Урок "Рассказы Антоши Чехонте" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Воронина Анна Сергеевна

Урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx154.06 КБ
Файл loshadinaya_familiya.docx16.43 КБ
Файл rasskazy_antoshi_chehonte.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ-гимназия№6 г. Кимовска

Урок литературы по теме:

Внеклассное чтение

 Рассказы Антоши Чехонте

(5 класс)

http://dslov.ru/img/1006.jpg

                                Дата проведения: 16 февраля 2016 г.

                                Класс: 5 Б

                                Учитель: Воронина А.С.

Тема:В.чт.      Рассказы Антоши Чехонте.

Цель урока:               Познакомить учащихся с юмористическим рассказом

                                     А.П.  Чехова «Лошадиная  фамилия», углубить представление              

                                     детей о категориях комического; воспитывать чувство юмора

Регулятивные УУД:           принимает учебную задачу; планирует   необходимые

                                                действия, действует по плану

Познавательные УУД:       Осознает познавательную задачу, читает и слушает,  

                                                извлекают нужную информацию, самостоятельно  

                                                находит ее в учебнике.

Каммуникативные УУД:  задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,

формирует собственные мысли высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Личностные УДД:              осваивает новые виды деятельности, участвует в

                                               творческом процессе.

Средства обучения:           учебник, компьютер, портрет  писателя. презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Для того, чтобы ребята настроились на урок, попросить их записать в тетрадях число. Слайд 1

Слово учителя.

Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат два цветочка. Если настроение в начале урока у вас хорошее – поднимите красный цветок, если настроение – не очень хорошее – поднимите синий цветок.

Сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Я начну рассказ, а вы должны будете дополнить его некоторыми фактами.

На прошлом уроке мы познакомились с  творчеством великого русского писателя  А.П. Чехова,    который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. После окончания медицинского факультета Московского университета Чехов занимался врачебной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Рассказы Чехова отличаются тем, что они короткие и юмористические.

  1. Формулирование темы урока.

А теперь вспомните, что было задано вам в качестве домашнего задания и попробуйте понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема урока «Рассказы Антоши Чехонте» (записать в тетрадь) Слайд 2

Каждый из вас дома прочитал какой-нибудь рассказ Антоши Чехонте и выполнил проект.

Рассказ, который мы прочитаем в классе,  называется «Лошадиная фамилия».

  1. Работа по теме урока:
  1. Подготовка к восприятию рассказа.

1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.

1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.

1.3. Словарная работа:  Слайд 3

уезд-округ, часть губернии;

акцизный – служащий учреждения по сбору налогов;

хина-кора американского дерева,  из которого выделяется аптечное снадобье.

 2.  Чтение  рассказа.

                      - начинает чтение учитель,

                      - чтение «цепочкой»

 3. Аналитическая беседа:

- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много                       смешных моментов).

- Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба                       подбирала  «лошадиную фамилию»).

- Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу?                       (Боль была сильной, генерал испробовал все средства).

  1. Работа в парах:

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии). Слайд 4

  1. Проверка домашнего задания.

Сдайте свои проекты, проверьте, чтобы на них были написаны ваша фамилия, имя, класс и название рассказа, который вы прочитали дома.

Домашнее задание. Найти и записать в тетрадь толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия» Слайд 5

  1. Рефлексия:

              Отметки.

                 Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое – прикрепите на доску красный цветок, если ничего нового не узнали  – синий. Слайд 6



Предварительный просмотр:

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

– Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, – сказал он,– лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…

– Где же он теперь?

– А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

– Ерунда! Шарлатанство!

– А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин.

– Пошли, Алеша! – взмолилась генеральша.– Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

– Ну, ладно,– согласился Булдеев.– Тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

– Его в Саратове каждая собака знает,– сказал приказчик.– Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…

– Ну?

– Васильичу… Якову Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

– Ну что же? Скорей думай!

– Сейчас… Васильичу… Якову Васильичу… Забыл! Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…

– Жеребятников?

– Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…

– Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

– Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Всё не то!

– Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

– Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

– Коренников? – спросила генеральша.

– Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

– Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? – рассердился генерал.– Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

– Ой, батюшки! – вопил он.– Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

– Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

– Вспомнил? – спросил генерал.

– Никак нет, ваше превосходительство.

– Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…

Приказчика то и дело требовали в дом.

– Табунов? – спрашивали у него.– Копытин? Жеребовский?

– Никак нет,– отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух.– Коненко… Конченко… Жеребеев… Кобылеев…

– Папа! – кричали из детской.– Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами…

– Гнедов!– говорили ему.– Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

– Не Меринов ли? – спросил он плачущим голосом.

– Нет, не Меринов, ваше превосходительство,– ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

– Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

– Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная… Это очень даже отлично помню.

– Экий ты какой, братец, беспамятный… Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

– Пускай рвет! – решил он.– Нет больше сил терпеть…

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны…

– Буланов… Чересседельников… – бормотал он.– Засупонин… Лошадский…

– Иван Евсеич! – обратился к нему доктор.– Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

– Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу.– Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

– На-кося! – сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.– Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое февраля Классная работа

Слайд 2

Рассказы Антоши Чехонте . «Лошадиная фамилия»

Слайд 3

Словарная работа уезд - округ , часть губернии; акцизный – служащий учреждения по сбору налогов ; хина - кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье

Слайд 4

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии»

Слайд 5

Домашнее задание Найти и записать в тетради толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия»

Слайд 6

Узнал что-то новое Не узнал ничего нового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Памяти Антоши Чехонте

Жизненное творчество многообразно. И однажды на уроках литературы  я предложила детям выразить своё  "я" в образе начинающего писателя. Этот литературный проект носил название "Памяти Антоши...

«А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоши Чехонте».

Цель:  познакомить  учащихся  с  именем  писателя,  раскрыть  значимость  его  в  литературе,показать  незаурядность  личности  Чехова...

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова....