К у рокам литературы в 11 классе
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Проданик Ольга Юрьевна

Материал можно использовать на уроках или для самостоятельного просмотра учащимися при подготовки к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Александра Александровича Блока

Слайд 2

Детство и семья. 1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге в «ректорском доме» СПб. университета (Васильевский остров, Университетская набережная., 9), родился Александр Александрович Блок. Отец поэта – Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, философ, - профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать поэта-Александра Андреевна Бекетова-Блок (1860-1923), литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова(1825-1902), известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета.

Слайд 3

Родители писателя.

Слайд 4

1889 г, 24 августа По указу Священного Синода расторгнут брак родителей Блока. 17 сентября – А. А. Бекетова – Блок вторично выходит замуж за офицера лейб-гвардии Гренадерского полка Франца Феликсовича Кублицкого – Пиоттух (1860 - 1920). Александра Андреевна с сыном переезжает на квартиру Ф. Ф. Кублицкого – Пиоттух. Здесь Блок будет жить до осени 1906 г. А.Блок с матерью и отчимом. Петербург. 1895

Слайд 5

Гербы. Герб рода Бекетовых. Художник А.Куманьков

Слайд 6

Герб рода Блоков. Художник А.Куманьков

Слайд 7

Герб рода Кублицких-Пиоттух . Художник А.Куманьков

Слайд 8

1887-1888г. Первые дошедшие до нас детские опыты Блока в стихах и прозе. «Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам».

Слайд 9

1891г., 27 августа Принят в 1-й класс Санкт-Петербургской Введенской (позднее – имени Петра Великого) гимназии (Большой Проспект Петербургской стороны, д. 37/39). В очерке «Исповедь язычника» (1918) охарактеризует гимназию и соучеников достаточно жестко.

Слайд 10

Рисунок Блока из его журнала, который он издавал, ещё учась в гимназии....

Слайд 11

Шахматово, 1894

Слайд 12

Первая любовь Блока. 1897 год. Поездка с матерью и тетушкой, Марией Андреевной Бекетовой (1826 – 1938), в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Знакомство с Ксенией Михайловной Садовской (1862 - 1925), «высокой, статной, темноволосой дамой с тонким профилем и великолепными синими глазами. …Ее красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение». Встречи А. А. Блока с К. М. Садовской продолжались в Петербурге в 1897 – 1900 годах. Ей посвящен ряд стихотворений цикла « Ante Lucem » (1898 – 1900), а также цикл стихотворений «Через двенадцать лет» (1909 - 1910).

Слайд 13

Зима 1897г. Блок мечтает стать актером, он увлечен игрой В. П. Далматова и М. А. Дальского , занимается декламацией и мелодекламацией, участвует в любительских спектаклях. Изучает роль Ромео. Декламирует стихи А. А. Фета, А. К. Толстого, Я.П. Полонского, А. Н. Апухтина . Блок в театре. Домашний театр Гамлет

Слайд 14

30 мая 1898 г. Оканчивает Введенскую гимназию, получает аттестат зрелости.

Слайд 15

1898 год начало июня. Приезжает в Шахматово . С поручением отправляется в имение Боблово , принадлежащее семье Менделеевых, встречает Любовь Дмитриевну Менделееву (1881-1939), дочь Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 - 1907).

Слайд 16

Июль – август Домашние спектакли в Боблово с участием Блока и Л. Д. Менделеевой. 1 августа сыграны сцены из трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Гамлет – Блок, Офелия – Л.Д. Менделеева). Л. Д. Менделеева в роли Офелии.

Слайд 17

А. А. Блок в роли Гамлета в любительском спектакле Бобловского театра. Фотография . 1898 г.

Слайд 18

"...знаете, я, ведь, очень театральный человек ...,» - сказал как-то он про себя...

Слайд 19

Возвращение в Петербург. 31 августа Блок становится студентом 1-го курса юридического факультета Петербургского университета.

