Эвристические задания и уроки с их использованием
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Салангина Ольга Валерьевна

Разработки эвристических заданий и уроков с их применением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salangina3.doc.doc32 КБ
Microsoft Office document icon salangina4.doc.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon salangina5.doc.doc37 КБ
Microsoft Office document icon salangina6.doc.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Институт образования человека

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Дистанционный оргдеятельностный курс

61205 "Технологии личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС"

=====================================================

Eidos_Course_PersonTechno_03

7 июля 2012 года

ЗАДАНИЕ № 3 «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ»

       Участник курса: Салангина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУСОШ п.Пионерский Советского района ХМАО-Югры Тюменской области; E-mail: salangina.80@mail.ru.

Основные этапы урока личностно-ориентированного типа (урок литературы на тему «Образ Одинцовой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»  в 10 классе).

  1. Целеполагание учащихся.

Учитель оглашает тему и проводит фронтальную беседу по вопросам:

А) В чем отличие формулировки темы от предыдущих тем, касающихся данного произведения? (раньше в центре был главный герой, а теперь – другой персонаж)

Б) О чем может рассказать такая формулировка? (в романе уделяется  особое значение героине)

В) Какие цели урока  можно поставить, исходя из темы?  (дать характеристику образа  Одинцовой, определить ее значение в романе)

2) Исследование учащимися реального образовательного продукта и создание первичного образовательного продукта.

Учитель приводит высказывание А.П.Чехова: «Девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и фальшью…» Можно ли согласиться с тем, что Одинцова – «деланная» героиня? Есть ли в ее поведении то, что показалось вам фальшивым?

Для ответа на эти вопросы ученики делятся на группы, каждая из которых получает свой отрывок из романа.  Внутри  группы могут быть расхождения мнений, но важно, чтобы высказался и аргументировал свой ответ каждый.  Каждая  группа выбирает человека, который позже резюмирует количество доводов, приведенных  за и против высказывания А.П. Чехова.

  1. Сравнение субъектного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом.

Выступление представителя от каждой группы.

Учитель задает вопрос: что открылось вам в процессе данного этапа работы? В каких ситуациях показана героиня? (Открылись  противоречивые качества женщины и ее огромное значение в жизни Базарова, в опровержении его теории).  

  1. Демонстрация и сравнение образовательных продуктов учащихся.

Учитель задает вопрос: что получилось в итоге? Поменялось ли ваше мнение? Закончите фразу: «Одинцова – это…» (учитываются ее внешность, характер, роль в тексте, в раскрытии образа Базарова, личное отношение). Задание выполняется письменно; если время позволяет, часть ребят может выступить со своими результатами; остальные работы проверяются  учителем после урока.

  1. Рефлексия.

Беседа по вопросам:  каких целей мы сегодня достигли? Не появилось ли новых целей?   (Новые цели: увидеть особенности изображения Тургеневым женских образов, раскрыть значение Одинцовой в раскрытии образа Базарова). Что было трудным? Чему не уделили должного внимания?

=====================================================



Предварительный просмотр:

Институт образования человека

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Дистанционный оргдеятельностный курс

61205 "Технологии личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС"

=====================================================

Eidos_Course_PersonTechno_04

9 июля 2012 года

ЗАДАНИЕ № 4 «РАЗРАБОТКА ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ»

       Участник курса: Салангина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУСОШ п.Пионерский Советского района ХМАО-Югры Тюменской области; E-mail: salangina.80@mail.ru.

Пример № 1. Открытое (эвристическое) задание по литературе в 10 классе «Любит ли А.П.Чехов своих героев?»

1) В данном задании отражаются такие знания из предметной области, как усвоение понятий «образ персонажа», «художественная деталь», «сатира», «драматическое произведение»; умение определять авторскую позицию, выражать собственное мнение, доказывать, аргументировать,  делать выводы, обобщения в форме сочинения-рассуждения.

2)  В ходе выполнения задания происходит проекция этих знаний на плоскость личностно      значимой для ученика сферы: ученик будет опираться на наиболее затронувшие его произведения, приводить в качестве примеров любимых или наиболее интересных для него персонажей, проявлять свое собственное отношение к автору, его произведениям и героям, делать собственные открытия внутри текста.

3)  Задание: Изучив произведения А.П.Чехова, каждый из вас получил определенное        представление об отношении данного автора к своим героям. В литературоведении существуют разные мнения по этому вопросу.  Так, например, критик  П.Перцов писал: «Чехову все равно, колокольчики ли звенят, человека ли убили…» Докажите правильность  его точки зрения или опровергните мнение критика в форме небольшой письменной творческой работы с аргументами из изученных текстов.

Алгоритм выполнения задания:

А) Прочитайте высказывание и определите свое отношение к нему (согласен, не согласен).

Б) Выдвиньте предположения о том, что могло быть причиной подобного высказывания П.Перцова.

В) Вспомните изученные произведения и героев Чехова (2-3 примера) и определите свое отношение к ним.

Г) Ответьте  на вопрос: совпадает ли ваше отношение к героям с авторской позицией?

