"Собирал человек слова...", посвящённый В.Далю
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Хатмуллина Айгель Мажитовна

«Лингвистический утренник», посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю для учащихся 5х - 6х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiral_chelovek_slova.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Собирал человек слова».

«Лингвистический утренник», посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю для учащихся 5х - 6х классов.

Музыка Паганини. Романс. Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.) Словарь Даля, книги. Презентация

Действующие лица:
В. И. Даль.
Ямщик.
Повар, солдаты.
Ира, Наташа, Андрей (школьники).
Сказительница.
Воробей, Мышь, Лев, Орел.

Чтец: Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак

Чтец: Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский

 Ученик.Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля. Часто при возникновении каких-либо вопросов о языке, при разрешении языковых сомнений или споров приходится произносить или слышать от других такие фразы: «посмотрим у Даля», «сошлюсь на Даля», «встречается у Даля», «а что по этому поводу пишет Даль», «обратимся к Далю». И говоря «Даль», все мы имеем в виду одно и то же: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадкой в руках.

Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей: Да, учительница задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»

Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей: Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира: (открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Наташа: И у меня то же самое. Только я еще написала, что многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ира: Вот и все. Что тут сложного. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

Андрей: Говоришь, как кошка с котятами? А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что по-вашему оно означает?

Ира: (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!

Наташа: Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

Андрей: А все-таки?

Ира: (растягивая слова). Кошка-это домашнее животное.

Андрей: И только?

Наташа: А что же еще?

Андрей: А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка». (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. И еще клетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира: (задумчиво). Да... А что там еще про эту кошку?

Андрей: Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

Наташа: (тоже заглядывает в книгу). Тут и загадка про кошку есть: «Две кувырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка»

Ира: (присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко? (Андрей и Наташа молчат).

Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа:(вместе). Три!

Наташа: Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу переписывать.

Ира: Андрюшка, а что ты еще о Дале знаешь?

Андрей: Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Ребята отходят в сторону и присаживаются на краю сцены.

Даль: Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский, древнегреческий языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашен в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Йенн, чтобы изучить медицину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

Моя мать – Мария Фрайтах — немка по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной.

Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку - и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырех слов.

3 марта 1819 года мы были выпущены в мичманы, и я был отправлен служить в Николаев.

(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках). Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Ямщик: Ну что барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

Даль: А доберемся в такую-то пургу?

Ямщик: Не сомневайся. Замолаживает...

Даль: Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать что-то. Ямщик уходит.)

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово…В 1825 году вышел в отставку и поступил в императорский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

(Открывается занавес. Посереди сцены небольшой «костер». На нем котелок, котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает. К ним подходит Даль.)

1-й солдат: А что, Владимир Иванович, тяжело лекарем-то быть?

Даль: Да уж нелегко. К тому же вовремя войны. Но и солдатом ведь быть не сладко, а братцы?

2-й солдат: Да чего там. Солдатская доля - веселое горе.(Даль достает блокнот и карандаш, начинает записывать).

3-й солдат: Солдатская голова, как под дождичком трава.

4-й солдат: Солдат шилом бреется, дымом греется.

1-й солдат: Солдату солдат родной брат.

2-й солдат: Солдатам что малым ребятам - и барабан в потеху.

3-й солдат: Где коза прошла, там и солдат пройдет.

4-й солдат: Солдату три деньги в день, куда хочешь туда и день.

Даль: Ну спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко - кланяйся ему низко.

1-й солдат: А что это вы, Владимир Иванович, все записываете? Если не операции да перевязки делаете, то все с карандашиком ходите?

Даль: Есть у меня увлечение - слова собирать. Еще поговорки разные, загадки.

2-й солдат: Зачем это вам?

Даль: Понимаете, слово - это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать.

Повар: Обед готов. Налетай, братцы!

(Солдаты подходят к «костру». Из-за голенищ сапог достают ложки и начинают есть).

Даль: Вот в руках у вас обыкновенная ложка. Каждый день вы ею суп да кашу едите. А задумывались ли вы над тем, сколько новых слов узнаете, если мастер станет рассказывать о своей работе.

3-й солдат: Мой дед в нашей деревне был лучшим резчиком ложек. Он говорил: «Красна ложка едоком, а лошадь ездоком».

Даль: Знаешь, как ложки делают?

3-й солдат: Знаю. Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится теслою, отстрагивается ножом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок - это простая и широкая. Бутырка или бурлацкая - такая же, но толще и грубее. А еще боская, полубоская, носатая, тонкая.

Даль: Молодец. Твой рассказ займет место в моем собрании слов.

2-й солдат: А велико это ваше собрание?

Даль: Да уж приличное! Пришлось запаковать в тюки и навьючить ими верблюда.

Повар: Это не того ли, что однажды потерялся?

1-й солдат: Не потерялся, а в плен попал.

Даль: Да, тот самый. Однажды во время стычки с неприятелем моего верблюда захватили турки. Я уже думал, что с ним и труд мой пропал. К счастью, казаки отбили пленника и вернули мне. На тетрадки басурманин не позарился - что ему в них. А для меня они - дороже золота.(Солдаты уходят. Даль направляется к краю сцены, где стоят стол и кресло, садится).

Даль: Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но я все-таки решился напечатать несколько. Только фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – Казак Луганский. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».

(На сцене появляется Сказительница)

Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и печаловолся: кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шел, а у кого хлеба в недостаче было, шли к его закрому, как к своему.

У кого хлеб родился сам – четверг, сам – пят, а у него нередко сам – десят! Сожнет мужичок хлеб, свяжет в овин, перечтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды это Воробей...

(Размахивая крыльями, выбегает Воробей)

Воробей:. Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втаскивает два мешка)

Появляется Мышь.

Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот! Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, все по зернышку разнесет, и нам ничего не достанется!

Воробей: Давай-де, мышка-норушка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все вместе, пополам ( показывает на мешки ).

Мышь: Давай (В сторону). Как же, буду я с тобой делиться (хватает мешки и пытается удрать).

Воробей:. Ах ты, Мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла да обобрала товарища!

Мышь: Я ничего знать не знаю! (Начинают отнимать мешки друг у друга и драться)

Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться.

(Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног)

Воробей: (кланяясь Льву). Лев, государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома до последнего зерна. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я ее унемать, усовещивать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью рассудишь, так полечу к своему царю с челобитной.

Лев. И давно бы так, иди к своему Орлу!

(Лев укладывается спать. Воробей поворачивается и идет в другой конец сцены, где уже величественно восседает Орел. Подает Орлу бумагу. Орел молча читает)

Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, лебедям, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили; будет-де вам пир на весь мир. А тому ли звериному царю разлетную грамоту несите: за то-де, что ты царь - потатчик, присяги не памятуешь, своих зверишек в страхе не держишь, наших пернатых жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.

Лев: (просыпаясь). Ах так! (обращается к Мыши). Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем.

(За сценой раздается шум. Воробей и мышь всматриваются в даль)

Воробей: Вон, вон, наши побеждают!

Мышь: А теперь наши в наступление пошли.

Воробей:. Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем!

(Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев. Хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее)

Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замеренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать! (Уходят)

Сказительница: Воробушек разжился и стал у него что ни день, то праздник, гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого, да про свою удаль молодецкую.

Ведущий. А сейчас посмотрим сказку, записанную Далем, - «Старик-годовик»

Выходит учащийся, одетый в костюм Деда Мороза, в руках посох. Согласно текста , который читает ведущий, он машет рукой, стучит посохом и т.д.

        -Вышел Старик –годовик, стал он руками махать и птиц пускать. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы, повеяло холодом, морозом.  (выходят три учащиеся в белых шалях, в руках корзины с белыми «снежинками», которые бросают вверх).

        Махнул  Старик-годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях цветы показались (выходят три учащиеся в голубых шалях, в руках корзины с цветами).

        Махнул Старик-годовик третий раз- полетела третья тройка.Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали рожь жать (выходят три ученицы в зеленых шалях, в руках корзины с фруктами, колосьями ржи).

        Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, начал ся частый дождь, залегли туманы (выходят три ученицы в коричневих шалях, в руках корзины с осенними листьями, эти листья они стали бросать вверх).

А птицы были непростые, у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев, а каждое крыло со своим именем тоже. Первая половина крыла белая, вторая – черная. Махнет птица раз- станет светлым-светло, махнет второй – станет темным-темно.

        Что это за птицы вылетели из рукава Старика-годовика?

Ученик: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”. Сборник этот был ещё одним славным деянием этого удивительного человека. 

Ученик:В сборник вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда – кривда” и т.д.

Ученица: Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.

Ученик: Вот некоторые пословицы в полном виде: “Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”. “Собаку съел, а хвостом подавился”.
“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.“Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Ученица: В 1853 Даль представил в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», включавший свыше 30 тыс. пословиц, поговорок, загадок, прибауток, народных верований. 

Ученик. Вы уже знаете, что Даль выпустил сборник русских пословиц.  Давайте вспомним некоторые из них. Я уверена, что вы их хорошо знаете, просто некоторые не догадывались, что их можно найти у Даля. Я начинаю говорить пословицу, вы её продолжите :

        -Не в свои сани не…     (садись)

        -Каковы сани, таковы и  …  (сами).

