Урок литературы в 10 классе на тему: "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Кухтинова Людмила Петровна

"Жизни блаженство в одной лишь любви..." (И.В.Гете). Урок-семинар с элементами исследования. Чем до сих пор привлекают современников стихи Тютчева? Урок призван ответить на этот вопрос, учит правильно выражать свои  мысли в устной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 10 классе

Учитель Л.П.Кухтинова

Тема урока: « Я встретил вас…».

( Любовная лирика Ф.И. Тютчева).

Эпиграф к уроку: Жизни блаженство в одной лишь Любви…

И.В. Гёте

Цели урока:

Образовательные:

- изучить особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева;

- совершенствовать навыки сопоставительного анализа;

- формировать умение работать с дополнительной литературой;

- уметь самостоятельно подбирать материал к уроку

Развивающие:

- развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной форме;

- развивать навыки выразительного чтения стихотворений наизусть;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к поэту;

- приобщить учащихся к высокой духовной поэзии;

- сформировать культуру чувств на примере творчества поэта

Задачи урока:

- заинтересовать учащихся личностью Ф.И. Тютчева;

- увлечь его поэтическим творчеством;

- понять, чем очаровали и продолжают очаровывать наших современников стихи Тютчева;

- сопоставить стихотворения Ф.И. Тютчева и доказать, что они принадлежат одному автору и посвящены одной женщине;

- сопоставить стихотворения разных поэтов и найти черты сходства и различия

Вид урока: урок-семинар с элементами исследования

Форма работы: групповая

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, сборники стихотворений, раздаточный материал ( таблица №1, таблица №2, лист самооценки).

Этапы урока: 1 – 6 минут, 2 – 15 минут, 3 – 15 минут, 4 – 4 минуты

Методы обучения: на 1 этапе – информационно-развивающий метод; на 2 и 3 – проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-воспроизводящий метод; на 3 – метод обобщения через прием владения художественным словом.

(Урок сопровождается презентацией) - использование ИКТ

Ход урока

1 этап

  1. Оргмомент Прошу всех садиться. Мы начинаем наш урок.

Урок начинается с исполнения романса « Я встретил вас…» на стихи Ф.И.Тютчева.

( фонозапись)

Слово учителя:

Ребята! Сейчас вы прослушали романс на стихи Ф.И. Тютчева. Мало кто не знает этих замечательных строк о любви.

Наш урок мы так и назовем « Я встретил вас…».

Исходя из обозначенной темы урока и эпиграфа ( жизни блаженство в одной лишь любви), постарайтесь определить: о чем пойдет речь на уроке?

( ответы детей)

Да, мы будем говорить о любовной лирике.

Основная цель урока: изучить особенности любовной лирики, прочувствовать ее.

Прошу обратить внимание на опорные схемы, которые лежат на столах.  Вам предстоит с ними работать. ( Приложение №1)

Вопрос:

Посмотрите: какие виды деятельности вы будете выполнять? (ответы детей)

Вот такая интересная работа предстоит.

А теперь посмотрите на портрет Ф.И. Тютчева.

Всмотритесь, рассмотрите его.

Вопрос:

Глядя на портрет, постарайтесь описать поэта. Какой он?

(ответы детей)

Слово учителя:

Очень спокойными глазами смотрит на вас Тютчев со своих прижизненных портретов. Очень спокойными.

В его жизни не было ссылок, дуэлей, нищеты.

Более или менее удачливая, ровная карьера: советник русского посольства в Баварии, поверенный в делах России при дворе короля Сардинии, председатель комитета иностранной цензуры.

Не правда ли, спокойная судьба!

Но вот «жизнь сердца» была бурной и драматичной.

Сегодня мы читаем «поэзию сердца» для того, чтобы увидеть поэта не только как явление социальное, но и почувствовать его духовный мир, сложные человеческие эмоции, которыми он жил; научиться быть внимательными к переживаниям других людей, научиться чувствовать чужую боль и понимать человека и его творчество.

Переходный мостик (на фоне классической музыки выступление ученицы)

«Жизнь сердца» - это и есть любовь.

Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Так писал пятидесятилетний Федор Тютчев, охваченный пылкой страстью в очередной раз.

Тонкий нежный лирик и глубочайший философ, он знал цену чувствам.

В своей жизни Тютчев не знал безответной любви. Напротив, женщины всегда глубоко и нежно любили его, он не приносил любви серьёзных жертв, но увлечения – и мимолетные, и глубокие – вносили в его жизнь смятение и страдания.

Любовь и стихи составляли всю его жизнь.

Возможно, любовь даже более.

2 этап

Слово учителя:

Но так ли это?

Мне кажется, пришло время перелистать страницы сборника стихов о любви и понять, чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников стихи Тютчева.

( напомнить об информационных листах,  с ними будет класс работать)

Четыре женщины, четыре Музы вдохновляли Ф.И. Тютчева на создание прекрасных лирических стихотворений.

На втором этапе в работу вступают исследовательские группы, которые проделывали предварительную работу: готовили сопоставительный анализ двух стихотворений.

Общая задача всех групп: доказать, что стихотворения принадлежат одному автору и посвящены одной женщине. Но какой? ( всего 3 группы)

Итак, дома вы сопоставляли , доказывали, и теперь пришло время обменяться мнениями.

Ученики первой группы сопоставляли два стихотворения, посвященных Амалии Крюденер «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…» (первое стихотворение читает один ученик наизусть, второе звучало в начале урока).

Выступления сопровождаются презентацией. (рассказ об Амалии и сопоставительный анализ стихотворений).

В это время остальные фиксируют все в таблице (заполняют первую строку, записывают три важных открытия, отмечают важные чувства и называют доказательства принадлежности стихотворения одному автору).

( текст анализа – Приложение №2).

Выводы и комментарии учеников из их записей по уроку.

Ученики второй группы сопоставляли стихотворения, посвященные Элеоноре Петерсон. « Сей день, я помню, для меня…» и « Еще томлюсь тоской желаний…».

(стихотворения читают наизусть, выступление (биография Элеоноры и сопоставительный анализ) сопровождается презентацией, ученики продолжают работу с таблицей (Приложение №3).

Выводы и комментарии.

Ученики третьей группы сопоставляли стихотворения, посвященные Эрнестине Дернберг

« Она сидела на полу…» и « Не знаю я, коснётся ль благодать…». (Приложение №4)

Начать с рассказа об Эрнестине, далее стихотворение « Она сидела на полу…» читает наизусть учитель(можно присесть с письмом в руке)

Переходный мостик:

Как-то Тютчев застал Эрнестину,  сидящую на полу с глазами, полными слез.

Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала одно за другим, пробегала глазами и так же машинально бросала в огонь пожелтевшие от времени листки.

(читает стихотворение, последнюю строфу « Стоял я молча в стороне…» читает наизусть ученик)

Дальше сопоставительный анализ стихотворений.

Переходный мостик:

Мы выслушали всех, прошу обратить внимание на опорную таблицу, на раздел «Важные открытия» и назвать основные чувства, которые переполняли душу поэта, а также доказательства, что стихи принадлежат одному автору.

(Выступления учеников)

Переходный мостик:

По сути фразу «Я встретил вас…» можно отнести к любой из женщин Тютчева. Но только изучив биографию поэта, можно понять, кому она адресована.

О Тютчеве-поэте написано много. Многое известно и о его частной жизни, а особенно про последний роман стареющего поэта с юной Еленой Денисьевой.

Кто она – последняя любовь?

(выступление двух учеников – мальчика и девочки – рассказ о Елене в диалоге –диалог-сценка )

Переходный мостик:

Именно этой женщине Тютчев посвятил целый цикл стихотворений и назвал его «денисьевский». Я думаю, что нам будет интересно сопоставить стихотворения разных поэтов.

Ещё одна задача урока: сопоставить стихотворения разных поэтов и найти черты сходства и различия. (Приложение №5)

Для этого возьмем стихотворение из «денисьевского» цикла Тютчева « Не говори, меня он, как и прежде, любит…» и «панаевского» Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю», сопоставим их , найдем черты сходства и отличия.

Слайд из презентации – слова Мережковского

«Тютчев и Некрасов – двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники – никто. И чтобы это увидеть, стоит вглядеться».

Что мы и попытаемся сделать.

Сначала послушаем стихотворения (ученики читают стихотворения наизусть – можно в записи).

Теперь прошу заполнить таблицу. Она есть у каждой группы. Еще есть готовые выдержки, которые нужно правильно распределить по колонкам, учитывая черты сходства и отличия стихотворений, и наклеить предложенные строки на лист.

(дети работают 5 минут, вывешивают листы, сравниваем, делаем выводы, что лирика Тютчева более трагична). (Приложение №6)

Дебаты в ходе выступления. Одна выступает – другие комментируют: с чем согласны, с чем нет.

Стоит вглядеться и можно увидеть, что Тютчев и Некрасов – поэты-двойники.

Итог урока:

Думаю: вы помните, какую цель мы поставили в начале урока.

Изучить особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева.

В чем же особенности лирики? Смогли ли прочувствовать ее? (ответы детей)

Рефлексия: что вам понравилось на уроке?

Заключительное слово на фоне музыки:

У Тютчева было особенное сердце, всегда способное к новой любви. Только вот любовь эта становилась тяжелым испытанием для каждой из женщин. Это понимал и сам Тютчев.

Какой бы ни была любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными людьми.

Нам осталось оценить нашу работу.

У вас есть карточка для оценок, выставьте, пожалуйста, оценки и обоснуйте.

Приложение №1

Приложение №6

Ф.И. Тютчев

«Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854 г.)

Н.А. Некрасов

«Тяжелый крест достался ей на долю...» (1856 г.)

Сходство I.

Мотив драматизма

«Он жизнь мою бесчеловечно губит...» эта жизнь!.. О, как горька она!»

«Ужасные, убийственные звуки! «...страдай, молчи...», «угнетена, пуглива...».

П. Наличие двух героев

«Меня он любит», «он жизнь губит...», «увлечена», «Я живу, я дышу, я дышу...»

«...ты полюбила», «от меня услышала: люблю...», «Не говори», «Я знаю».

III. Мотив смерти, убийства

«Хоть, вижу, нож: в руке его дрожит».

«Тот стал ее палач...»

IV. Дословное совпадение обращений

«Не говори: меня он, как и прежде, любит...»

«Не говори, что молодость сгубила...

Отличие

Любовная лирика драматичнее, трагичнее.

Налицо фактическое неравенство героев: палач и жертва, виновный и невинный.

Мир любви гораздо более гармонизирован.

Герой упрекаем, но и упрекает, возникает иллюзия равенства.

Особую возвышенность придает образ креста.

Приложение №2

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка в дол глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Приложение №3

Сей день, я помню, для меня

Был утром жизненного дня:

Стояла молча предо мною,

Вздымалась грудь ее волною,

Алели щеки, как заря,

Все жарче рдея и горя!

И вдруг, как солнце молодое,

Любви признанье золотое

Исторглось из груди ея...

И новый мир увидел я!...

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Приложение №4

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы души могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была -

Ты, ты мое земное провиденье!...

Приложение №5

Ф.И. Тютчев

«Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854 г.)

Н.А. Некрасов

«Тяжелый крест достался ей на долю...» (1856 г.)

Сходство I.

Мотив драматизма

П. Наличие двух героев

III. Мотив смерти, убийства

IV. Дословное совпадение обращений

Отличие

Приложение №7

Ф.И.Тютчев. Конец 1820-х годов

Приложение №8

Ф. И. ТЮТЧЕВ « Не говори: меня он, как и прежде, любит...»