Д) Ответьте на вопрос: что помогло вам определить, как относится  автор к своим персонажам? (2-3 примера)

Е) Выстройте логическую цепочку своих рассуждений и напишите небольшое сочинение.

Пример № 2. Открытое (эвристическое) задание по литературе в 10 классе «Создание сказки в традициях  М.Е.Салтыкова-Щедрина».

1) В данном задании отражаются такие знания из предметной области, как усвоение понятий «художественный образ», «авторская позиция»; «сатирические приемы: гипербола, гротеск, «эзопов язык», абсурд, фантастика»; объекты сатиры Салтыкова-Щедрина. Здесь также отразится  умение учащихся определять авторскую позицию, роль сатирических приемов в произведении; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;  творческие умения и навыки, овладение необходимыми компетенциями.

2)  В ходе выполнения задания происходит проекция этих знаний на плоскость личностно      значимой для ученика сферы: ученик будет опираться на наиболее актуальные для него произведения, отражать в своем образовательном продукте наиболее важные проблемы и вопросы.

3) Задание: представьте, что М.Е. Салтыков-Щедрин живет в 21 веке. Какие сказки он мог бы сочинить? Напишите одну из сказок в традициях Салтыкова-Щедрина.

Алгоритм выполнения задания:

А) Проанализируйте факты биографии Салтыкова-Щедрина, его литературные и общественные взгляды, жизненные принципы.

Б)  Вспомните, какие сказки писателя вы изучили.

В) Подумайте, как  отражается  жизненная позиция Салтыкова-Щедрина в его сказках.

Г) Выделите основные группы сказок  данного автора, положив в основу деления объект сатиры.

Д) Обозначьте сатирические приемы, используемые писателем.

Е) Отметьте, в чем автор следует за народной сказкой,  а в чем оригинален.

Ж) Подумайте, что могло бы стать объектом сатиры для Салтыкова-Щедрина, если бы он жил в 21 веке. Что изменилось, что осталось прежним?

З) Актуальны ли эти проблемы для вас?

И) Выберите одну-две проблемы  и напишите сказку, следуя традициям Салтыкова-Щедрина.

=====================================================



Предварительный просмотр:

Институт образования человека

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Дистанционный оргдеятельностный курс

61205 "Технологии личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС"

=====================================================

Eidos_Course_PersonTechno_05

10 июля 2012 года

ЗАДАНИЕ № 5 «РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА»

       Участник курса: Салангина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУСОШ п.Пионерский Советского района ХМАО-Югры Тюменской области; E-mail: salangina.80@mail.ru.

Учебный предмет, класс: литература, 11 класс.

Изучаемая тема: «Почему погиб В. Маяковский?» (обобщающий урок по творчеству поэта).

Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении данной темы: способствовать сложению  целостного впечатления о В.Маяковском как о поэте и человеке у учащихся.

Главная проблема урока:  в чем  заключаются противоречия  Маяковского-поэта и Маяковского-человека?

Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащимся для изучения: произведения В.Маяковского, факты биографии, версии о причинах гибели.

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов: сопоставление разных произведений, сравнение произведений с фактами из жизни поэта.

                                                        Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание учащихся: в тетрадях чертят таблицу из двух колонок.  В первой колонке отмечают цели, которых хотели бы достичь на уроке, исходя из темы. Эта часть таблицы может быть дополнена в конце урока. Во вторую колонку на этапе рефлексии будут внесены результаты.
  3. Создание образовательной напряженности в классе.

А. Слово учителя, содержащее следующие тезисы:

  • в советской литературе избегали говорить о смерти, Маяковский – один из немногих, кто часто обращался к этой теме;
  • тема смерти раскрыта им неоднозначно: в поэме «Флейта-позвоночник» звучит мысль о самоубийстве, но в поздних стихах такой вариант смерти отталкивается;
  • гибель поэта – неожиданное, ошеломившее многих событие;
  • предсмертное письмо (зачитать) не проясняет причин произошедшего;
  • все это послужило поводом для рождения самых невероятных версий о том, что толкнуло Маяковского на решение свести счеты с жизнью.

 Б. Фронтальная беседа:

  • был ли факт гибели «агитатора, горлана, главаря» неожиданным для вас?
  • знакомы ли вы с какими-либо версиями и гипотезами о причинах самоубийства    В.Маяковского?

       

        4. Формулирование открытого задания: представьте, что вы находитесь на научном заседании исследователей биографии и творчества поэта. Вам предстоит выдвинуть и доказать собственную версию случившегося, опираясь на изученные тексты В.Маяковского. Подготовьте научный доклад, придумайте его название.

       Примечание: для облегчения  процесса работы можно указать, какие произведения можно взять для анализа, к каким тематическим группам они относятся.

       5.  Исследование учащимися реального образовательного объекта и создание первичного образовательного продукта: каждый ученик исследует произведения В.Маяковского и записывает текст, тезисы   или план доклада, его название.

       6. Демонстрация и систематизация  образовательного продукта: выступление 2 учеников (остальные сдают тетради учителю), слушатели  выделяют для себя критерии, по которым можно оценить чужой продукт; готовят вопросы, которые можно задать ораторам.

