Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Косарева Татьяна Николаевна

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_govoryashchih_familiy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к изучению рассказов А.П.Чехова

«Роль «говорящих» фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П. Чехова».

Косарева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБУ «Лицей 67», г. Тольятти

Содержание:                                                                                              стр.

Вступление ………………………………………………………………..3

Основная  часть

1.Говорящие фамилии как средство характеристики персонажей……..4

2.Сопоставление «говорящих» фамилий и их значений.

2.1. Положительная характеристика персонажей……………………… 4-6

2.2.Отрицательная характеристика персонажей……………………...    6-8

Заключение………………………………………………………………   9

Приложения ……………………………………………………………….10

Используемая литература…………………………………………………11

Вступление

Роль «говорящих» фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П. Чехова

       Антон Павлович Чехов – великий мастер создания смешных рассказов, небольших по объёму. Работая в данном жанре, Чехов использует различные способы создания образа главного героя в произведении. Современное литературоведение при анализе художественного произведения учитывает все произведения. Таким средством являются «говорящие» фамилии. Поэтому данную работу мы хотим посвятить исследованию использования «говорящих» фамилий в рассказах как средство характеристики героев.

     Целью работы является выявление роли «говорящих» фамилий в рассказах Чехова как основного средства в раскрытии характера главного героя.

    В процессе работы анализировались следующие рассказы: «Тоска»,

«Студент», «Злоумышленник», «Мелюзга», «Клевета», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

     В результате проведённого исследования работы пришли к выводу, что характерной чертой творчества Чехова является широкое использование «говорящих» фамилий, что позволяет писателю в небольшом произведении высмеять пороки общества или наоборот подчеркнуть положительную значимость явления.

                                                         Он всюду и всегда видел материал для  

                                          наблюдений …,

                                          в силу никогда не искоренимой привычки  

                                          вдумываться в людей, анализировать их и

                                          обобщать.    

                                                                                         Горький.

  1. «Говорящие» фамилии как средство характеристики персонажей.

Известно, что А.П. Чехов начинает своё творчество с небольших смешных рассказов, которые имели невеликий объём, но по замыслу были достаточно ёмкими, поскольку за основу были взяты серьёзные жизненные ситуации. Истории, «скопированные» из жизни, в произведениях были смешными, но рассказывали они о самых обычных людях: умных и не очень, пошлых и абсолютно безнравственных.

    Антон Павлович был очень наблюдательным человеком. Жизненные ситуации подсказывали писателю, о чем же писать и что брать за основу.

Мы знаем, что рассказ – это [малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.] Так вот в небольшом произведении нужно было затронуть достаточно серьёзную проблему: высмеять или наоборот посочувствовать герою. Все приёмы построения текста должны служить раскрытию темы и идеи  произведения. Чехов использует художественную деталь, портрет, диалог и конечно же «говорящие» фамилии. Поэтому в рассказах фамилии главных героев являются «говорящими» и помогают раскрыть характер главного героя и дать ему характеристику. У Чехова образ главного героя соответствует значению фамилии, она подчёркивает в персонаже определённые качества и поступки.

2.Сопоставление «говорящих» фамилий и их значений.

2.1. Положительная характеристика персонажей.

        Нам бы хотелось начать своё исследование с рассказов, в которых

«говорящие» фамилии характеризуют главного героя с положительной стороны.

      Так, очень интересен рассказ «Тоска». Главный герой произведения имеет фамилию Потапов. Возможно, что А.П. Чехов даёт данную фамилию своему герою, поскольку в христианстве есть мученик Патапий, который претерпевал в своей жизни много испытаний. Иона Потапов тоже много страданий испытал в своей жизни. Он не живёт со своей семьёй в деревне, а служит ямщиком в городе, совсем недавно умер его сын. Иона полностью погружён в горе, ему хочется рассказать о своём несчастье хотя бы кому-нибудь, чтобы кто-то выслушал его. Близких родных рядом нет, и поэтому он пытается найти собеседников среди своих пассажиров. Наш главный герой не находит собеседников, которые посочувствовали ему и сказали доброе слово. Это его ещё больше печалит. Все заняты только собой. Среди людей он не находит понимания, только лошадь его внимательно слушает. Потапов нам кажется действительно страдальцем, которому хочется посочувствовать и поддержать.

           Главным героем в рассказе «Студент» является студент духовной                                                           академии Иван Великопольский. Антон Павлович Чехов не зря своего персонажа   наделяет такой фамилией, потому что в России, как только стали появляться   фамилии, студентам духовных семинарий в ряде случаев присваивали фамилию    Великопольский. На наш взгляд, в корне слова «велик» заложен огромный смысл: он пытается нести великую и главную истину человеческого бытия. Прошло 19 столетий, а в жизни людей ничего не изменилось: предательство по-прежнему существует. Иван Великопольский рассказывает притчу о предательстве Петра:

повествует так, что к его словам прислушиваются вдова Василиса и её дочь Лукерья. Данная история затронула их души. По мнению главного героя, Пётр оказался близок вдове, ей было известно, что происходило в его душе. История рассказывается в страстную пятницу, накануне великого православного праздника Пасхи. Во время поста люди задумываются о своих грехах, бренности жизни, а очень часто их наталкивают на подобные мысли священнослужители. В данном рассказе мы это и наблюдаем.

       Денис Григорьев- главный герой рассказа «Злоумышленник». Фамилия Григорьев была в России в то время очень распространённой фамилией. Очень часто эту фамилию имели простые крестьяне, как и герой данного рассказа. Обратимся к этимологии: фамилия Григорьев происходит от имени Григорий, которое буквально обозначает «бдительный». Так, Денис Григорьев, самый простой крепостной мужик, абсолютно безграмотный, очень непосредственный в общении, но вовремя понявший, что его могут упрятать в тюрьму из-за какой-то гайки. Вот тут герой и проявляет свою бдительность: он не согласен с приговором судьи, он желает, чтобы всё было по справедливости. Мы наблюдаем, что персонаж Чехова хоть и забитый во всех отношениях человек, но за себя как-то может постоять, данная фамилия как раз и подчёркивает подобное качество.

2.2. Отрицательная характеристика персонажей.

     У А.П. Чехова в большинстве рассказов конечно же происходит осмеяние главных героев и их поступков. «Говорящие» фамилии помогают раскрыть характеры и образы главных героев. Подробнее остановимся на некоторых рассказах, где персонажи характеризуются с отрицательной стороны.

       Невыразимов[1] - главный герой рассказа «Мелюзга» Он самый простой посредственный чиновник, который не может добиться повышения по службе вот уже несколько лет. И поэтому в первый день Пасхи он дежурит, чтобы получить прибавку мизерную к жалованью. Жизнь его однообразна и монотонна, никто его на службе не замечает. Чехов, наделяя персонажа данной фамилией, пытается подчеркнуть в нём тип «маленького» человека, жалкого, порой даже способного на разные пакости, ничем не примечательного. Например, Невыразимов, как-то желая выделиться, пытается написать кляузу, думая, что это ему поможет в продвижении по службе.

         В рассказе «Клевета» Ахинеев[2] – учитель чистописания. [Ахинея – вздор, бессмыслица.] Фамилия данному герою действительно подходит. Он сам лично без чьего- либо участия сочиняет и рассказывает гостям ахинею про себя, чтобы как-то подстраховаться, чтобы о нём плохо не говорили в обществе, а в результате сам же и поплатился. Его выдуманная история быстро облетела маленький городок и дошла до самого директора гимназии. Только после разговора с Ванькиным Ахинеев понял, что именно сам и является распространителем этой сплетни о самом же себе.

    Отлукавин [3]– фамилия дьячка в рассказе «Канитель». Данная фамилия помогает понять содержание произведения. Дьячок Отлукавин абсолютно безграмотный человек: самую простую обязанность он не смог выполнить правильно. Он неверно записал фамилии «о здравии» и «за упокой» на бумажки. А вроде бы что тут сложного? Получается, что слукавил дьячок, как будто кто-то ему помог в этом. Комическая ситуация возникает в данном рассказе: фамилия сразу нас натолкнула на мысль с первых же строк, что будет какая-то нелепица в продолжении.

 «Смерть чиновника». Червяков[4] – один из главных героев рассказа. По сюжету произведения он постоянно просит прощения у генерала Бризжалова[5], которому он обрызгал лысину в театре при чихании. Самая обычная повседневная ситуация. Люди просят прощения, и на этом всё заканчивается. А что мы наблюдаем здесь. Червяков извинился, но этого ему показалось мало. Он не может жить спокойно: продолжает дальше преследовать генерала и снова и снова извиняется. У нас складывается впечатление, что Червяков перестаёт ходить, он просто начинает ползать перед генералом, как бы прося его о пощаде. Нам он напоминает червяка, роющегося и ползающего по земле, представляющего бездушное существо. Червяков умирает от собственных комплексов и страхов (поклонение чинам), но у нас он не вызывает особого сочувствия.