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит... О нет!

Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я-

Но эта жизнь!., о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Н. А. НЕКРАСОВ « Тяжелый крест достался ей на долю...»

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю –

Все отдала - тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

« Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!., близка моя могила,

А цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю –

Не проклинай!., близка моя могила:

Поправлю все, все смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной - холодный мрак могилы,

Перед тобой - объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! Близка моя могила –

Начатое и кончить дай судьбе..!»

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя, прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12

Используемая к уроку литература:

  1. А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева В мире литературы, 10 класс , учебник- хрестоматия, М., « Дрофа», 2007.
  2. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская Урок за уроком. Литература в 10 классе, М., « Русское слово»,2006.
  3. В.В. Кожинов  Тютчив. – М.: Мол. Гвардия, 1988 – ( Жизнь замечательных людей».
  4. Ф.И. Тютчев Полное собрание стихотворений. – Л.: Сов. Писатель, 1987.
  5. « Читаем, учимся, играем» Журнал №5, 2003.
  6. Энциклопедия (домашняя) №10, 1998.
  7. Интеренет – ресерс  - Litportal.ru

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по теме: Любовная лирика в творчестве Ф. И. Тютчева

Слайд 2

Тютчев Ф. И Любимые женщины поэта.

Слайд 3

Перед вами копии портретов женщин, которых любил поэт: А. Крюденер, Э. Петерсон, Э. Дернберг, Е. Денисьевой. Е. Денисьева Э. Дернберг 2-ая жена А. Крюденер Э. Петерсон 1-ая жена

Слайд 4

. А. М.Крюденер Возлюбленная Ф.И.Тютчева. Портрет работы И. Штиллера 1830-е гг. К. Б. Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое -- И сердцу стало так тепло… 26 июля 1870

Слайд 5

Эл. Тютчева, первая жена поэта Худ. И Шеллер, 1827 г. Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Слайд 6

Эрн. Тютчева, вторая жена поэта Литография Г. Бодмера с оригинала И. Штиллера. Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России.

Слайд 7

Е. А. Денисьева Последняя любовь поэта. Фотография 1860-е гг. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! 1851г. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней ! 1854 г.

Слайд 8

Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? Разную,но с полным правом о каждой из них можно сказать: “Любила ты, и так как ты любить, нет, никому еще не удавалось”.

Слайд 9

Как это было… 1821. Тютчев только что окончил Моско- вский университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. На домашнем совете было решено, что с блестящими способностями Феденьки можно сделать карьеру дипломата. И в середине 1822 года Тютчев едет в Германию в Мюнхен, где получает место чиновника при русской миссии. Никто не знал, что его отъезд обернется разлукой.

Слайд 10

Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства.

Слайд 11

А. М. Крюденер: «Мы познакомились во второй половине 1823г. Я была пятью годами моложе его. Отец мой был дипломатом. Мы почувствовали симпатию друг к другу. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю». Памятью о тех временах навеяно стихотворение: Я помню время золотое Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.

Слайд 12

“ Твой милый взор…” Однако родители девушки были против женитьбы . Тютчев был убит горем. Его настроение отразилось в стихотворении “К Н.” Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог — увы! — умилостивить их — Он служит им укорою безмолвной.

Слайд 13

Через 30 лет после их последней встречи они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870 г. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения «Я встретил вас…» (на стихи положен романс “Я встретил вас). Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.

Слайд 14

Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “ Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, Я знал ее…”.

Слайд 15

«Твой милый взор» Твой милый взор, невинной страсти полной — Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог, увы! умилостивить их — Он служит им укорою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут как приговора, Твоей любви младенческого взора, Он страшен им, как память детских лет.

Слайд 16

Элеонора Петерсон: Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева с Петерсон. «О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Мы скрывали свой брак. Сказать, что любила Тютчева – ничего не сказать, я его боготворила».