       7. Работа с культурно-историческими аналогами: учитель приводит версии, существующие в литературоведении; учащиеся сравнивают их  со своими, приходят к окончательному результату.

        8. Рефлексия: учащиеся  дополняют первую колонку (цели)  и заполняют вторую колонку (результаты).

        9. Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: что могло бы заставить поэта отложить задуманное?

Формы контроля и оценки результатов урока: в оценку за урок будет входить новизна, оригинальность, творчество, проявленные при создании образовательного продукта; способность к целеполаганию, к самоорганизации; умение задавать вопросы, создавать гипотезы, разрабатывать  критерии оценки чужого образовательного продукта; рефлексивные способности.

====================================================



Предварительный просмотр:

Институт образования человека

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Дистанционный оргдеятельностный курс

61205 "Технологии личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС"

=====================================================

Eidos_Course_PersonTechno_06

11 июля 2012 года

ЗАДАНИЕ № 6 «КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ»

       Участник курса: Салангина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУСОШ п.Пионерский Советского района ХМАО-Югры Тюменской области; E-mail: salangina.80@mail.ru.

  1. Тема занятия:  «Обломов и Штольц» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

      Учебный предмет, класс: литература, 10 класс.

            Цели занятия: организовать деятельность учащихся по составлению таблицы «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца»; организовать их деятельность по участию в телекоммуникации; способствовать сложению личностного впечатления о героях литературного произведения.

            Задание ученикам для организации:

  • Целеполагания учащихся: вспомните прочитанные вами дома эпизоды и подумайте над тем, какие цели можно поставить  в начале урока (какие вопросы у вас возникли по ходу чтения, как можно найти ответ на эти вопросы; какое отношение сложилось к герою; что бы хотелось обсудить; какими  формами работы хотелось бы заняться на уроке или какими они могут быть, на ваш взгляд; чему бы вы хотели научиться, что узнать).
  • Изучения образовательного объекта действительности: составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца» (критерии для сравнения выберите сами).
  • Образовательной рефлексии учащихся: ученики сравнивают результаты, выявляют сходство и различия в критериях, в оценке героев; делают выводы. Приводятся культурно-исторические аналоги: мнения критиков, самого Гончарова о Штольце. Учащиеся дополняют свои образовательные продукты. Проводится рефлексия в форме  ответа на вопрос: совпали ли ожидания учащихся с результатами урока; что понравилось, а что разочаровало. Предлагается еще один вопрос для обсуждения: как бы вы определили роль Штольца в романе? Кто это: двойник Обломова или его антипод? Можно ли назвать его положительным героем? Если вы не согласны с этими определениями, приведите свое и аргументируйте ответ.

Формы телекоммуникаций: в качестве домашнего задания предлагается стать организаторами и участниками обсуждения по данным вопросам на указанном форуме.

Ожидаемые трудности при проведении: 

  • могут возникнуть сложности на этапе целеполагания учащихся;
  • возможно, не все учащиеся справятся с составлением таблицы, т.к. обычно даются критерии для сравнения, а на данном уроке их нет;
  • обсуждение на форуме может вызвать затруднения в том случае, если ученик не прочувствовал  художественный текст или не понял, для чего проводилась работа на уроке. Могут возникнуть трудности с формулировкой вопросов и ответов.

       Ожидаемые результаты:

  • учащиеся научатся определять смыслы и цели своей деятельности;
  • ученики научатся прогнозировать деятельность и результаты;
  • учащиеся овладеют умением осуществлять рефлексию своей деятельности;
  • появится возможность для творческой самореализации каждого ученика;
  • учащиеся  примут участие в создании коллективного продукта, получат возможность сравнить «свое» и «чужое».

Способы проверки результатов (критерии, личностные качества школьника): учитель проверяет таблицы, созданные на уроке и оценивает их, учитывая  новизну, оригинальность, творчество, проявленные при создании образовательного продукта.    Оценивается работа на уроке: способность к целеполаганию, к самоорганизации; рефлексивные способности. Участвуя в обсуждении на форуме, учитель оценивает качество созданного образовательного продукта (оригинальность, творчество, новизна), умение аргументировать свою позицию, умение вести диалог, делать выводы, обобщать, грамотно и тактично оценивать чужой образовательный продукт.

====================================================


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...

Организация креативной деятельности обучающихся на уроках литературы на основе эвристических заданий.

Технология эвристического обучения через организацию креативной деятельности на уроках  литературы на основе эвристических заданий. Методика составления эвристических заданий и критерии оценивани...

Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....

Эвристические задания на уроках словесности

Эвристические задания на уроках словесности- это способ развить творческие способности.Предлагаю Вашему вниманию примерные задания...

Эвристические задания на уроках литературы и русского языка

Притча  «Откуда берутся болота»Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:- Люди! Очистите меня поскорее!Но люди только отмахнулись:- Ничего, нам и пруда хватит!Увидел пруд...

От эвристического задания к творческому уроку

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы....