Некрасов
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Работа на уроке по стихотворению Некрасова"Несжатая полоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov_na_sayt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи в 7 классе

Тема урока : «Стихотворение Н. А. Некрасова “Несжатая полоса”»

 

Цель урока:  анализ поэтического произведения, выразительное чтение стихотворения.

Задачи урока:

  • Формировать навык чтения.
  • Знакомство с литературными терминами.
  • Развитие коммуникативной компетентности учащихся через активные методы обучения :  диалог , беседу,  метапредметную  связь.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважения к труду хлебороба.

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, слайды с изображением картин русских художников, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.(слайд 1)

2 .  Повторение пройденного материала:

-Что пришлось пережить писателю в жизни? (1,2)

-Как сказалось это на его творчестве? ( 3 )

-Поэтом каких людей стал Некрасов после пережитых трудностей ? (4)

(Некрасов стал поэтом обиженных , голодных ,униженных страдающих.)

- Кто является главным героем творчества  Некрасова? (5)

(Н. А. Некрасов сделал русского крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничество, борьбу за его свободу и счастье – главным мотивом своего творчества).

3. Знакомство с произведением.

 В 1853 году , став известным писателем , Некрасов пишет стихотворение «Несжатая полоса»

-Стихотворение написано как отзвук на одну из печальных народных песен.

Но прежде чем сказать согласны вы или нет с таким высказыванием, давайте прослушаем стихотворение  Н.Некрасова.

 

4.Прослушивание записи стихотворения.

-С какой интонацией прочитано стихотворение?

5.Словарная работа .  ( слайд 2)

Какое непонятное слово встретилось в стихотворение?

Станицы – стаи птиц.

Тучные зёрна

6 . Беседа по содержанию:

-О чём это стихотворение? (о жатве хлеба)

-Кто является главным героем этого стихотворения?

(Пахарь является главным героем стихотворения).- А кто такой пахарь? (Слайд 3)

7. Прочтите самостоятельно данное стихотворение.

-Каким  показан пахарь в стихотворение? (пахарь показан больным , слабым)

8 . Беседа по содержанию стихотворения .

 - Какие хлебные культуры сажали крестьяне в России? (Слайд 4

с картиной И. И. Шишкина «Рожь»)

Посмотрите на картину Шишкина «Рожь». Спелые колосья ржи склоняются до  самой земли, каждый колосок так и просит собрать его зёрна. Ведь каждое зёрнышко , которое выросло , каждый спелый колосок выращен руками человека

- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? (Слайд 5 с картиной Исаака Левитана «Осень»).Посмотрите на картину И Левитана «Осень» Какие краски используются для изображения осени ?

Найдите и прочитайте строки об осени.

- Что характерно для этого времени года?(холод , дождь )

А о  какой полоске идет речь в  нашем стихотворении ? (слайд 6)

-Что значит несжатая полоса?

Подберите однокоренные слова к слову несжатая (сжать, жатва)

- Почему полоска осталось несжатой? (Крестьянин-пахарь тяжело заболел)

- Как вы думаете, отчего мог заболеть пахарь? (От тяжелой работы)

- Вспомним из истории. В условиях крепостного права жили крестьяне во время написания данного стихотворения.

Крепостное право тяготило простого крестьянина. Он работал на хозяина ,был собственностью ,которая должна была беспрекословно подчиняться .Как наказывали крестьян за малую провинность? (секли розгами, учиняли кулачную расправу)

 9. Обсуждается главная мысль этого стиха.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что автор хотел показать (трудную , лёгкую) жизнь крепостного крестьянина , который всегда (работал ,отдыхал)на  (себя ,на своего хозяина )Не смотря на (болезнь, здоровье) он пахал …

- Какова главная мысль  данного стихотворения?

 Высказывания учеников. Обобщение учителем. (Слайд 7)

Главная мысль  стихотворения – показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра до поздней ночи обрабатывал он землю, выращивал хлеб, отдавая ему свою силу и здоровье.  

Молодцы, что вы так активно обсуждаете , комментируете.

10. Физкультминутка.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 3- 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями ( выдыхаем ).

11. Выразительное чтение стихотворения. Каким настроением проникнуто это стихотворение?        

(Стихотворение  проникнуто горечью и тоской. Автор сочувствует пахарю, жалеет его, понимая, что именно тяжелый труд стал причиной его недуга. Автор называет его «бедняга», выражая тем самым свое отношение к доле простого русского крестьянина).

- Как нужно читать это стихотворение? (С грустью, сочувствием, тоской)

12.Работа над выразительным чтением.

-Чтение учащимися стихотворения по1 строфе.

13.Записываем тему в тетрадь. (слайд 8)

14. Работа с учебником:

Обратимся к тексту.(слайд 9)

- Найдите слова, которые относятся к существительным , соедини по парам.

Осень – (поздняя)

Дума – (грустная)

Вьюга - (осенняя)

Зёрна - (тучные)

Птицы - (прожорливые)

Ответ - (печальный)

Песня – (заунывная)

- Какой частью речи являются  слова в правом столбике ? (прилагательные )

-Для чего используются прилагательные в тексте?

(Чтобы усилить эффект тяжёлого положения крестьянина)

- Давайте вместе обсудим и объясним эти выражения :

- Как вы понимаете выражение: (слайд 10)

- моченьки нет -  устал

- не по силам работу затеял – тяжело

 - высохли в щепки - похудели

- повисли ,как плети - тонкие

-очи потускли – нет сил

- заунывная песня - грустная

Для чего поэт приписывает колосьям человеческие качества?

(Чтобы донести до читателей ту боль , страдания , которые испытывает крестьянин , когда смотрит на неубранный хлеб в поле)

Какое чувство вызывают у вас колосья? (жалости)

15.Чтобы услышать колосья ,  давайте прочитаем стихотворение по ролям.(автор, колосья, ветер)

 

День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Особенно трудно приходилось крестьянам , которые всю работу делали своими руками. Женщины работали наравне с мужчинами . Было тяжело , больно .Не оставалось сил , но крестьяне знали , что нужно убрать хлеб. Без хлеба начнётся голод.

 16. Обобщение. Беседа о хлебе.

- И все-таки несмотря на тяжесть , труд хлебопашца славен. Счастье хлебороба в том, чтобы усилия его были не напрасны, чтобы выращенный им хлеб пришел на радость в каждый дом.

Любой труд сложен. А сейчас для вас что является трудом ?

Выучитесь , выберите профессию. Может кто-то из вас тоже будет хлеборобом. Но не смотря ни на что, любая профессия требует старания , усилия. Труд , работа становятся смыслом жизни человека.  

Пословицы:(слайд 11)

Упорно трудиться - будет хлеб в доме водиться

Землю солнце красит , а человека – труд.

17. Домашнее задание. (чтение по ролям) с.96-97

18. Подведение итогов урока. (слайд 12)

Рефлексия :

- Что особенно запомнилось в обсуждении стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»?

-Что вы почувствовали при чтении стихотворения?

- Какая основная идея стихотворения?

-Что хотел сказать Некрасов своим стихотворением?

19. Выставление оценок.

- Сегодня отлично поработали  ……

- Нужно  активнее участвовать в обсуждениях……..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Н.А. Некрасов"

Презентация к урокам литературы по жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Биография поэта....

Н. А.Некрасов

Тест по творчеству Н.А.Некрасова. 10 класс...

Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....

Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"

Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......

Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Разработка урока литературы в 5 классе на тему: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". Урок знакомит с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», позволяет ...

Урок по теме «Эпопея современной крестьянской жизни...» (Некрасов Н.А.)

Задуманный урок соответствует жанру эпопеи. Решено было организовать работу в четырех группах: «географы» изучают топонимику поэмы, «историки» исследуют временное про­странство, «литературоведы»...