Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

анализ стихов о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стихи40.48 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе

Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 века

 

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

развить навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).

Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.

Методические приемы: исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их  анализ, устное рисование, взаимооценка.

Опережающие задания:

2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов.

Учащиеся должны оценивать:

выразительное исполнение стихотворения;

анализ стихотворений по плану:

- Название.

- Тема, основная мысль.

-Устное словесное рисование

- Художественные выразительные средства.

Ход урока:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей,

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

                                 Е.А.Баратынский.

 Слово учителя

Работа над эпиграфом:

-чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение

-постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек?

-слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств    авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово).

- как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? (Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».)

Постановка целей и задач занятия

Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).)

    (Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.)

 Основная часть урока

  1. Слушаем актерское чтение. (прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования).

Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. (Презентация.) Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства)

  1. Элементы проектной деятельности.

Каждый из поэтов видит и изображает природу родной страны по-разному. На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. В ходе подготовки к уроку несколько учащихся подготовили исследовательские работа и презентации по теме.

а) Выразительное чтение стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»

б) Выступление ученицы с презентацией и анализом стихотворения «По горам две хмурых тучи…»

Словарная работа*:

Горючий (разг.) – несчастный.

Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.

Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.

в) Дополнения учащихся (при необходимости) - какова главная мысль произведения?  ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)

а) Выразительное чтение стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»

б) Выступление ученика с презентацией и анализом стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»

Словарная работа:

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.

Отлогий – не крутой.

в) Дополнения учащихся (при необходимости)Главная мысль: сказочное нужно отличать от реальность. Конечно же, не могут научить ребенка стрекозы летать.

      3.    Оценивание выступивших учащихся в группах.

Самостоятельная работа учащихся в группах .

-просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»

План анализа:

  1. Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней).
  2.  Художественно-выразительные средства.

Словарная работа:        

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.

Очи – глаза.

Хребет – 1. Позвоночник, хребет.

Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.

Гимн – 1. Хвалебная песнь.

Оценивание выступивших учащихся в группах. Выставление оценок.

Вывод, обобщение. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.  Стихотворения поэтов передают состояние души, пейзаж и чувства сливаются в одно целое.

Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты  XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. 

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного опросника (Приложение 2).

Домашнее задание. Анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»

Приложение 1.

Лист взаимооценки.

Группы учащихся

Оценить (до 5 баллов) 

Средний балл

Исполнение стихотворений

Устное словесное рисование

Анализ стихотворения (автор, тема, основная мысль, худ.-выразительные средства)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Ф.И. ученика

Презентация

Анализ стихотворения

Владимирова А.

Кузнецов Д.

Оценил(а)_______________________

Приложение 2. Вопросы для рефлексии урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного опросника:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось… 

Домашнее задание: выполнить анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, мето...

Презентация "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".

Презентация к докладу. Картины русской природы в разное время года....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...