Использование элементов ТРКМ на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) на тему

Козловская Анна Александровна

Часто используемые элементы ТРКМ на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время перед преподавателем русского языка и литературы стоят две проблемы: снижение грамотности обучающихся и их нежелание читать художественную литературу. Поэтому педагогу следует стимулировать детей  к «чтению с увлечением», развивать самостоятельность обучающихся, используя достижения педагогической науки. И коль уж мы говорим о литературе, уместным будет обращение к теории развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология развития критического мышления позволяет в ходе обучения успешно формировать такие компетенции, как умения организовать планирование и рефлексию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности, устанавливать причинно-следственную связь различных явлений, находить компромиссы и т.д.  

Технология критического мышления актуальна тем, что:

-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.

-акцент делается на формирование социальных навыков.

-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.

-технология направлена на развитие собственного мышления.

-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

 Напомним, что ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова преподаватель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать.

Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, «корзина идей», «верные - неверные утверждения», перепутанные логические цепочки, проблемные вопросы и т.д.), позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе преподаватель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярными  на этой стадии являются приемы «Инсерт», «двойной дневник», таблица «тонких» и «толстых» вопросов, «дерево предсказаний», приём «Кубик», «рыбная кость». 

Большой интерес и сложности одновременно у обучающихся вызывает прием «фишбоун». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки  — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

   Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

    Аргумент 1: «Скука». Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».

   Аргумент 2: «Душевные метания». Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».

    Аргумент 3: «Любовь». Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».

   Аргумент 4: «Убийство». Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».

   Аргумент 5: «Лишний человек». Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни» Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.

 Популярными приемами на этом этапе являются синквейн, кластер, 10-минутное эссе, вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

Если приводить конкретные примеры, на занятиях литературы при изучении «Евгения Онегина» обучающиеся первого курса составили такие синквейны:

     Пример 1:

1.Онегин.

2.Скучающий, «лишний».

3.Отвергает, убивает, влюбляется.

4.Онегин отвергает любовь Татьяны.

5.Пессимист.

    Пример 2:

1.Татьяна.

2. Скромная, влюблённая.

3.Любит, страдает, мечтает.

4.Выходит замуж за нелюбимого человека.

5.Идеал (поэта).

Благодаря применению на занятиях по литературе технологии развития критического мышления у обучающихся происходит активное развитие навыков критического анализа. Преимущества данной технологии в том, что она «не привязана» к предметной области. Ее могут использовать на своих занятиях как преподаватели гуманитарного цикла, так и преподаватели других дисциплин.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач

Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....

Использование элементов здоровьесбережения на уроках химии

Одним из способов повышения мотивации обучения какому - либо предмету является использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках....

ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)

      Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе...