Литературная гостиная по творчеству С.Есенина
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Серёгина Татьяна Григорьевна

Посвящается 120-летию со дня рождения С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturnoy_gostinoy_po_tvorchestvu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Сценарий литературной гостиной по творчеству

                          Сергея Александровича Есенина.

Оформление: На экране портрет Есенина. Выставка книг Есенина

Стол, на нём подсвечник со свечой, 2 кресла.

(Слайд 1)

(Звучит песня «Клён». Звук немного приглушается)

Ведущий1:    Добрый  день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта Сергея Александровича Есенина, 120 лет со дня рождения которого мы отметили в октябре этого года, а в декабре мы вспомним трагическую дату – 90 лет со дня его смерти. 

(Звук песни прибавляется. Ученица – ведущая 2 подходит к подсвечнику и зажигает свечу. Останавливается со склонённой головой. Песня приглушается, на её фоне продолжают ведущие )

Ведущий 1: 

3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - смерти поэта.

Ведущий 2: 

30 прожитых поэтом лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял. 

Ведущий 1:

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России.

1-й чтец:  (слайды 2-3)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц.
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки.
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


(Слайд 4)

1-й ученик: 

Сердце русского поэта наполняла любовь к поэзии, к «стране берёзового ситца», любовь к женщине... Татьяна Фёдоровна Есенина (в девичестве – Титова) мать поэта очень любила сына. Из-за проблем в семье с двух лет сын её был отдан на воспитание деду и бабушке Титовым. Когда её ребёнка забирали, Татьяна бежала следом и в кровь рвала свои волосы. 

(Слайд 5)

2-й ученик: 

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Они брали меня в лодку, отъезжали от берега. Снимали с меня бельё и. как щенка, бросали в воду».

3-й ученик: 

Бабушка в своём внуке души не чаяла, баловала его. А мать сына берегла, всю жизнь берегла. Мальчишка рос озорной, слушаться, естественно, никого не желал:

(слайд 6)

4-й ученик:

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь.
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль забияки и сорванца.

5-й ученик: 

Этот самый забияка, «коновод и драчун» среди мальчишек, с раннего детства слушал дедовы духовные стихи и народные песни. Подрос – был отдан в Спас-Клепиковскую школу, довольно далеко от родного села, о которой говорил «скорее убраться из этого ада». Один раз даже бежал к матери. Только она уговорила его вернуться обратно.

(слайд 7) (Звучит аудио запись стихотворения  «Письмо матери». Ученики стоят пока звучит стих-е, уходят по его окончанию). 

(слайд 8)

Ведущий 1:

   Есенин рассказывает о своей первой встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые...».

(слайд 9-10)

2-ой чтец: стихотворение «Запели тёсаные дроги».

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

       

 О Русь- малиновое  поле

 И синь, упавшую в реку

 Люблю до радости и боли

 Твою озёрную   тоску.

 Холодной скорби не измерить,

 Ты на туманном берегу.

 Но не любить тебя, не верить-

 Я научиться не могу.

       

 И не отдам я этой цепи,

 И не расстанусь с долгом сном,

 Когда звенят родные степи

 Молитвословным ковылём. 

(слайд 11)

Ведущий 1:

   Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».... Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

Ведущий 2:

Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».

(слайд 12)

3-ий чтец: стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Ведущий 1:

   Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне. Ему жаль было «Русь уходящую».

(слайд 13-14)

4-ый чтец: стихотворение «Край ты мой заброшенный».

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Ведущий  1:

     Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны.

Ведущий 2:

Истоки этого нужно искать в детстве. Бабушка очень любила рассказывать ему сказки, а мать была лучшая песенница на селе, играла на гармони. Отец его в детстве пел в церковном хоре и сохранил умение петь на всю жизнь.

 (слайд 15 клип к песне)

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» ).

Ведущий 1:

    О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.

Ведущий 2:

Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались самой нежностью.

Слайд 16

5-ый чтец: стихотворение «Заметался пожар голубой».

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ведущий 1:

     Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.

(слайд 17)

6-ой чтец: Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи?

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(слайд 18)

Ведущий 2:

            О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищённость. Есть у Есенина стихотворение «Собаке Качалова».

Ведущий 1:

Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Однажды, вернувшись домой после спектакля, Качалов видит, что Джим и Есенин сидят на диване, Есенин держал лапу собаки и говорил: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно лаял и лизал лицо Есенина. Через несколько дней поэт снова пришёл к Качалову и принёс стихотворение.

7-ой чтец: стихотворение «Собаке Качалова».

Дай,  Джим,  на  счастье  лапу  мне,

Такую  лапу  не  видал  я  сроду.

Давай,  с  тобой  полаем  при  луне

На  тихую,  бесшумную  погоду.

Дай  Джим,  на  счастье  лапу  мне.

Пожалуйста,  голубчик,  не  лижись!

 Пойми  со  мной,  хоть  самое  простое.

 Ведь  ты  не  знаешь,  что  такое  жизнь,

 Не  знаешь  ты,  что  жить  на  свете  стоит.

 Мой  милый  Джим,  среди  твоих  гостей

Так  много  всяких  и  невсяких  было.

Но  та,  что  всех  безмолвней  и  грустней,

Сюда  случайно,  вдруг,  не  заходила?

 Она  придет,  даю  тебе  поруку.

 И,  без  меня,  в  ее  уставясь  взгляд,

 Ты  за  меня  лизни  ей  нежно  руку

 За  все,  в  чем  был  и  не  был  виноват.

