Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Уколова Наталья Ивановна

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oblomov.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Урок-исследование: «Свет и  тени» Обломова» (заключительный урок по роману И.Гончарову «Обломов» в 10  классе)

                                      Уколова Н.И. ,учитель МБОУ БГО СОШ №10

ХОД УРОКА.

(звучит музыка Винченцо Беллини ,ария Нормы из оперы «Норма», на стуле  - халат ,рядом мягкие тапочки)

Учитель:

Как вы думаете, почему я так начала урок ? Прозвучала музыка…Что слышится нам в ней ? (энергия, поиск, борьба, одиночество) Какое влияние оказала музыка на главного героя? (она открыла его душу, ведь именно с ней он делит своё одиночество, несостоятельность в жизни ). Поэтому эти вещи-символы и музыка-душа – неоднозначность этого образа.

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли..Что ещё надо для счастья ?  Сегодня мы поразмышляем над этим образом. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится !» - восклицает герой. И это тоже две различные взаимоисключающие версии.

Каждый человек неповторим, в нём есть и духовное, и плотское. Обломов – живой и сложный человек. Поэтому тема нашего урока: «Свет» и « тени» Обломова.В течение урока вы должны составить план рассуждения.

Споры вокруг романа (выступают учащиеся)

Современники Гончарова:

Дружинин :  «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

Добролюбов в статье «Что же такое «Обломовщина»?» считает героя прямым порождением и воплощением самодержавно-крепостнической действительности.

Учитель: Роман «Обломов» относится к тем произведениям, которые будут читать и перечитывать, точка зрения на главный образ с течением времени будет изменяться. Выслушаем же точки зрения наших современных критиков.

Ю.Лошиц «Обломов»

Кузнецов «Современное прочтение Обломова»

Для того чтобы принять ту или иную точку зрения, обратимся к нашему герою.

(Слайд2)

-Что вы видите на экране? Так ли вы представляли Обломовку? Как называется глава? (Сон Обломова)

Семья для человека – это основа основ. Всё начинается с семьи.

-Как вы поняли, какую роль сыграла Обломовка в формировании героя?

(Слайд 3 )

-Кто изображен на иллюстрации? (Штольц.) Что мы о нем знаем?

В романе показаны две жизненные философии, два образа человеческого существования, два непохожих, но дорогих друг другу людей. При сравнении этих героев можно ярче увидеть черты характера Обломова.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

          Обломов

            Штольц

детскость

самостоятельность

инертность

деятельность

апатия

энергия

праздность

деловитость

лень

практичность

мечтательность

паралич воли

непреклонная воля

-Проверка исследования.

-Были природные задатки, а куда же все делось?(Устами Штольца Гончаров говорит, что виноват не Обломов, а обломовщина.)

-Какой человек является идеалом для Обломова? (Идеал – цельный человек,  не растративший самолюбия. Но таких людей он не видит вокруг себя и спрашивает: «Где же тут человек? Где его искать? Куда он скрылся,  как разменялся на всякую мелочь?»)

-Как сам Обломов объясняет свою инертность, пассивность? (В жизни деловых людей он не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться Обломовым, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным, черствым и бессердечным?

-Как вы понимаете: «Все эти мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Разве не спят всю жизнь сидя? Чем же я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами.»

(Слайд 4)

-Кто изображен на иллюстрации? В какой момент? (Испытание любовью – традиционная для русской литературы(Онегин – Татьяна, Печорин – Вера, Чацкий – Софья) Проявление личностных качеств героя происходит прежде всего в его чувстве.)

Заслуга Обломова в том, что он воспитал духовно Ольгу. Не случайна фамилия Ильинская.

-Ольга выходит замуж за Штольца. А кого бы выбрали вы: Штольца или Обломова?

-Когда же наступил главный период в жизни Обломова? (Последние годы в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.)

-Какой настоящий поступок совершает Обломов в последние годы жизни? (Воспитывает детей вдовы Пшеницыной, своего сына Андрея.)

-Осознает ли Обломов свое душевное падение? Понимает ли он, что он сам и такие , как он, растеряли многое из природного богатства?(Да, он лишен самодовольства, сознает свое душевное падение.)

-Благородный человек загублен, задавлен воспитанием и образом жизни. Обломов не находит места в жизни, поэтому уходит из неё. Но вслед за Онегиным, Печориным продолжает галерею «лишних людей своего времени. Настя исследовала эту тему. Сейчас мы познакомимся с результатом ее работы. (Слайд 5)

-Подведем итог наших размышлений. Противоречие Обломова: стремление жить – боязнь жизни. «Мне давно совестно жить на свете».(Слайд 6)

                 «свет»

               «тени»

мягкость

апатия

простота

лень

великодушие

отсутствие цели жизни и интереса к ней

доброта

равнодушие к себе

честное ,верное сердце

дорожит только своим спокойствием

хрустальная душа

пассивность

порядочность

-Прочитайте план размышлений.

Учитель :

Самая высшая ценность на земле – Человек. И свобода человека в его индивидуальности. Быть свободным – это быть таким, каким тебя задумал Бог : «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».Истинная цель человеческой жизни, по мысли преподобного Серафима Соровского , состоит в обретении Духа Божия. Дух он везде, а вот станет или нет человек его проводником – это вопрос жизни.

-Да, роман о трагедии человека. Дефицит каких обломовских качеств ощущаем мы сегодня?

Да, в наше время хорошо быть Штольцем,

Все у него понятно, рассчитано до мелочей.

Обломов же ленив, рассеян, страшный соня –

Не привлекательный совсем….

Но нас он все же привлекает.

Чем? Да хрустальною душой!

Ее ведь в жизни не хватает,

А, может быть ,и нет совсем….

Сегодня нужно быть практичным Штольцем,

Обломовым, мечтательным, способным на любовь.

Тогда бы все противоречья

Исчезли сами бы собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"

Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...

Методическая разработка (урок) на тему "Городской Сад: история в тени вековых деревьев"

Представяляю Вам методическую разработку (урок) по теме "Городской Сад: история в тени вековых деревьев". Урок был разработан в рамках проекта "Ростов-на-Дону - город, открытый для школ...

методическая разработка урока по литературе "Тень и свет натуры Обломова"

Каждый человек - яркая и неповторимая личность со своими достоинствами и недостатками. Своеобразный и уникальный внутренний мир противоречивой натуры человека И. Гончаров объемно и красноречиво раскры...