Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родная природа...41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

составила Анищенко Тамара Николаевна

учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Тема мероприятия: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого)

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

развить навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).

Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.

Методические приемы: исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их  анализ, устное рисование, взаимооценка.

составитель: В. Я. Коровина.

               Ресурсы сети Интернет:

Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

План урока. Этапы.

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.

Опережающие задания:

2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов.

Учащиеся должны оценивать:

выразительное исполнение стихотворения;

анализ стихотворений по плану:

- Название.

- Тема, основная мысль.

-Устное словесное рисование

- Художественные выразительные средства.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность. 

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Актуализация знаний.  

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:  акцентировать любовь к Родине.

 регулятивные УУД: целеполагание

- Какое домашнее задание было задано?

 Проблемный вопрос:

-Как вы думаете, что общего у всех этих стихотворений?

Целеполагание.

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины..

Слушают учителя. Получают листы взаимооценки и вопросы для рефлексии урока. Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела?

-Вспомните, как мы изучали лирические произведения?

- Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить? Знакомство учащихся с  последовательностью выступлений, с условиями оценивания.

Работа над эпиграфом:

-чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение

-постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек?

-слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств    авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово).

- как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? (Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».)

Постановка целей и задач занятия

Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).)

    (Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.)

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1 Слушаем актерское чтение

 2. Элементы проектной деятельности

3. Оценивание выступивших учащихся в группах.

Словесный, познавательный, эвристический,

наглядный.

Индивидуальная работа, выступление перед

метод аудиторией.

Репродуктивный

Проектный метод.

Выступление перед аудиторией с защитой проекта.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования)..Оценивание

- Насколько выразительно было прочитано стихотворение?

Презентация.

 Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства)

Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. .

Показ презентации  о П. Полонском: стихотворение Полонского «По горам две хмурых тучи…»

Защита проектов.

- выразительное исполнение стихотворений;

- анализ стихотворений

Остальные учащиеся слушают, оценивают выступления.

стихотворение Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»

- выразительное исполнение стихотворений;

- анализ стихотворений

Остальные учащиеся слушают, оценивают выступления.

Этап 4. Практикум.  Аналитическая работа  с текстом

Самостоятельная работа учащихся в группах .

Проблемный, метод групповой организации учащихся

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Вводная беседа.

-просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»

План анализа:

Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней).

 Художественно-выразительные средства.

Самостоятельный анализ стихотворения в группах. представление результатов работы.

Отвечают на вопросы учителя.

 Оценивают выступления в группах по листам взаимооценки

Физ. минутка (пауза релаксации)

метод групповой организации учащихся

Физ. минутка «Бабочка»

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 5. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Что значит природа для творчества художников, музыкантов, поэтов?

Какими средствами пользуются поэты, изображая природу?

Какое значение имеют для людей стихи, описывающие природу?

Ответы на вопросы.

2.Самооценка. Выставление оценок.

Самоанализ

Анализ выступлений учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный.

Выполнить анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)

Приложение 1.

Лист взаимооценки.

Группы учащихся

Оценить (до 5 баллов)

Средний балл

Исполнение стихотворений

Устное словесное рисование

Анализ стихотворения (автор, тема, основная мысль, худ.-выразительные средства)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Ф.И. ученика

Презентация

Анализ стихотворения

Оценил(а)_______________________

Приложение 2.

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА – 1

Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – руки вперед, ладони вниз. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1 – 3 наклон назад, руки за спину. 3 – 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и. п. 5 –8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Приложение 3.

Вопросы для рефлексии урока

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного опросника:

сегодня я узнал…

было интересно…

было

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… 

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...