(слайд 19)

Ведущий 2:

 Один  из  героев   Василия  Шукшина  говорит:  «Вот  жалеют – Есенин  мало  прожил.  Ровно  с  песню.  Будь  она  эта  песня  длинней,  она  не  была  бы  такой  щемящей.  Длинных  песен  не  бывает…»

 

(Звучит запись мелодии «Не жалею, не зову, не плачу» на её фоне Ведущий 1 читает стихотворение)

Ведущий 1(с книгой в руках):

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 20

Ведущий 2:

            Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт мучился от своих противоречий.

Ведущий 1:

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нём преобладает только зимний пейзаж. Но это внешний признак. Главное же здесь – воспоминание поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь.

(слайд 21-23)

8-ой чтец: стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье»

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.
Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.
Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.
Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,-
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.

9-ый чтец: стихотворение  «Свищет ветер, серебряный ветер».

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил -
Так я еще никогда не думал.
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Взглянет ли женщина с тихой улыбкой -
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой -
Я уже в ней и скачу далече.
О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет,-
Значит, удача промчалась мимо.
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

 

Ведущий 1:

     «Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Времени на жизнь оставалось совсем мало.

(слайд 24 клип к песне)

 (Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина в записи).

(слайд 25)

Ведущий 1:

      На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в это время.

Ведущий 2:

Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы жизни. Вот одно из последних его стихотворений.

10-ый чтец:  стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

        

(слайд 26)

Ведущий 1:

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.

11-ый чтец  К ЮБИЛЕЮ  С.ЕСЕНИНА

Для меня Есенин - буйство красок,

Буйство звуков, запахов и чувств.

И пейзажи в стиле русских сказок,

Где берёзки да рябины куст.

Он воспел закаты и восходы,

Родину, что искренне любил.

Красоту родной своей природы

Для потомков в виршах сохранил.

Был московским озорным гулякой,

Только сердце доброе имел.

Умилялся он зверушкой всякой,

Мужика-крестьянина жалел.

Гениальный лирик и философ

В наши дни шагнул с далёких лет.

До сих пор на многие вопросы

Я в его стихах ищу ответ.

     

  Ведущий 2: _                                                                                У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта.

Ведущий 1: 

Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.

(слайд 27)

12-ый Чтец:

«Есенин»  Татьяна  Смертина

 Да кто ж  так до сердца проймёт?

 Да кто же плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймёт

И сгоряча бел свет оставит?

Уже водица мёрзнет в сенях,

Опять октябрь..

Грусть деревень..

Вспахали зябь…

Сергеев день…

Хоть годы- счастливы, быстры,

Есенин…

Это имя в сердце носим,

В помин его летят листы

Со всех берёз русоволосых!

Заплакав , гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

И в честь его себя сжигают

Рябины по России всей!

(слайд 29)

Ведущий 1:

В.П.  Астафьев в одной из  «Затесей» писал (зачитывает из книги):

«Плачет тальянка, плачет. Только не там, за рекою, а в сердце. Отчего Есенина так мало поют? Самого певучего поэта?

          Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей недоступной им мукой, которую мы часто слышим в себе и потому тянемся к слову рязанского парня, чтобы разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким близким и родным, что разговариваю с ним во сне и утешаю его. А где утешишь? Нет его. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. На траве мокро, с листьев капает. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия! Шапки долой, Россия! Есенина поют».

(слайд 30)

(Звучит песня «Над окошком месяц, под окошком ветер» в исполнении ансамбля учителей).

(слайд 31)

Ведущий 1: 

Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей нам о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

(звучит песня на стихи С. Есенина «Клён». Ученица - ведущая  подходит к подсвечнику и гасит свечу. Музыка приглушается на её фоне концовка) 

Ведущий 1: 

Наша  музыкально-литературная гостиная закрывает свои двери. Сегодня мы слушали стихотворения Есенина, песни, написанные на его стихи. Я думаю, что  каждый из вас открыл в душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.

Ведущий 2:

 Возможно, кто-то из нас завтра придет в библиотеку, возьмет томик стихов поэта и захочет побыть наедине с его творчеством - таким простым и понятным каждому из нас, таким душевным, мелодичным, способным пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства…

Ведущий 1: До новых встреч!

Ведущий 2: До свидания!                 (Звучит музыка зрители расходятся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей Есенин. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэта.

Литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина. Сценарий для учащихся 5-11 классов....

Литературная гостиная по творчеству С.Есенина

Наш разговор в литературной гостиной посвящен творчеству Есенина. Он остается всегда современным, потому что близок к народу. Есенин6а по праву считают самым народным, самым русским поэтом.Лирика Есен...

литературная гостиная по творчеству Сергея Есенина

материал содержит сценарий мероприятия...

Материал к Литературной гостиной по творчеству С. Есенина

Выступление класса на Литературной гостиной по творчеству С.Есенина. Нам досталась тема зимы....

Материал к Литературной гостиной по творчеству С. Есенина

Выступление класса на Литературной гостиной по творчеству С.Есенина. Нам досталась тема зимы....

Литературная гостиная по творчеству Сергея Есенина

Нестандартный урок по литературе помогает совершенствовать построение учебного процесса,  способствует развитию интеллектуально-творческих возможностей обучающихся....

Литературная гостиная по творчеству Сергея Есенина. 11 класс.

Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют.Все на этом свете из людейПеснь любви поют и повторяют....