Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Старцева Ксения Александровна

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Цели урока:
1) Образовательная: познакомить учащихся с поэмой А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
2) Развививающая: способствовать совершенствованию умений и навыков анализа поэтического текста; формирование умений применять теоретические знания о романтизме и романтическом герое на практике; развитие творческих способностей учащихся
3) Воспитательная: формирование уважения к творчеству друг друга, понимания и принятия ценности мнений друг друга

Оборудование: пластилин, карточки с фрагментами текста, видеопроектор

Форма урока: урок-мастерская с элементами беседы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:


1) Образовательная: познакомить учащихся с поэмой А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
2) Развививающая: способствовать совершенствованию умений и навыков анализа поэтического текста; формирование умений применять теоретические знания о романтизме и романтическом герое на практике; развитие творческих способностей учащихся
3) Воспитательная: формирование уважения к творчеству друг друга, понимания и принятия ценности мнений друг друга

Оборудование: пластилин, карточки с фрагментами текста, видеопроектор

Форма урока: урок-мастерская с элементами беседы.

Ход урока:

1. Вступительное слово:
На прошлых уроках мы  вновь обратились (т.к. в предыдущих классах уже обращались) к творчеству А.С. Пушкина. Начали изучать его творчество более углубленно, с учетом тех знаний, что у нас уже есть. Обобщим их.

2.1.  Актуализация знаний о поэте:
Литературоведы, пушкиноведы по одной из классификаций творчества А.С. Пушкина выделяют следующие этапы:
1. Лицейская лирика
-  Что характерно для этого периода? Какие стихи появились? Каких друзей приобрел Пушкин за годы учебы в лицее? Насколько значим был этот период для жизни и творчества поэта в целом?
2. Петербургский период 1818-1820 гг – период в который Пушкин проявил себя сторонником конституционной  монархии: власть и народ должны подчиняться закону.
- Разделял ли Пушкин декабристские идеи? В частности, отмена крепостного права? Значит ли это, что он был противником революционных методов? 
- Что значит «барство дикое»? К чему приводит, по мнению Пушкина, злоупотребление властью?
- Какую первостепенную задачу должна реализовывать власть? (- просвещение!)

3. Третий период, и на нем мы остановимся сегодня, это период южной ссылки. Или романтический период. 1820-1823гг.
- Вспомните, какие произведения относятся к этому периоду? (поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане», элегия «К Морю»)

2.2. Актуализация знаний романтизме и романтическом герое:
- Что вы знаете о романтизме, как о направлении в русской литературе? Где, когда возник, представители в Европе и в России.
- Романтизм в Англии и Германии возник как реакция на классицизм. А классицизм это - … ?

Аристотель выделял 2 способа изображения действительности:
1. творчество воссоздающее  (реализм)
2. творчество пересоздающее (романтизм)
- Как думаете, к какому из этих двух способов относится романтизм?

- Что характерно для романтического героя? 
Учащиеся должны вспомнить:
Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Страстная личность, страсти делились на:
- высокие: любовь к женщине, родине, ребенку и др.
- низкие: зависть, жадность, ревность и др.
Исключительному характеру соответствуют и исключительные обстоятельства. Романтический герой не из обыденного мира – история и экзозтика.
Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
Дуализм. Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».
Характерен конфликт с действительностью.
Романтические мотивы одиночества, странствия.

- Как в романтизме изображается действительность? Чаще действие происходит в настоящем? (обращение к истории)
- С чем связано это обращение к истории? (своеобразная декорация, фон для героя)

Существует понятие «исторического романа» (Н. В. Скотт)

Национальный аспект  – психологические особенности народа, внимание к УНТ, включение фольклорн. жанров.

- В каких отношениях в романтизме находятся человек и природа?
(Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности).

3. Анализ поэтического текста поэмы «Бахчисарайский фонта»

Мы вспомнили особенности романтизма как литературного направления и особенности романтического героя.
Применим все эти знания к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (текст дома читали).

Поэма «Бахчисарайский Фонтан» была начата весной 1821 года. Основная часть поэмы написана в течение 1822 года. Осенью 1823 года поэма получила окончательную отделку и была подготовлена к печати. Первое издание поэмы «Бахчисарайский Фонтан» вышло из печати 10 марта 1824 года.