Слайд 20

1899 г. Лето в Шахматове и Боблове «проходит почти так же, как лето 1898 года». По желанию Блока в Боблово был поставлен «Пушкинский спектакль» (сцены из «Бориса Годунова», «Скупого рыцаря», «Каменного гостя»). (1899 г. – год 100-летнего юбилея Пушкина, широко отмечавшегося всей Россией.) В сценах из «Каменного гостя» Блок играл Дон Жуана, Л. Д. Менделеева – Дону Анну. Блок в роли самозванца (Борис Годунов Пушкина). В роли Марины Мнишек - С.Д. Менделеева.1898г.

Слайд 21

Блок в роли скупого рыцаря 1899г.

Слайд 22

Блок в роли Дон-Жуана . 1899г

Слайд 23

1901 г., 6 сентября Начало учебы Блока на 1-м курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультете Петербургского университета. 10 сентября – Блок посылает стихи в Москву В. Я. Брюсову, однако не получает ответа. 1902 г., январь Работа над «Стихами о Прекрасной даме». В дневнике сделан «Набросок статьи о русской поэзии» - своего рода творческий манифест этого периода.

Слайд 24

7 ноября 1902 Пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л.Д. Менделеева соглашается стать женой поэта. 1903 год, 2 января. Делает формальное предложение Менделеевой и получает согласие её родителей на брак.

Слайд 25

Март Литературный дебют Блока. В журнале «Новый путь» (1903, №3) напечатан цикл стихотворений «Из посвящений» (10 стихотворений). Вскоре в «Литературно-художественном сборнике» (СПб., 1903) студентов Санкт-Петербургского университета опубликованы еще 3 стихотворения. В книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». (Заглавие дано редактором – В.Я.Брюсовым, но восходит к строке из письма Блока Брюсову от 1 февраля 1903 года.)

Слайд 26

17 августа Венчание А.А. Блока и Л.Д.Менделеевой в церкви Михаила Архангела с. Тараканово, между Шахматовым и Бобловом .

Слайд 28

1904 г., 10 – 25 января Поездка Блока и Л. Д. Блок в Москву. Личное знакомство с Андреем Белым, К. Д. Бальмонтом. Интенсивное общение с Андреем Белым, С. М. Соловьевым, В. Я. Брюсовым.

Слайд 29

Андрей Белый Борис Николаевич Бугаев.

Слайд 30

Бальмонт Константин Дмитриевич

Слайд 31

Сергей Михайлович Соловьев Русский поэт и религиозный философ. Близкий друг Андрея Белого (были женаты на родных сестрах Тургеневых) и своего троюродного брата Александра Блока, с которыми впоследствии разошелся.

Слайд 32

Брюсов Валерий Яковлевич

Слайд 33

1904 г., Октябрь Закончена работа над университетским кандидатским сочинением « Болотов и Новиков». Вышла в свет книга «Стихи о Прекрасной Даме». В книгу вошли 93 стихотворения. Тираж – 1200 экземпляров.

Слайд 34

1906 г., Осень В театре Веры Федоровны Комиссаржевской (1863 – 1910) принята к постановке пьеса «Балаганчик». Режиссер спектакля – Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1904), художник – Николай Николаевич Сапунов (1880 – 1912). Музыку к спектаклю написал Михаил Алексеевич Кузмин (1872 – 1939). Блок часто бывал на репетициях. В ходе подготовки спектакля Блок познакомился с актрисой театра В. Ф. Комиссаржевской – Наталией Николаевной Волоховой (1878 - 1966), ставшей «прототипом» героини циклов «Снежная Маска» (1907), «Фаина» (1906 – 1908), отчасти, по-видимому, - прототипом Фаины, героини пьесы «Песня Судьбы» (1907 – 1908).

Слайд 35

Рисунки Блока

Слайд 38

Шуточный Зайцев аттестат №1. Выдан Блоком Менделеевой-Блок 22 марта 1912г. Люба у Мережковского. А справа - Философов, Гиппиус, Мережковский.

Слайд 39

Таким видел А.Блок фасад дома на Спиридоновке . Архитектурный план. Шахматово .

Слайд 40

1906 г. 13 января – 1907 г., 29 декабря Написан цикл стихов «Снежная Маска». 1910 г., 3 апреля Выступает на похоронах М. А. Врубеля с речью о нем. 8 апреля Выступает в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова с программным докладом «О современном состоянии русского символизма».

Слайд 41

1913 г., 19 января Окончена драма «Роза и Крест». 12 июня – 3 августа Уезжает в заграничное путешествие, посещает Францию. Август Драма «Роза и Крест» напечатана в №1 альманаха «Сирин». Октябрь Пишет статью «Пламень»: «...Были в России «кровь, топор и красный петух», а теперь стала «книга»; а потом опять будет кровь, топор и красный петух. Не все можно предугадать и предусмотреть. Кровь и огонь могут заговорить, когда их никто не ждет. Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой, может быть, более страшной». Первый раз слушает оперу Ж. Бизе « Кармен » в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию поет Любовь Александровна Дельмас (1884 – 1969).

Слайд 42

Любовь Александровна Дельмас (слева) с сестрой. 1900-ые годы. Любовь Александровна Дельмас (урожденная Тишинская ) в роли Кармен .

Слайд 43

Блок в издательстве Сирина, 1913-1914гг.

Слайд 44

1916 г., апрель Вышел в свет 1-й том «Собрания стихотворений» в новой авторской редакции (Мусагет). 26 апреля Вышел в свет «Театр» А.А.Блока (Мусагет). Май-июнь Интенсивная работа над поэмой «Возмездие». Июнь Вышел в свет 2-й том «Собрания стихотворений» в новой авторской редакции (Мусагет). 7 июля Призван в действующую армию, зачислен Табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов.

Слайд 45

Фотография Александра Александровича Блока в саду Народного Дома, Петроград, 17 мая 1916 года.

Слайд 46

7 июля Призван в действующую армию, зачислен Табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов. 26 июля Выезжает в расположение дружины (в районе г. Пинска). Л. Д. Менделеева-Блок перед отъездом в действующую армию в качестве сестры милосердия.

Слайд 47

На военной службе в 1916г.

Слайд 48

Александр Блок среди солдат и офицеров инженерной бригады 29 ноября 1916.

Слайд 49

1917 г., январь Пролог и первая глава поэмы «Возмездие» напечатаны в журнале «Русская мысль». 19 марта Возвращается в Петроград. 13 – 17 апреля В Москве присутствует на репетициях драмы «Роза и Крест» в Художественном театре.

Слайд 50

Конец декабря Начата статья «Интеллигенция и революция». 1918 г., 7 января Записан план пьесы о Иисусе Христе. 8 января Первая запись о работе над поэмой «Двенадцать». 9 января Закончена статья «Интеллигенция и революция». 19 января (1 февраля) Статья «Интеллигенция и революция» напечатана в газете «Знамя труда». 25 января Встречается в Смольном с А. В. Луначарским, обсуждает вопрос об издании классиков «народном и школьном». Луначарский, прощаясь, говорит: «Позвольте пожать вашу руку, товарищ Блок».

Слайд 51

1919 г., январь Подготовлен сборник стихов «Ямбы». Январь – май Интенсивно работает в издательстве «Всемирная литература», разрабатывает планы серии просветительских спектаклей «Исторические картины» по общему замыслу А.М. Горького, редактирует переводы произведений Генриха Гейне для нового собрания сочинений Гейне. 15 – 17 февраля Блок (в числе других знакомых и сотрудников Р.В. Иванова-Разумника) арестован Петроградской ЧК и проводит два дня в камере предварительного заключения. 9 апреля Выступает в издательстве «Всемирная литература» с программным, крайне резким и эксцентричным в историко-философских суждениях, трагическим по духу докладом «Крушение гуманизма». 1919 с Людмилой Дмитриевной.

Слайд 52

1920 г., 27 января Смерть Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух , отчима Блока. Февраль – март Работа над подготовкой нового издания «Избранных сочинений» Лермонтова. Написана статья о Лермонтове. Апрель Подготовлен сборник стихов «Седое утро». 1 апреля Написана «Записка о двенадцати». Май Поездка в Москву, выступления с чтением стихов в Политехническом музее, во Дворце искусств и др. 27 июня Избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов. 24 августа Вышел сборник юношеской лирики «За гранью прошлых дней» (Изд. З.И. Гржебина ). 29 сентября Выступает с юбилейным приветствием М.А. Кузмину, в котором утверждает ценность культуры, право поэта быть «прежде всего» поэтом. 23 октября Вышел сборник лирики «Седое утро» (Алконост).

Слайд 53

1921 г., январь В дневнике – интенсивные размышления о Гете и Пушкине, о «смысле культуры», о праве поэта на « самостоянье ». 5 февраля По просьбе сотрудников Пушкинского Дома написать «что-нибудь» в альбом, пишет стихотворение «Пушкинскому Дому». 6 февраля Записывает в дневнике: «Следующий сборник стихов, если будет: «Черный день». 11 февраля Выступает с только что написанной речью «О назначении поэта» на вечере Памяти Пушкина в Доме литераторов (вторично речь произнесена там же, 13 февраля. В третий раз – 16 февраля). 3 марта Подготовлен сборник «Отроческие стихи». Апрель Написана статья «Без божества, без вдохновения». 1 – 11 мая Последняя поездка в Москву.

Слайд 54

Май – июнь Начало, постепенное обострение предсмертной болезни. Уничтожение части архива. Хлопоты (в т. ч. - А.М. Горького) о разрешении Блоку выехать для лечения за границу. 7 августа, 10 часов 3о минут утра Александр Блок умер.

Слайд 55

10 августа Похороны поэта на Смоленском кладбище (в сентябре 1944 г. прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища).

Слайд 56

Могила Александра Блока на Смоленском кладбище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер и Маргарита История создания романа

Слайд 2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 3

Время начала работы Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг» «Копыто инженера» «Жонглер с копытом» «Сын В.» «Гастроль»

Слайд 4

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Слайд 5

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция , создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: « Великий канцлер» «Сатана» «Вот и я» «Черный маг» «Копыто консультанта»

Слайд 6

Третья редакция , начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы» Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита» . В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Слайд 7

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

Слайд 8

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Слайд 9

Роман «Мастер и Маргарита» Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а также мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе) библейского (библейские персонажи) космического ( Воланд и его свита)

Слайд 10

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.

Слайд 11

В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбы добра и зла (это является главной проблемой романа). Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро

Слайд 12

Как сказал Воланд Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?» . Должно быть некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было на-рушено : чаша весов резко склонилась в сторону последнего и Воланд пришел, как главный каратель, чтобы восстановить его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к роману М. Булгакова « Мастер и Маргарита»

Слайд 2

М. А. Булгаков "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Слайд 4

ТРИ МИРА РОМАНА : земной , библейский , вечность.

Слайд 5

ТЕМА УРОКА:

Слайд 6

Цель урока: Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.

Слайд 8

Понтий Пилат – римский наместник Иудеи в 26 -36 г., отличавшийся крайней жестокостью. Согласно Иосифу Флавию и новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа энциклопедическая справка

Слайд 9

Christos ( c греч. – помазанник) Иисус Христос – по христианскому вероучению основатель христианства, богочеловек, во искупление грехов человеческих принявший смерть на кресте, затем воскресший и вознёсшийся на небо.

Слайд 10

В роли Понтия Пилата К. Лавров (кадр из фильма В.Бортко)

Слайд 11

В роли Иешуа С. Безруков. (кадр из фильма В. Бортко)

Слайд 13

В роли Иуды Д. Нагиев (кадр из фильма В. Бортко)

Слайд 14

В роли Афрания Л. Лауцявичюс (кадр из фильма)

Слайд 15

Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими утопическими идеями о «царстве истины и справедливости», где не будет никакой власти. Иешуа слаб физически, но духовно силен.

Слайд 16

Надя Рушева "Иешуа перед казнью"

Слайд 17

Сон Понтия Пилата «Само собою разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шёл рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чём прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.»

Слайд 18

«…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га – Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.»

Слайд 19

Понтий Пилат не просто трус, его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Он гибнет вместе с Иешуа, так как гибнет его свободная личность.

Слайд 20

"ОН- ГЕНИЙ!" А. Ахматова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИМВОЛИЗМ 900igr.net

Слайд 2

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Определение введено Н.А.Оцупом в 1933 году в парижском эмигрантском журнале «Числа»

Слайд 3

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Понятие относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям (символизм, акмеизм, футуризм) Обилие и разнообразие поэтических талантов.

