СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Беляева Маргарита Владимировна

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изученным  в  5-10  классах   произведениям  М.Лермонтова.

  Задания  сгруппированы  по  темам  намеренно   для  того,  чтобы  у  учащихся  был  выбор,  чтобы  они  могли  влиять  на  ход  игры,  выбирая  для  ответа  ту  или иную  тему. Составленные  вопросы  разной  сложности,  они  требуют  разной  полноты  ответа.  Полноту  ответа  и правильность  оценивает  жюри.  Если  участник  не  может  ответить,  вопрос  передается  другой команде.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoya_igra_po_tvorchestvu_lermontova.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Маргарита Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки

Комментарий к разработке урока

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изученным  в  5-10  классах   произведениям  М.Лермонтова.

        Задания  сгруппированы  по  темам  намеренно   для  того,  чтобы  у  учащихся  был  выбор,  чтобы  они  могли  влиять  на  ход  игры,  выбирая  для  ответа  ту  или иную  тему. Составленные  вопросы  разной  сложности,  они  требуют  разной  полноты  ответа.  Полноту  ответа  и правильность  оценивает  жюри.  Если  участник  не  может  ответить,  вопрос  передается  другой команде.  

10  КЛАСС

ЛИТЕРАТУРА

СВОЯ  ИГРА.  «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ»

(ПО  БИОГРАФИИ  И ТВОРЧЕСТВУ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

        ЦЕЛЬ  УРОКА:  развитие  внимания,  интереса  к  литературе,  обобщение  знаний  по  данной  теме.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ  ЗАДАНИЕ:  перечитать  произведения  М.Ю.Лермонтова,  сведения  из  биографии  поэта,  выбрать  участников  игры.

ХОД  ИГРЫ.

Мы узнаем в нем поэта русского, народного,

в высшем и благороднейшем значении этого слова –

поэта, в котором выразился

 исторический момент русского общества.

В.Г.Белинский

Ведущий: У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для многих таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять, что же творится в душе, что происходит вокруг и как поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными.

М.Ю.Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы вновь не перестаем удивляться. И когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он был уже к тому времени сложившимся поэтом, поэтом с очень сложным миропониманием, с контрастной сменой настроения, душевного состояния.

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. И настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.

И сегодня мы вновь обращаемся к личности и творчеству поэта. Сегодня мы сыграем в интеллектуальную игру, вспомним интересные факты из биографии великого поэта, героев его произведений.

Напомним правила игры. Перед вами игровое поле, состоящее из 8 категорий. В каждой категории по пять вопросов. Стоимость вопроса зависит от уровня сложности (от 10 до 50 баллов). Команда выбирает категорию и вопрос. За правильный ответ команде засчитываются баллы. Если команда, выбравшая категорию, не сумела ответить на вопрос, другая команда имеет право дать свой вариант ответа.

Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. Следить за ходом игры будет представительное жюри.

КАТЕГОРИИ.

Биография М.Лермонтова

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

Лирика

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

«Герой нашего времени». Герои

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

«Герой нашего времени». Пейзаж

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

«Герой нашего времени». Детали

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

Кто сказал о М.Лермонтове

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

Поэмы

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

Кот в мешке

10б.

20б.

30б.

40б.

50б.

  1. Биография М.Лермонтова

10 баллов. В каком возрасте Михаил Лермонтов составил первый рукописный сборник своих произведений? (В 15 лет)

20 баллов. Кто из известных государственных деятелей России был родственником М.Лермонтова? (Пётр Аркадьевич Столыпин – известный реформатор, премьер-министр России в 1906-1911гг. Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, урожденная Столыпина).

30 баллов. М.Ю.Лермонтов, поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием «за храбрость», на досуге написал произведения «Сражение при Валерике», «Перестрелка в горах Кавказа». Чем были эти произведения? (Картинами).

40 баллов. За 13 лет творчества М.Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и … романа. Сколько романов написал М.Лермонтов и какие? (Три. «Вадим», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени»).

50 баллов. В последних числах мая 1840 года Лермонтов выехал из Москвы на Кавказ. Вскоре через Ставрополь он прибыл в крепость Грозную. В начале июня отряд выступил в поход. После ряда мелких стычек состоялся ожесточенный бой при реке Валерик. Известно, что Лермонтов участвовал во множестве стычек с горцами, проявляя чудеса мужества и героизма. Не раз был представлен к награде. Какие награды получил Лермонтов за свою храбрость? (Никаких. Царь отклонил все ходатайства).

  1. Лирика

10 баллов. Какое стихотворение поэта стало последним в его жизни? («Пророк»,1841г.)

20 баллов. Это стихотворение во дворец попало с припиской, сделанной неизвестным лицом: "Воззвание к революции". Так оценил его и Бенкендорф: "Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство". "Приятные стихи, нечего сказать" – зловеще иронизирует Николай I и добавляет: "Мы поступим с ним согласно закону". Как называлось это стихотворение и какое наказание понес Лермонтов? ("Смерть поэта". Из Царского села переведен в Нижегородский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами.)

30 баллов. Что «у врат обители святой» положили в протянутую руку бедняку в стихотворении М.Лермонтова «Нищий»? («И кто-то камень положил в его протянутую руку»).

40 баллов. Эта строка впервые встречается у писателя-декабриста Бестужева-Марлинского. Но подавляющее большинство читателей связывают эту строчку с именем Лермонтова, который заимствовал её у Бестужева-Марлинского и в 1832 году начал ею известное стихотворение. Назовите эту строчку и стихотворение. («Белее парус одинокий…», «Парус» 1832г.).

50 баллов. Это стихотворение имеет реальный факт 1840 год. Лермонтов присутствует на маскарадном балу в Благородном собрании под Новый год. Тургенев в своих воспоминаниях напишет, что поэту не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки: одна маска сменяла другую, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. "Мне тогда же почудилось, – продолжает  Тургенев, – что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества".  Так возможно и появилось это стихотворение. Какое? ("Как часто пестрою толпою окружен").

  1. «Герой нашего времени». Герои.

10 баллов. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…». Кто это? (Григорий Печорин)

20 баллов. «На нем был офицерский сюртук без эполет и черная мохнатая черкесская шапка. Он казался лет 50-ти. Смуглый цвет его лица показывал, что оно было давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». Кто это? (Максим Максимович).

30 баллов. Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему на вид едва ли только 21. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Кто это?  (Грушницкий).

40 баллов.  «Рожа у него была самая разбойничья, маленький, сухой, широкоплечий. Проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги». Кто это? (Казбич).

50 баллов.  «У нее бархатные глаза – именно бархатные, нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца отражаются в ее зрачках». Кто это? (Мери).

  1. «Герой нашего времени». Пейзаж.

10 баллов. "На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом..." Назовите главу, из которой взят этот пейзаж. («Княжна Мери».)

20 баллов. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю". Назовите главу, из которой взят этот пейзаж. («Бэла».)

30 баллов. "Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её (лачужки), и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию..."  Назовите главу, из которой взят этот пейзаж. («Тамань».)

40 баллов. "Солнце выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём". Назовите главу, из которой взят этот пейзаж. («Княжна Мери».)

50 баллов. "...месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса…Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор..." Назовите главу, из которой взят этот пейзаж. («Бэла».)

  1. «Герой нашего времени». Детали.

10 баллов. Звание Грушницкого в начале повести «Княжна Мери». (Юнкер).

20 баллов. Что украл у Печорина слепой мальчик в повести «Тамань»? (Шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал).

30 баллов. Какую книгу читал Печорин накануне дуэли? («Шотландские пуритане» В.Скотта.)

40 баллов. Что стало для Печорина «дурным знаком» при осмотре лачуги (повесть «Тамань»)? (Отсутствие икон).

50 баллов. Каждому предмету, приведённому в списке, найдите хозяина: костыль, маленькая кабардинская трубочка, бубен, соломенная шляпка, лёгкая шёлковая косынка. (Грушницкий, Максим Максимович, Бэла, Вера, княжна Мери).

  1. Кто сказал о Лермонтове

10 баллов. Л.Н.Толстой сказал о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» такие слова: «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман…». Назовите этот роман Л.Толстого. («Война и мир»).

20 баллов. «…Никто ещё не писал у нас такой правильною, благоуханною прозою»? (Николай Васильевич Гоголь).

30 баллов. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»? (Антон Павлович Чехов).

40 баллов. Кто из русских поэтов XX века написал книгу «Сестра моя жизнь», посвящённую М.Лермонтову? (Борис Пастернак).

50 баллов. «Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызывало ненависть к нему великосветского общества»?  (Александр Иванович Герцен).

  1. Поэмы.

10 баллов. Этим словом, в переводе с грузинского означающим «монах», М.Ю.Лермонтов первоначально собирался назвать поэму «Мцыри». (Бэри – по-грузински «монах»).

20 баллов. Какому герою Лермонтов посвятил эти строки:

"Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов." (Мцыри).

30 баллов. Кто из героев Лермонтова

"…Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной…" (Мцыри).

40 баллов. Перед битвой с филистимлянами царь Саул под страхом смертного проклятия запретил своим воинам притрагиваться к пище до полной победы. Не зная об этом, сын его Ионафан, найдя в лесу пчелиные соты, окунул в них палочку и облизнул её. Узнав о страшном проклятии, Ионафан ужаснулся своей судьбе – и, хотя 1-я Книга Царств не входит в школьную программу, его сетования нам известны из другого классического произведения. Назовите это произведения и эту строку из Книги Царств. («Мцыри». Эпиграф «Вкушая вкусих мало мёда и се аз умираю»).

50 баллов. Образы сильных людей, бунтарей и протестантов, враждующих с небом и землей, долгие годы владели творческим воображением Лермонтова. В поэме "Сказка для детей" он признается

"Мой юный ум, бывало, возмущал

Могучий образ: иных видений

Как царь немой и гордый, он сиял

Такой волшебно-сладкой красотой,

Что было страшно".

"Могучим образам" Лермонтов посвятил более 10 произведений. Лучшие из них два. Назовите их. ("Демон", "Мцыри").

  1. Кот в мешке.

10 баллов. В какой области РФ расположен Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»? (В Пензенской области).

20 баллов. Из какого стихотворения эти строки:

"Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Как наши братья умирали!" ("Бородино").

30 баллов. Над поэмой "Демон" Лермонтов работал около 12 лет. Демон – один из любимых поэтических образов Лермонтова. Поэт создал свой оригинальный образ мятежного духа тьмы, стремящегося не только к утверждению своей воли, но и к чему-то несвойственному демонам. Он ищет в мире красоты добра. В нем словно бы видятся черты человека. И вообще не просто ответить на вопрос – кто он такой. Он хочет любви земной женщины. При этом получилось как бы зеркальное отражение романтических понятий: "небесное", которое должно быть чистым, становится в лице Демона губящим, разрушающим, а земное, в представлении романтиков несовершенное, – невинным, "земной святыней", как Демон называет Тамару.

В творчестве какого художника нашли воплощение образы героев поэмы "Демон"? (М.Врубель).

40 баллов. В своем творчестве Лермонтов бичевал не только людей "завистливых и душного света", но и часть дворянской интеллигенции, неспособную служить обществу. Поэт убежден в том, что свобода не приходит сама собой, за нее борются, страдают, идут на каторгу и гордо умирают. Лермонтов не может примириться с тем, что люди его поколения живут без цели, покорно склоняют головы перед силами реакции.

"К добру и злу постыдно равнодушны,

Вначале поприща мы вянем без борьбы.

Перед опасностью позорно-малодушны

И перед властию – презренные рабы."

Это стихотворение можно считать прологом к роману «Герой нашего времени», так как в нём дается характеристика современного общества и его представителей как порождения времени.  В каком стихотворении нашли отражение эти мысли поэта? ("Дума". «Печально я гляжу на наше поколенье!»)

50 баллов. Когда Лермонтов отправлялся из Петербурга на Кавказ во вторую ссылку, в столичных книжных магазинах появился его роман "Герой нашего времени". Когда этот человек познакомился с новым произведением поэта, он написал жене: "Я дочитал "Героя.." до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров. Которое имеется в нынешних романах. Такие романы портят характер… По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность его автора…"

Заканчивалось оно словами: "Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит себе голову, если это может произойти".

Какому автору принадлежат эти строки? (Николаю I)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Много нового мы сегодня узнали.  Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая произведения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность творчества Лермонтова — передавать минутные настроения и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...