     В рассказе «Хамелеон» Очумелов[6]- полицейский надзиратель. Действие происходит на базарной площади, где Очумелову нужно навести порядок. Первая художественная деталь выдаёт данного полицейского как взяточника. У него в руках небольшой свёрток, возможно, что это деньги, а у его помощника Елдырина - конфискованный крыжовник. Что можно сказать о человеке, который берёт взятки: он непостоянен и судит не по закону, а по сложившейся ситуации. В Очумелове мы отмечаем черту непредсказуемости в своих поступках, он как «очумелый».Чехов,  используя эту фамилию, сразу же подчёркивает данное качество.

Другому персонажу автор даёт фамилию Хрюкин[7]. Эта фамилия у нас имеет ассоциации со свиньёй и чем-то свинским. Так и получается: Хрюкин ведёт себя не по-человечески, а по-свински. Он прижигает мордочку собачонке цигаркой ради смеха. Потом он много выступает, только его речь больше походит на поросячий визг, в котором толку никакого нет. Хотя он вроде бы и является потерпевшим, но в итоге его считают главным виновником этих событий, так как собака генеральская, а это куда важнее.

Генерал Жигалов[8] в рассказе второстепенный герой. Действий никаких он не совершает, но роль определённую выполняет. Его фамилия происходит от слова «жигало», поэтому возникают ассоциации с поджигателем, зачинщиком. Жигалов- генерал, для Очумелова это важный момент, поскольку в то время существует такое явление как чинопоклонение: чем выше чин, тогда и правда на твоей стороне. Генерал на расстоянии «руководит» ситуацией. Если бы это была собака какого-нибудь дворника, то Хрюкина оправдали бы и сказали спасибо. Но, увы! Это генеральская.

                                         Заключение

     Проанализировав рассказы А.П. Чехов мы пришли к выводу, что «говорящие» фамилии играют огромную роль при создании художественного текста. Они тесно связаны, в первую очередь, с темой произведения, взглядами автора, характеристикой героя. Также «говорящие» фамилии позволяют глубоко и всесторонне осмыслить произведение: дать характеристику герою, его поступкам, отрицательным или положительным. В «говорящих» фамилиях скрыт глубокий смысл, и это конечно же позволяет читателю поразмышлять, сделать свои выводы. Например, фамилия Великопольский без прочтения рассказа даёт положительную характеристику, а когда мы прочитали рассказ, то убедились  в этом. А вот фамилия Хрюкин сама говорит за себя, и текст ещё раз доказывает нам это. Следовательно, автор не просто использует фамилии, а ими подчёркивает образ главного героя, тем самым олицетворяя его.

Приложения

Словарь:

1 Невыразимов- от невыразимый- такой, который трудно передать словами, непередаваемый.

2.Ахинеев- от ахинея- чепуха, вздор, бессмыслица, нелепица, бредни, чушь; пошлости, глупости.

3. Отлукавин- от лукавить- хитрить, притворяться, вести себя неискренне

4. Червяков- от червь- 1.Бескостное ползающее животное с вытянутым телом. 2. (перен.) В сочетании со словами «сомнение», «раскаяние», «зависть»: о затаённом, постоянном мчащем чувстве.

5.Бризжалов - от брюзга –брюзгливый человек, то есть постоянно недовольный, надоедливо ворчливый.

6. Очумелов- от очуметь- потерять соображение, одуреть.

7. Хрюкин-от хрюкать- о свинье: издавать характерные отрывистые звуки, напоминающие «хрю-хрю»; также о некоторых других животных: издавать подобные звуки.

8. Жигалов- от жигало - тот, кто «поджигает» других, зачинщик, коновод, руководитель разных игр и затей.

 

Используемая литература:

1.В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М. «Русский язык», 1974

2.С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, «Азъ», 1999

3.http:// ru. wikipedia.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")

Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)...

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

«Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».

Данный урок разработан в рамках требований ФГОС ООО, подразумевает работу с детьми по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Апробирован на конкурсе "Педагогические надежды" ...

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания

Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....