        -Сказался грузде - полезай….   ( в кузов)

        -От добра добра не  … (ищут)

        -На голове густо, а  в голове …  (пусто)

        -И хлопает глазами, и разводит руками, а … (толку нет)


«Живые пословицы» (инсценировка пословиц). Учащимся предлагается узнать пословицы.

  1. У семи нянек дитя без глаза  (выходят 7 учащихся, у каждого в руках планшет со словами  «Нянька №1», «Нянька №2», и т. д. до «Нянька 7», быстро окружают «дитятю» и разбегаются полукругом. Дитя сидит с куклой в руках, все растрепанное, глаз перевязан черной лентой».

 

  1. Семеро одного не ждут (выходят семь человек и быстро идут по сцене, за ними бежит отстающий и машет им рукой)

   

  1. На чужой каравай рот не разевай (идет учащийся, несет каравай, за ним идет второй учащийся, раскрыв рот, смотрит на каравай)
  2. Дело мастера боится (выходит мастер производственного обучения, у него грозный вид, машет на  учащегося пальцем. Учащийся с надписью «дело» крадется, согнувшись, от мастера, изображая испуг).  

(На сцене появляется Андрей, Ира и Наташа)

Ира: Во время набора словаря в типографии Владимир Иванович четырнадцать раз с величайшей тщательностью вычитывал две с половиной тысячи страниц текста. Даль вздыхал: «Для одной пары старых глаз работа тяжела и мешкотна». Вздыхал и работал.

Наташа: Толковый словарь состоит из четырех томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет десять томов.

Андрей: Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Ира: С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»; он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей - крестьян, ремесленников, солдат.

Наташа: Даль знал 12 языков. Кроме русского, он владел немецким, французским, английским, а также украинским, белорусским и сербским, а ещё татарским, башкирским и казахским.

 Ученик: В. И. Даль был и успешным высокопоставленным чиновником, и основателем Русского географического общества, и даже автором книги «Описание моста, наведённого на реке Висле». Сочинение это в качестве учебного пособия долго использовалось при подготовке военных инженеров даже во Франции.
Ученица: Даль один из первых занимался русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего. 

Андрей: Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин”.
Ученица:  На родине Даля в городе Луганске в его честь названа улица. Здесь, на улице Даля, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.
Наташа: Идут годы, десятилетия. Много в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова

Чтец: То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
/ М Матусовский

 Даль(сидит в кресле у столика, на котором лежит Словарь, горит свеча): сейчас я держу в руках последний, четвертый том моего Словаря. Труд моей жизни оценен по достоинству. Сегодня утром принесли почту ( читает):

  • Присуждаем Вам Ломоносовскую премию
  • Избираем Вас почетным членом Академии наук
  • Ваш словарь удостоен медали Русского географического общества…

Я ухожу с чувством выполненного долга.

Ученик : А сейчас мы предлагаем игры. Вас ждут призы и подарки.

Игры

Ведущий :- У В. И. Даля было 5 детей: 4 дочери и сын. Он очень любил играть с ними, заниматься. И самая любимая игра была "Кузовок". Перед детьми ставят корзинку и говорят: "Вот тебе кузовок, клади в него что на "ОК", обмолвишься - отдашь залог". Я положу в кузовок ..листок, (чулок, грибок), кто неправильно скажет слово или не придумает, тот отдаст залог, выкуп: проигравший отгадывает загадку, произносит пословицу, скороговорку.

(Дети встают в круг и начинают передавать кузовок).

Скороговорки

1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

Сыворотка из под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

2. Как пословица звучит на самом деле?

Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.

3.Продолжи пословицу.

Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....

4.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.

5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.

6. Отгадай загадки:

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)

3.Что растёт без кореньев? ( Камень)

4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)

5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

7.Разберите “ремешки”- пословицы по темам.

Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.

Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”

8. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)

Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

9.Конкурс “ Кто больше назовет пословиц...”

10. Викторина

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  6. Что означает слово “вёдро”? (Ясная погода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Лингвистический праздник, посвящённый В.И.Далю "Собирал человек слова..." для 4-9 классов

Методическая разработка лингвистического праздника, посвящённого В.И.Далю "Собирал человек слова..." Данная разработка ориентирована на использование во внеклассной работе по русскому языку и литерату...

Собирал человек слова.

Открытое мероприятие к юбилею В.И. Даля...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Собирал человек слова"

Разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Собирал человек слова…». Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству В. И. Даля и  направлено на ра...

Владимир Иванович Даль. «Собирал человек слова»

Владимир Иванович Даль был лексикографом, этнографом, писателем. Немало было у Владимира Ивановича и других интересов: флотское дело, медицина, естествознание, история и многое другое привлекало велик...