутого обучения» (flipped-classroom) на уроках литературы.

 Внеклассное чтение по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», 8 класс.

Урок-конференция.

Цель урока:  проблемное аналитическое чтение и обсуждение  повести «Станционный смотритель».

Задачи:

1.Организация продуктивной деятельност  : использование технологий «Перевёрнутого класса»(Flipped classroom), Интернет-технологий.

2.. Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение.

3. Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся

4. Совершенствование навыков групповой деятельности.

5.Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь.

5.Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка».

Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения.

Вступление.

Подготовительный  этап.

Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса  для реализации требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно- деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должна занимать не менее 30 минут, деятельность учителя-10-15 минут. Продуктивной деятельности учащихся на уроке способствует использование новой технологии в образовании- технологии  «Перевёрнутого класса»(Flipped classroom).

Что такое технология «Перевёрнутого класса» или «перевёрнутого обучения» (Flipped classroom)? «Сущность этой технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, домашние задания выполняются в классе. Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, записанные или подобранные учителем». [1] В качестве материалов для учащихся могут также использоваться текстовые файлы или небольшие презентации. Ученик мотивируется на серьёзную самостоятельную работу дома: в задании обязательно должны быть вопросы, на которые он должен отвечать на уроке, список дополнительной литературы или ссылки на источники в сети, которые можно использовать. «Плюс в том, что ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть успешность на уроке. Плюс также и в том, что что- либо списывать на уроке нет ни необходимости, ни смысла». [2]

Учащиеся перед уроком через записи в дневник и рассылку в группе восьмых классов в социальной сети «Вконтакте» получают следующие задания:

  1. Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
  2. Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему. [3]
  3. Подготовиться к работе в группах на уроке.

Учитель проводит консультации с учащимися: в назначенное время в классе, через работу в Сети, через электронную почту или Skype.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1.Организация группой работы на уроке:

- экспресс- опрос  для проверки результатов деятельности по модели «Перевёрнутого класса»: заполнение таблицы.   [Приложение 1.]

-класс разделяется на две группы (по рекомендации учителя и желанию учащихся);

-каждая группа получает лист вопросов  для организации работы.

   [Приложение 2.]

II   Мотивация деятельности. С использованием презентации учителя к повести «Станционный смотритель». [Приложение 3.]

  1. Почему будем читать  одну из  «Повестей Белкина»?

-Рассказ о Болдинской осени 1830 года.

- В чём новаторство этого произведения:  подводили итог прошлому и открывали для русской литературы и творчества Пушкина новые дали.

- «Повести Белкина»-  реалистическое произведение, в котором Пушкин изображал обыкновенное в жизни: обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, быт людей. Но из этого обыкновенного умел извлекать поэзию жизни.

- новизна автора: Пушкин издал повести под именем И.П.Белкина. Иван Петрович Белкин- сквозной образ, объединяющей все повести и играющий важную роль  в  их понимании.

Постановка проблемного вопроса к уроку:» О чём рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель»?

Что поможет вам найти ответ на  проблемный вопрос урока?

III. Групповая работа.

1.Анализ образа Самсона Вырина.

Группа №1 . Образ Самсона Вырина.

  1. Кто такой станционный смотритель? Анализ эпиграфа к повести и вступления? Как к нему относится рассказчик?

Коллежский регистратор- низший чин в «Табеле о рангах».

Кто такой диктатор?         (Диктатор- правитель страны, пользующийся неограниченной властью)

Является ли станционный смотритель диктатором почтовой станции?

Вывод: «станционный смотритель- сущий мученик четырнадцатого класса», его должность- настоящая каторга- «вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше  исполнится  искренним состраданием».

  1. Каким увидел рассказчик Самсона Вырина при первой встрече?

«Вижу… самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

Он счастливый отец красивой дочери Дуни: он говорит о ней «с видом довольного самолюбия», видя, что дочка понравилась проезжающему.

 3.Что изменилось в Самсоне Вырине при второй встрече с рассказчиком? Анализ портрета и поведения героя.

«… но как он постарел! … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на его сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Так Самсона Вырина изменил побег дочери с гусаром Минским в Петербург.

4.Как повлияли на Самсона Вырина похищение Дуни гусаром Минским и его путешествие в Петербург?

«Старик не снёс своего несчастья; он тут же  слёг в ту самую постель, где лежал молодой обманщик. …Бедняк занемог горячкою» и  долгое время не мог исполнять обязанности станционного смотрителя.

Вырин пешком отправился в Петербург за дочерью, но пережил ещё более страшное унижение: он был выгнан Минским из его номера, а Дуня при виде отца упала в обморок.

Старик подумал, махнул рукой и решил отступиться.

5. Каким увидел Самсона Вырина при третьей встрече рассказчик?

А  третьей встречи не было: Самсон Вырин уехал на свою почтовую станцию, запил с горя и умер.

6. Для чего в повести «Станционный смотритель» создан образ Самсона Вырина?

Пушкин поставил в повести «Станционный смотритель вопрос о поведении человека. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет из души гордость, достоинство, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.

Пушкин создал образ «маленького человека».

7.Кто такой «маленький  человек»? Можно ли отнести это определение к Самсону Вырину?

«Маленький человек" -это: ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкоеположение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности ихпсихологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственногомеханизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх переджизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливостисуществующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, какправило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С.Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Запискисумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М.Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П.Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.» [4]

Образ Дуни. Работа группы №2.

1.Прочитать и проанализировать описание комнаты  Самсона Вырина (картинки с историей блудной дочери).

  1. Картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и  евангельская притча о блудном сыне.

Презентация по картине.

[Приложение 4]

  1. Портрет Дуни, авторская характеристика образа Дуни.

Первая встреча.

Девочка лет четырнадцати, чья красота поразила проезжающего. Разумная, проворная, вся в покойницу мать.

  1. История  жизни Дуни на почтовой станции.

  1. Бегство с гусаром в Петербург и неожиданная встреча с отцом в Петербурге.

  1. Почему Дуня горько плакала на могиле отца?

  1. Можно ли историю Дуни соотнести с притчей о блудном сыне? Есть ли в повести Пушкина  евангельский мотив?

Притча о блудной дочери- вторая тема повести «Станционный смотритель».

III. Рефлексия.

1.О чём рассказал Иван Петрович Белкин читателям в повести «Станционный смотритель»?

Запись ответа на вопрос на проблемных карточках [Приложение 5.]

  1. В   чём   своеобразие пушкинской прозы?

Приглашение к литературному путешествию в Музей станционного смотрителя на станции Выра. Доклад с презентацией «Музей станционного смотрителя в Выре». [Приложение 7.]

IV. Подведение итогов работы.

v. Домашнее задание.

Посмотреть видеоролик «Музей станционного смотрителя в Выре» (ссылка будет выложена в социальной группе восьмых классов),  составить отчёт о виртуальном путешествии в форме страницы дневника путешественника, письма другу или подруге, путеводителя по музею. [5]

Примечания.

1-2.«7 вещей, которые необходимо знать о «перевёрнутом обучении».http:// mgm-lnet.blogspot.ca2013/03…classroom.html

    3.Задания для подготовки  к уроку размещены на  личном сайте учителя Кузнецовой М.С., в разделе «Литература, 8 класс». http:// www.margaritakuznetcova.ru

margaritakuznetcova.jimdo.com

4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией Горкина А.П. 2006. http:// dic.academic.rudic.nsf/enc_literature

5. http:// www. ...MARGARITAKUZNETCOVA.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...