- Определим художественное пространство произведения – где происходит действие? Крымское ханство
-  Мы помним, что Крым за всю историю полуострова кому только не принадлежал, в том числе, был частью османской империи. В современном Крыму, который является частью России, город Бахчисарай существует, как и ханский дворец, как и бахчисарайский фонтан.
- Художественное время поэмы? Обращается ли поэт к настоящему, прошлому, будущему?
- Определим главных героев поэмы. Кто они? Гирей, Зарема, Мария

ЗАКРЫАЕМ ТЕКСТЫ ПОЭМЫ.

4. Работа по колонкам / по группам
- Нарисуйте словесный портрет:
1 колонка: Хан Гирей
2 колонка: Зарема
3 колонка: Мария
- Внешность, одежда, черты характера. Как художник кистью – так и вы словами. Кто желает, может дополнить словесный портрет рисунком.
- Слушаем и представляем

5. Работа с текстом

- Обратимся к тексту поэмы.
- Найдите в тексте описание внешности героев

Гирей:
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
равнодушный и жестокий

Зарема:
Звезда любви, краса гарема? —
Но кто с тобою,
Грузинка, равен красотою?
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила;
Твои пленительные очи
Яснее дня, чернее ночи;
Чей голос выразит сильней
Порывы пламенных желаний?
Чей страстный поцелуй живей
Твоих язвительных лобзаний?
Как сердце, полное тобой,
Забьется для красы чужой?

Мария:
Недавно юная Мария
Узрела небеса чужие;
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной.
Всё в ней пленяло: тихий нрав,
Движенья стройные, живые
И очи томно-голубые.
Природы милые дары
Она искусством украшала

- Что характерно для всех трех героев? Какие черты общие? (красивые, гордые, сильные личности)
- Какой социальный статус имеют герои? Простые ли это люди? (хан, наложница, дочь польского царя)
- Что за отношения связывают троих: Гирея, Зарему и Марию? (любовный треугольник)
– Характерен ли такой конфликт для романтизма?
– Продолжим работу с образами героев…

ЗАКРЫАЕМ ТЕКСТЫ ПОЭМЫ.

6. Творческая работа с образами и фрагментами текста на карточках:

– Мальчики работают с образом хана Гирея
– Девочки 1 вариант – с образом Заремы
– Девочки 2 вариант – с образом Марии

ЗАДАНИЕ: Если получится в стихотворной форме (даже можно верлибром – вы с этим понятие знакомились в четверг на рус. яз, кто помнит, что такое верлибр?) или в прозе написать продолжение того стихотворного фрагмента, что есть у вас на карточке.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА! Прямая речь!

- Не забывайте, что это романтическое произведение. Помните об особенностях изображения романтического героя.

Мальчики (хан Гирей):
«Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой:
И все, склонившись, идут вон.
Один в своих чертогах он;
Свободней грудь его вздыхает,
Живее строгое чело
Волненье сердца выражает.
Так бурны тучи отражает
Залива зыбкое стекло.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?»

…… Ваше продолжение…

Девочки 1 вариант (Зарема):
Выслушай меня.
Родилась я не здесь, далеко,
Далеко... но минувших дней
Предметы в памяти моей
Доныне врезаны глубоко.
Я помню горы в небесах,
Потоки жаркие в горах,
Непроходимые дубравы,
Другой закон, другие нравы;
Но почему, какой судьбой
Я край оставила родной,
Не знаю; помню только море
И человека в вышине
Над парусами...
       Страх и горе
Доныне чужды были мне;
Я в безмятежной тишине
В тени гарема расцветала
И первых опытов любви
Послушным сердцем ожидала.
Желанья тайные мои
Сбылись.

…… Ваше продолжение…

Девочки 2 вариант (Мария):
(Мария после ухода Заремы)
За нею
Не смеет следовать княжна
Невинной деве непонятен
Язык мучительных страстей,
Но голос их ей смутно внятен;
Он странен, он ужасен ей.
Какие слезы и моленья
Ее спасут от посрамленья?
Что ждет ее? Ужели ей
Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?
О боже! если бы Гирей
В ее темнице отдаленной
Забыл несчастную навек
Или кончиной ускоренной
Унылы дни ее пресек, —
С какою б радостью Мария
Оставила печальный свет!

…… Ваше продолжение…


Учащиеся читают, делятся своим творчеством, своим личным опытом переживания произведения друг с другом.

7. Работа с текстом, фронтальный опрос:

- Как в поэме «Бахчисарайский фонтан» сложилась судьба героинь Заремы и Марии?
- Обратимся к тексту: что произошло с Марией?

Промчались дни; Марии нет.
Мгновенно сирота почила.
Она давно желанный свет,
Как новый ангел, озарила.
Но что же в гроб ее свело?
Тоска ль неволи безнадежной,
Болезнь, или другое зло?..
Кто знает? Нет Марии нежной!
..

- Как считаете, какова причина смерти Марии?
- Случайно ли автор скрывает от нас причину?
- Для какого литературного произведения характерен такой налет таинственности?

- Как сложилась судьба Заремы? К тексту!

… Между ними
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
В ту ночь, как умерла княжна,
Свершилось и ее страданье.
Какая б ни была вина,
Ужасно было наказанье!

- Как вы представляете себе пучину вод?
- Почему именно «пучина вод», а не «гладь озёр», к примеру? (потому что и Зарема сама была своенравная, страстная, гордая и т.д.)
- Способствует ли природа раскрытию образа героя?
- Найдите в тексте поэмы примеры, в которых мы видим как природа помогает раскрытию образа хана Гирея.

8. Визуализация текстового образа – лепим бахчисарайский фонтан:

- Как хан Гирей увековечил память Марии? Обратимся к тексту поэмы:

Ищем  соответсвующий фрагмент текста:
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

- Символом чего является в произведении Бахчисарайский фонтан?

ЛЕПИМ ФОНТАН (пластилин!)

- У вас на партах пластилин, я предлагаю вам объединится в группы по 4 человека (– 2 парты) и слепить свой бахчисарайский фонтан. Таким, каким вы его представляете.

Один человек из каждой творческой группы свой фонтан представляет, рассказывает свою историю возникновения фонтана.


Подготовленный ученик в качестве исторической справки предоставляет краткую информация про бахчисарайский фонтан:

«Бахчисарайский фонтан» был построен в 1764 году мастером Омером по заказу Крым-Гирей хана. Об этом свидетельствуют зашифрованные надписи на нем. Известно, что соорудивший этот исторический памятник умелец работал придворным мастером в ханском дворце и создал не один шедевр.
Мастеру был заказан такой фонтан, чтобы даже «камень плакал». Приказ был таков: «Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце».
Получился небольшой монумент из белого мрамора – необычный фонтан. Вода из сосудов не бьёт струёй, а сочится по каплям, как слезы, перетекая из одной чаши в другую. Фонтаны такой конструкции называются: Сельсебиль, что в переводе с иранского языка означает – фонтан слёз.
Пушкин с семьёй генерала Раевского посещал Ханский дворец в Бахчисарае 7 сентября 1820 года. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца:
«В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. Вошел во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает».

Учитель читает стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца".

- Обратите внимание, в стихотворении нет ни слова о ржавой железной трубке. Как мы видим основную роль в создании поэтического образа бахчисарайского фонтана сыграло творческое воображение Пушкина.

9. Просмотр фрагмента из фильма-балета «Бахчисарайский фонтан»:

–  В 1909 – 1910 годах вышел немой художественный короткометражный фильм-балет Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан», который был снят по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». В 1934 году Борисом Владимировичем Асафьевым по мотивам поэмы был поставлен одноимённый балет. По мотивам поэмы Александр Александрович Ильинский сочинил одноимённую оперу.

– Сцены из балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» мы с Вами сейчас и посмотрим.

– Фильм начинается с образа фонтана и заканчивается им же. Как называется такая композиция? (композиционное кольцо).
– Как думаете, почему именно такую форму выбрал режиссер фильма? Какие преимущества имеет данная форма?
– Какие особенности сюжетной интерпретации вы заметили в фильме? (сцена гибели Марии, Заремы)
– Какой вариант ближе вам? Пушкина, в котором скрыта причина смерти Марии и Заремы или Бориса Асафьева, который предлагает нам свой вариант развития событий?

10. Рефлексия. Подведение итогов урока:
Итак, возвращаясь всё же к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан»:

- К какому направлению относится поэма? Что об этом свидетельствует?
- Романтические герои поэмы? Что характерно для них?
- Кто из героев вызывает у вас симпатию? Чей образ близок?
- Могут ли такие герои как хан Гирей, Мария и Зарема существовать в современном мире?

Спасибо за урок, вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в рамках XII городского Пушкинского праздника "Сегодня я влюблён, сегодня счастлив я"

С октября 2001 года в нашем городе Полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Зав...