В безжалостном и светлом мире (по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик и Христа на ёлке")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рысакова Анжелика Владимировна

Конспект урока. Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.82 МБ
Файл Конспект урока157.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В безжалостном и светлом мире.» По рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке.»

Слайд 2

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Ф.М.Достоевский .

Слайд 3

«Рождество - это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.» Ч. Диккенс.

Слайд 4

Милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта, путешествия, любовь, подарки, вера, сострадание.

Слайд 5

Сделайте некоторые выводы с помощью подсказок: Читая, я испытывал… Я порадовался тому, что… Я забеспокоился, когда… Я недоумевал… Меня особенно поразило… Никогда не забуду, как …

Слайд 6

Рисунок Ю. Данилова.

Слайд 7

Я , желаю Вам счастливого Рождества и пусть всё задуманное исполнится .



Предварительный просмотр:

  План- конспект урока.

Цель:

 1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа.

3. Содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.

2.  Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

Задачи:

  • формировать вдумчивого и внимательного читателя.
  •  уметь определять тему, идею рассказа;
  •  уметь давать характеристику персонажей;
  •  развивать связную монологическую речь обучающихся;
  •  развивать память, мышление;
  •  развивать навыки выразительного чтения
  •  воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к окружающим

ОБОРУДОВАНИЕ: рождественская елка, записанные  слова:  милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта , путешествия, любовь, подарки, вера, сострадание.

Ход урока:

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.

Слайд №1 (портрет Ф.М. Достоевского с цитатой:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ф.М. Достоевский)

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу "Мальчик у Христа на елке".

Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который прочитали на прошлом уроке и разделили на эпизоды, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …и слайды (картинки о рождении Христа)        

В небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: слайд «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

 Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Ученик:

...И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
Все яблоки, все золотые шары.

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который прочитали на прошлом уроке и разделили на эпизоды, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни.

Слайд.№3 Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.Чарльз Диккенс

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

В Рождество всем хочется верить в добрые чудеса.Верно?

У Вас на столе карточка с перечисленными словами:

милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта, путешествия, любовь,подарки, вера, сострадание.

Что бы Вы пожелали на новый год себе, своим близким и всем людям?

3.РАБОТА С ТЕКСТОМ

УЧИТЕЛЬ: Обратимся к сюжету рассказа.

Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

а) Работа с 1 эпизодом рассказа.

Найдите  описание главного героя -  подчеркните красным карандашом 

( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Синим – условия жизни.

УЧИТЕЛЬ:Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

 

Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

Примерный ответ:  этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен.

Слайд.№4 (остаётся на протяжении урока)

Сделайте некоторые выводы с помощью подсказок:

  1. Читая, я испытывал…
  2. Я порадовался тому, что …
  3. Я забеспокоился, когда …
  4. Я недоумевал…
  5. Меня особенно поразило…
  6. Никогда не забуду, как…

б) Работа с 2  эпизодом рассказа.

Подчеркните красным карандашом  отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.

  – Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского?

Примерный ответ: Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.

– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? Примерный ответ: Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.

в) Работа с 3  эпизодом рассказа.

Подчеркните красным карандашом  отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие чувства мальчика.

Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Ответ:  чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет.)

УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

 Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

( "Вспомнил, заплакал, побежал".)

УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

Выводы с помощью подсказок. (слайд№4)

  1. Читая, я испытывал…
  2. Я порадовался тому, что …
  3. Я забеспокоился, когда …
  4. Я недоумевал…
  5. Меня особенно поразило…
  6. Никогда не забуду, как…

УЧИТЕЛЬ: Не всем детям в мире живётся хорошо и радостно, много детей страдает, и у них в жизни очень много печали.

У вас на столах лежат новогодние игрушки. Напишите пожелания , которые Вы хотели бы передать, в защиту, а может и в помощь детям, всем людям нашей планеты . Теперь украсьте ими ёлку.

4.Физкультминутка (около  ёлочки)

Раз, два, раз, два-  (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем корпус вперёд, поворачиваем корпус

вправо и влево)

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два-  (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

г) Работа с 4  эпизодом рассказа.

Вспомните, во что был одет мальчик?

(В халатик.)

УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.

 Далее, когда Мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

 Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Примерный ответ: Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Выводы с помощью подсказок. (слайд№4)

  1. Читая, я испытывал…
  2. Я порадовался тому, что …
  3. Я забеспокоился, когда …
  4. Я недоумевал…
  5. Меня особенно поразило…
  6. Никогда не забуду, как…

д) Работа с 5  эпизодом рассказа.

Чтение эпизода!

Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол?

Примерный ответ: Они противопоставлены мертвым душой людям.

5.Переход к кульминации

– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?

Ответ: Автор описывает сказочную елку у Христа.

Найдите этот эпизод. Зачитайте.(?)

Слайд.

Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).

Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают?http://festival.1september.ru/articles/213647/Image1532.gif

- Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа?

 Какие краски вы бы использовали?

– Хорошо ли мальчику на ёлке у Христа? Почему?

Ответ: На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.

– Кто встречает мальчика на елке у Христа?

– Что мы знаем о них?

Ответ: у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

– Происходит ли чудо в рассказе?

Ответ: Светлое загробное будущее ребенка.

УЧИТЕЛЬ: Обычно, у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете?

е) Зачитайте последний абзац.

УЧЕНИК: "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".

УЧИТЕЛЬ: Это Достоевский предлагает Вам , читателям, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

6.Домашнее задание.

– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив?

Учитель: Вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.

7.Итог урока.

Зачем писатель создает этот рассказ?

Ответ: Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

Учитель: А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства?   Почему? Ответ: Со времён Достоевского она исказилась еще более.

8.Рефле́ксия 

Вспомните о пожеланиях, которые Вы выделили, как необходимые Вам, Вашим близким и всем людям.  Изменили ли Вы теперь своё мнение?  Почему?

Я, желаю Вам счастливого Рождества и пусть всё задуманное исполнится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...

Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные  результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...