Слайд 4

МОДЕРНИЗМ Понятие «Серебряный век связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм(«новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Цель – создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль у автора – прорицатель, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил ряд течений и направлений. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.

Слайд 5

Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. 1890-е годы - «старшие символисты» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб) В 1900-е - «младосимволисты» (А.Блок, А.Белый, В.Иванов) «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Слайд 6

Идеи символизма Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символ – многозначное иносказание. Главный принцип –искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность»(В.Брюсов) Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением. Московское крыло во главе с В.Брюсовым. Петербургское крыло – Д.Мережковский (религиозно-философские поиски). Мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, уход от повседневности в мир фантазий.

Слайд 7

Категории символизма Символы (слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» (Д.Мережковский) Музыка (стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек)

Слайд 8

«Старшие символисты» Д.Мережковский В.Брюсов К.Бальмонт З.Гиппиус Ф.Сологуб М.Кузмин.

Слайд 9

Д.Мережковский Мережковский утверждал, что: “…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” . индивидуальное, личное переживание только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви – настоящей, подлинной любви. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой. Поэтому Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. “Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос”

Слайд 10

В.Брюсов В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.

Слайд 11

К.Бальмонт Поэзия Бальмонта, в отличие от многих других коллег-символистов, оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников. В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Если его поэзию и вспоминали, то далеко не лучшие стихи и только с разоблачительными целями - как образчик «упадничества». Ныне же очевидно, что Бальмонт был выдающимся представителем «серебряного века русской литературы», а его поэзия и сейчас радует благодарных читателей.

Слайд 12

З.Гиппиус Она стала одним из ярких представителей символизма. В ее стихах было все, что характерно для этого литературного течения: нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной). Я ненавижу человечество И от него бегу, спеша. Мое любимое отечество — Моя пустынная душа.

Слайд 13

Ф.Сологуб СОЛОГУБ Федор Кузьмич (1863-1927). Русский прозаик и поэт; один из заметных представителей старшего поколения символистов. В реалистическом творчестве преобладали пессимистические ноты, контрастом служат его «творимая легенда», сладкие грезы о блаженной стране, куда попадают только после смерти. Элементы подобной болезненной утопии намечаются в лирическом цикле стихотворений «Звезда Таир».

Слайд 14

М.Кузмин КУЗМИН Михаил Алексеевич (1875-1936), русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборник стихов "Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929). Проза (повесть "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро", 1919; романы "Тихий страж", 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.

Слайд 15

Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.

Слайд 16

Значение символизма Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКМЕИЗМ

Слайд 2

К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности . Именно таким и стал акмеизм. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.

Слайд 3

Акмеизм (от слова acmh (“акме”) высшая степень чего- либо, цвет, цветущая пора)

Слайд 4

“ Цех поэтов” В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,” во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, З. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, О. Мандельштам

Слайд 5

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы

Слайд 6

Основные принципы акмеизма — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности ; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение ; — предметность и четкость образов , отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств ; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»

Слайд 7

Жанрово-композиционные и стилистические особенности Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии . Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения , иногда в жанре сонета, элегии . Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха

Слайд 8

Н.Гумилёв( 1886-1921) В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

Слайд 9

ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 10

А. Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали

Слайд 11

Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится всё слышней. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне… Как нестерпимо бела Штора на белом окне. -Здравствуй! (1909)

Слайд 12

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "С мною умри!".

Слайд 13

Здешний мир О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.

Слайд 14

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. .

Слайд 15

Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» ( С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут) . Просторен мир и многозвучен, И многоцветен радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобетателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый- Живой земле воспеть хвалы. С. Городецкий

Слайд 16

5. Что такое адамизм? Его представители. . ТЕСТ ПО ТЕМЕ АКМЕИЗМ Что такое акмеизм? На смену какому направлению он пришёл и почему? Временные рамки. 2. Кружок акмеистов назывался … 3. Наиболее яркие представители данного литературного направления. 4. Особенности творчества Н. Гумилёва, А.Ахматовой, О. Мандельштама. 6. Основные принципы и особенности акмеизма как литературного направления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к у року в 6 классе на тему "Атмосферные осадки"

Данная презентация разработана к уроку в 6 классе по разделу "Атмосфера", по теме "Атмосферные осадки"...