ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО. Урок литературы 5 класс
план-конспект урока по литературе на тему

Долгая Ольга Константиновна

Данный урок «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА» разработан по программе «Литература 5-9 класс» В.Я.Коровиной, издательство «Просвещение», 2011 (урок № 82 раздела «Из литературы 20 века»).

Используемый учебник Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

Урок предполагает использование ЭОР на разных его этапах:

I. На этапе объяснения нового материала: презентация с комментариями учителя: слайды 2-3: (Комментарии смотреть в приложении к уроку). Предлагаю учащимся посмотреть небольшой ролик о детстве и творческом пути поэта (ссылка на видеоролик по щелчку на фотографии). На данном этапе урока необходим выход в Интернет на сайт http://videouroki/net\\look/diski. Видеоролик длится ок. 10 минут. Для учащихся 5 класса необходима только информация, предлагаемая в первых трёх минутах. Ролик полностью будет интересен учащимся 9-11 класса.

II. На этапе знакомства с балладой Твардовского «Рассказ танкиста» (прослушивание баллады в исполнении мастера слова): слайд 4 – гиперссылка к электронному приложению к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина и др.

III. На этапе обобщения изученного - сообщение ученика, сопровождаемое презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dolgaya_o.k._urok_literatury_5._tvardovskiy.zip852.2 КБ
Файл konspekt_uroka._dolgaya.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию разработки урока «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ  В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА»

Данный урок «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ  В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА» разработан по программе «Литература 5-9 класс» В.Я.Коровиной, издательство «Просвещение», 2011 (урок № 82 раздела «Из литературы 20 века»). Используемый учебник  Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012. 

Урок предполагает использование ЭОР на разных его этапах:

  1. На этапе объяснения нового материала: презентация с комментариями учителя: слайды 2-3: (Комментарии смотреть в приложении к уроку). Предлагаю учащимся посмотреть небольшой ролик о детстве и творческом пути поэта (ссылка на видеоролик по щелчку на фотографии). На данном этапе урока необходим выход в Интернет на сайт http://videouroki/net\\look/diski. Видеоролик длится ок. 10 минут. Для учащихся 5 класса необходима только информация, предлагаемая в первых трёх минутах. Ролик полностью будет интересен учащимся 9-11 класса.
  2. На этапе знакомства с балладой Твардовского «Рассказ танкиста» (прослушивание баллады в исполнении мастера слова): слайд 4 – гиперссылка к электронному приложению к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина и др.
  3. На этапе обобщения изученного - сообщение ученика, сопровождаемое презентацией.

Таким образом, на протяжении всего урока учителем используются ЭОР. Нужно заметить, что данный урок соответствует требованиям к организации режима учебных занятий с компьютером.  Непрерывная длительность занятий  с компьютерной техникой не превышает для V классов  15 минут. Кроме того, во избежание усталости учащихся  чередую  виды работ:  используются следующие методы преподавания: слово учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, индивидуальное сообщение учащегося. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, можно удерживать внимание учащихся, при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер.  Использование компьютера на данном уроке не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику (индивидуальное сообщение учащегося). А применение интеграции различных видов искусств на данном уроке (музыка и художественное слово) помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.



Предварительный просмотр:

Долгая Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Павловской

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ  В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО

«РАССКАЗ ТАНКИСТА»

План-конспект урока литературы с использованием ЭОР

в 5 классе (по программе В.Я.Коровиной)

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ  В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Твардовского; популяризация творчества выдающегося поэта; формирование чувства патриотизма; развитие навыков анализа лирического произведения.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, индивидуальное сообщение учащегося.

Оборудование урока: компьютер с доступом в Интернет, мультимедийная презентация, учебник, фонохрестоматия (компакт-диск) к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровиной («Просвещение», 2009)

Используемые ресурсы: http://videouroki/net\\look/diski

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Сообщение темы ми целей урока.
  2. Слово учителя (возможно на фоне негромко звучащей песни военных лет): слайд 1.

Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражая его чувства, мысли, оплакивая утраты и победы. В годы Великой Отечественной войны поэзия зазвучала по-особенному. 941 писатель ушёл на фронт, 417 – не вернулось с полей сражений. На фронте они были «рабочими» войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками и моряками, умирали от голода и погибали от ран. Многие из них служили военными корреспондентами, сообщая в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. В своих стихах поэты звали народ к борьбе с врагом:

Вставай, страна огромная!

Вставай, на смертный бой…

Одним из таких поэтов, корреспондентов был Александр Трифонович Твардовский, встретивший войну на Юго-западном фронте.

  1. Слово о поэте – презентация с комментариями учителя: слайды 2-3:

(Комментарии смотреть в приложении к уроку. Все слайды презентации управляются учителем по щелчку).

Предлагаю вам посмотреть небольшой ролик о детстве и творческом пути поэта (ссылка на видеоролик по щелчку на фотографии)

  1. Знакомство с балладой Твардовского «Рассказ танкиста» (прослушивание баллады в исполнении мастера слова): слайд 4
  2. Беседа по содержанию стихотворения:
  1. Первичное восприятие стихотворения:
  • О каком событии мы узнаём из баллады? Прочитайте.

(Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку:

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу. )

  • Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

(Рассказчик не может себе этого простить, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.)

  1. Работа с лексикой стихотворения (задание учебника № 2, страница 152):
  • Повторное чтение баллады учениками (это может быть коллективное чтение по строфам).
  • Как вы понимаете строки и словосочетания из стихотворения?

( «Всё нынче, как спросонку» - спустя много времени кажется, что это тяжёлый бой приснился во сне;

«Бедовый, их тех, что главарями у детей» - озорной, предводитель в мальчишеской компании;

«А он гвоздит – не выглянуть из башен» - немец (немецкая пушка) беспрерывно стреляет, что танкистам невозможно голову поднять, выглянуть из танка…)

  • В стихотворении поэт использует много разговорных слов и выражений. Почему? Приведите примеры.

( История рассказывается от имени бывалого солдата, поэтому Твардовскому важно передать живую речь бойца.)

  1. Жанр стихотворения. Работа с литературоведческим понятием:
  • Вспомните определение баллады. Поможет вам в этом словарик учебника (стр. 293). Докажите, что «Рассказ танкиста» - баллада

(Сочетание лирического и эпического начал)

  • Прочитаем выразительно отрывок из рассказа Твардовского «Весной 1942 года» (учебник, страница 152, задание № 3).
  • Сравните описание заката с вашими впечатлениями от репродукции картины Ю.Непринцева «Вот солдаты идут…» (учебник, страница 151).
  • С какими строками из баллады Твардовского можно соотнести эту картину? Прочитайте их.

(Был трудный бой…

…Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

…Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.)

  • Какова, на ваш взгляд, идея этого стихотворения?
  • Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчике и кому?

( Во время отдыха, на привале, в перерыве между боями танкист  мог рассказать историю своим однополчанам, таким же солдатам, как и он.)

  • Каким вы представляете себе этого мальчишку? Опишите его внешние черты и внутренние качества.

( Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Их тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей…

Мальчик смелый, решительный, отважный не по годам.)

  1. Слово учителя «Дети на войне»:

Мальчишки «огненных» сороковых. Они не склоняли головы перед страшным врагом. Были детьми, а воевали, как взрослые. Сам Твардовский сказал: «Дети и война – две вещи несовместные».

Но тысячи юных в годы войны совершали подвиги. Разве могли фашисты победить народ, у которого даже дети мстили за поруганную землю, за гибель родных, за своё обкраденное детство.

Кто они? Давайте послушаем подготовленное сообщение ваших одноклассников. Это их первые шаги в работе над проектом «Летопись победы», реализуемый в рамках празднования 70-летней годовщины Великой Победы.

V. Сообщение ученика, сопровождаемое презентацией.

Слайд 5-а,

щелчок 1,2

Партизан и разведчик Лёня Голиков.  Он воевал яростно, смело, как бывалый солдат. Отважный воин отмечен самой высокой наградой – званием героя Советского Союза. Погиб 24 января 1944 года.

Слайд 5-б,

щелчок 3,4

Марат Казей в 12 лет встретил войну. Мечтал стать то моряком, то лётчиком, а погиб в 14 лет.

Слайд 6

Зина Портнова – девочка с косичками… Витя Черевичкин из Ростова… маленький герой из Новороссийска – Витя Новицкий…

Вечно юными остались и школьницы из Кореновска Венера Павленко и Клара Навальнева, спасавшие советских лётчиков. Их подвиг запечатлел в своём стихотворении кубанский поэт Иван Беляков. С этим произведением вы познакомитесь дома.

Подведение итогов:

Продолжи фразу: «Сегодня я узнал…»

Домашнее задание:

  1. Выразительное чтение стихотворения И.Белова «Вечная Юность»
  2. Рассказ о Великой Отечественной войне в вашей семье (индивидуальное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"

Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М...

Конспект урока литературы в 9 классе. А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.

Цели урока:Образовательные:-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; ...

Конспект урока литературы в 5 классе "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Разработка урока литературе в 5 классе не тему "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны". Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста". Дан анализ стихотворения. Испо...

Уклад семьи Болконских( по роману Л.Н.Толстого "ВОЙНА И МИР" ).Презентация к уроку литературы в 10 классе .

Показать главные черты характеров  членов семьи Болконских, их взаимоотношения , подвести  итоги 1 части 1 тома   романа Л.Толстого "Война и мир" -цель урока литера...

Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....