Слайд 17

Тютчев писал: “ Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течении одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”.

Слайд 18

В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение: «Пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал мое здоровье.» Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей: Еще томлюсь тоской желанья Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда...

Слайд 19

Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.

Слайд 20

В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием. Эрнестине он посветил немало стихотворений, одно из них: “Люблю глаза твои”…

Слайд 21

Люблю глаза твои, мой друг. С игрой их пламенно-чудесной, Когда их пр е подымешь вдруг. И словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг. Но есть сильней очарованья, Глаза, потупленные ниц. В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц. Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Слайд 22

Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева.

Слайд 23

Е. А. Денисьева Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “ Денисьевский цикл ” В нем содержится 21 стихотворение.

Слайд 24

Я очи знал, — о, эти очи! Как я любил их — знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

Слайд 25

Е. А. Денисьева: «Принадлежала я к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института. Она любила меня как дочь. Рано начала вывозить в свет. Бывали мы в доме Тютчевых, с Федором Ивановичем встречались в Смольном, когда он посещал своих дочерей. Наши отношения вылились в светский скандал.»

Слайд 26

“ О, как на склоне наших лет…”. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет , Любви последней, зари вечерней! Полнеба охватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.

Слайд 27

Это стихи – исповедь. Тютчев воспринимает любовь возвышенно. Любовь – это радость, борьба, мука, безнадежность

Слайд 28

Е. А. Денисьева: «Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Привязанность к жене совмещалась с любовью ко мне, и это вносило в его отношение к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Передо мной навсегда закрылись двери домов, где я прежде была желанной гостьей. Отец от меня отрекся.»

Слайд 29

Е. А. Денисьева: 14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Мы жили в гражданском браке. У нас было трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его.

Слайд 30

Денисьевский цикл стихов вошел в сокровищницу мировой поэзии, а Е.Денисьева, благодаря стихам, обрела бессмертие. 4 августа 1864 Е. Денисьева умирает от скоротечной чахотки. Тютчев себя винит в ее смерти, раскаяние не покидает. На годовщину ее смерти он напишет стих, где вновь вспоминает о своей любви к Денисьевой: “ Сегодня, друг мой, 15 лет минуло…” С егодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня. И вот уж год, без жалоб, без упреку, Утратив все, приветствую судьбу... Быть до конца так страшно одинок о , Как буду одинок в своем гробу. 15 июля 1865

Слайд 31

Через 2 года после смерти поэта, Эрнестина просматривая свой гербарий, нашла листок со стихами: Не знаю я, коснется ль благодать, Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была — Ты, ты, мое земное провиденье!.. Эти строки, обращенные к жене и связанные с любовью к Денисьевой, поэт написал в 1851 году

Слайд 32

“ Это было целое событие в моей жизни” - скажет Эрнестина. Не перестаешь удивляться силе любви этой женщины, ее умению прощать, когда читаешь о том, что Эрнестина, видевшая страдания Денисьевой, скажет: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”. Аксаков писал: “ Какой же была ее радость и скорбь при чтении этого привета, замогильного такого привета, такого признания ее подвига жены, её дела любви. Жена пережила Тютчева” на 21 год.

Слайд 33

вопросы: 1.Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта? 2. Почему женщины влюблялись в Тютчева?

Слайд 34

Любовь для Тютчева : Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.

Слайд 35

Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несет ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побежденный. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, ее способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу. Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любим такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.

Слайд 36

Открытие памятника памятник Ф. И. Тютчеву, посвященное его 200-летию, в городе Брянске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ..." (урок литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика Лермонтова")

I.                    МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАПВступительное слово учителя о роли в жизни  каждого поэта да...

Открытый урок в 9 классе по теме: "Любовная лирика А.С.Пушкина

Этот материал поможет в формировании эстетического восприятия  лирики А.С.Пушкина  посредством различных видов искусства: литературы, музыки, живописи. Презентация к уроку разделена на две ч...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты"

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты"...

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...