"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

       Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество.  М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_tvorchestva_i_lyubvi_v_romane_master_i_margarta.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока: 1. Показать мастерство М.А. Булгакова  в изображении мира человеческих чувств; роль детали в романе.

                       2. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

                       3. Проверить знания содержания романа.  

Методические приемы: работа с текстом, работа с демонстрационным материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование: экран, проектор для презентации, видеоаппаратура, телевизор для просмотра эпизодов из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Ход урока:

(На доске записана тема урока: «Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом).

  1. Введение в тему урока. Слово учителя.

      Сегодня мы будем разбирать тему, которая была очень важна для многих известных поэтов и прозаиков. Тема поэта и поэзии нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и многих других известных поэтов и прозаиков. В прозе М.А. Булгакова мы затронем тему творчества, которая в романе «Мастер и Маргарита» будет объединена с темой любви. Обратимся к тексту романа.

  1. Работа с текстом романа.

      В романе Булгакова мы встречаем очень подробное описание «святая святых» всех московских писателей того времени – МАССОЛИТА. Найдите его в главе 5.

(- Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.)

      - Какие преимущества дает членство в МАССОЛИТе?

(по членскому удостоверению пропускают в ресторан, можно встать в очередь на получение квартиры или достать путевку на курорт).

      Со свойственным ему сарказмом Булгаков пишет в 5 главе романа: «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».  

      - Кого из писателей, членов МАССОЛИТа, вы запомнили? (Ивана Бездомного)

      - Кого можно назвать настоящим творцом в романе? (Мастера)

      - Он член МАССОЛИТа? (Нет)

      Получается, чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. Давайте вспомним эпизод из главы 28, когда Коровьев и Бегемот пришли в ресторан Грибоедова.

(- Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

- Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

- Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

- Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.

- Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

- …Так вот. Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, у него и удостоверения-то никакого не было!..

- Вы – не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

- Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

- Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

- Помилуйте, это в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

     Оказывается, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет. Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Например, поэт Рюхин, который сопровождал Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, был очень обижен на слова о нем товарища по перу: «Сашка-бездарность», «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочиняет к первому числу! «Взвейтесь!» да «развейтесь!» Найдите в главе 6 отрывок, где Рюхин начинает осмысливать свое творчество. Зачитайте.

(Со слов «Поэт не глядел уже по сторонам…» до слов «…и обеспечил бессмертие…»)

      А теперь вспомним эпизод из главы 13, где Иван Бездомный анализирует свое творчество.

(Просмотр эпизода «Знакомство Ивана Бездомного с Мастером из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»).

      Из всех членов МАССОЛИТа Иван Бездомный - единственный, кто соглашается с тем, что он «человек невежественный» и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Двойником этого героя М.А. Булгаков делает Мастера. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя. Но также двойником Ивана Бездомного является поэт Рюхин, имеющий некоторые отрицательные качества, от которых Бездомный впоследствии откажется.

  1. Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

      Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это история романа о Пилате и история любви. Так объединяются в романе тема любви и тема творчества.

(Показ слайдов).

Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени».  «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. С этого начинается раскрытие темы любви.  Как часто бывает у Булгакова, герои действуют вод воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила «осень» и в отношениях героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие люди, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча происходит только в мае, после бала весеннего полнолуния. Проходит определенный цикл, весна снова дает надежду влюбленным на счастье.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

      Обратите внимание, как тема творчества и тема любви сочетаются с темой жертвенности: Мастер страдает из-за своего «детища», своего романа, а Маргарита во имя спасения Мастера заключает сделку с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

(Просмотр эпизода фильма «Возвращение Мастера после бала Сатаны»).

  1. Лекция с подведением итогов по теме.

     Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Он перестает бороться, сжигает свой роман, проявляет малодушие  и тем самым теряет свое место в Свете, как и его возлюбленная Маргарита, которая тоже не заслуживает места в Свете, потому что она связала свою жизнь с нечистой силой. Но они оба много страдали, отчаянная борьба Маргариты за свою любовь, за спасение Мастера приносит свои плоды: им обоим Высшие силы разрешают поселиться в Покое, чего они хотели и, в конечном счете, и получили.  

      Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину (его роман не выдуман, а угадан: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»), прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро.

      С образом Маргариты связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Она своими поступками как бы возрождает в романе разные человеческие ценности: свободу личности, милосердие, честность, правду, веру, любовь, чего так не хватает в московском обществе. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Всем известно, что прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Белозерская, третья жена М.А. Булгакова. Именно она помогала ему стойко переносить период его предсмертной болезни, когда он практически ослеп, читала ему, помогала править текст. Свою роль ангела-хранителя Елена Сергеевна знала твердо, ни разу не усомнилась, в  трудный час ничем не выдала своей усталости. «Когда мы стали жить вместе с Михаилом Афанасьевичем, - вспоминала Елена Сергеевна, - он мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

      Значит, любовь, так же, как творчество, второй путь в сверхреальность, она ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе Булгакова, потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество.  М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание ответов.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"

Данный урок предназначен для учащихся   11  класса...

презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы....