Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Кучерова Лариса Георгиевна

Опорные схемы и таблицы можно использовать как на уроке учителю, так и ученику на уроке и при выполнении домашнего задания. Можно поделиться с учеником данным материалом в файловом виде, а можно распечатать в качестве раздаточного материала. Этот материал послужит отличным подспорьем и будет прекрасным дополнением в накопительную справочную папку, а в итоге поможет основательно подготовиться к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opornye_konspekty.zip226.29 КБ
Файл opornye_shemy_detyam.docx912.35 КБ
Microsoft Office document icon opornye_shemy.doc392.5 КБ
Office presentation icon opornye_shemy.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

        

        

        

        



Предварительный просмотр:








        







Предварительный просмотр:

Звуки речи

Гласные                                                   Согласные

ударные                                                  твёрдые – мягкие

безударные                                             звонкие – глухие

непроверяемые                                     парные – непарные

ударением  

                                                                  удвоенные

                                                  непроизносимые

Слова – названия предметов

Кто?                                  Что?

                                      

 

Алёнушка, девочка, мама, кот, рыба; цветы, солнце, окно, мяч, воздух.

Слова – названия

действий предметов

что делали?                     что сделают?

читали                                               прочитают

Слова – названия

признаков предметов

какой? какая? какое? какие?

Морозный, солнечное, серебристый, тонкий, яркое, холодная.

Имена существительные

                М.Р.                                                               кто? что?

РОД        Ж.Р.            ЧИСЛО     ЕД.Ч.                    кого? чего?

               СР.Р.                                МН.Ч.                   кому? чему?

    одушевлённые                                                      кем? чем?

   неодушевлённые                                         о ком? о чём?                                                                           

Что делать, что сделать 

учащимся     школ?

На   эти   вопросы

ответит   ГЛАГОЛ.

Время глаголов

Прошедшее  время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем  со мной,

Как ярко цветы полыхают весной.

А в будущем  времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.

Спряжение глаголов

В первом спряжении пишут, поют,

Пашут поля и железо куют,

А во втором никогда не грустят.

Мчатся в музеи, учиться хотят.

Ко ІІ же спряженью

отнесём мы, без сомненья,

все глаголы, что на  ить,

исключая, брить, стелить.

А ещё гнать, дышать,

держать и слышать,

смотреть, видеть, ненавидеть

и зависеть, и терпеть,

и обидеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

их на - е спрягать нельзя.

Не с глаголами

Не   выучил – не  делай.

Не  знаешь – не  спеши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не с глаголом отдельно пиши!

Помни!

  1. Не с глаголами – раздельно
  2. Глаголы 2-го лица с  ь знаком
  3. ь знак  в   н.ф. – что сделать?
  4. В 3 лице ед.числа ь знак не пишется
  5. е – І спряжение

 и – ІІ спряжение

Наречие

обозначает

как совершается действие

отвечает на вопросы

где? когда? куда? откуда? как?

Внизу, хорошо, тепло, вдалеке, глубоко, издалека, молча, завтра, ночью.

Солнце ласково смеётся,

светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

разговорчивый ручей.

Местоимение

указывает на предмет,

но не называет его.

Я, ты, он, она, оно, они, вы, мы, нам, вам, ему, её, его, о нём…

Имя существительное

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, дневники.

Как вы сделали открытие

Это удивительное?

Помогло нам всем ответить

Имя существительное.

Разделительные

ъ                        ь

                   Е        Е       

       ¬          Ё                     Ё

        Ъ        Ю         Ь        Ю

                   Я        Я

Подъём, объявление, съезд, съёмка. Семья, полью, сольёт, колье, бьют.

 

Имя прилагательное

обозначает

признаки предметов

отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Учебный, коричневый, жёлтая, солнечная, весёлое, удачные, школьные.

Имя прилагательное

изменяется по

    родам             числам             падежам

       

м.р. (какой?)               ед.ч.                  И.п. (какой?)

ж.р. (какая?)                                         Р.п. (какого?)

ср.р. (какое?)              мн.ч.                 Д.п. (какому?)

                                                                В.п. (какого?)

                                                                Т.п. (каким?)

                                                                П.п. (о каком?)

Приставки

        ׳

_______          

              |                                        РОЗ

                                                       РОС

_______         ׳

              |                                         РАС

                                                        РАЗ

Приставки

_____

 роз    |                 звонк.согл.

 раз

____

 рос |                    глух.согл.

 рас

Глаголы 3 лица, ед.числа

Что делает?            

                                      - тся

Что сделает?        

напишется           играется

улыбается            умывается

Глаголы в неопределённой форме

Что делать?

                                        - ться

Что сделать?

написаться            играться

улыбаться             умываться

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы и таблицы по русскому языку

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....

Опорная схема по теме "Химические свойства кислот" 8 класс.

Данную  опорную  схему можно использовать при изучении химических  свойств  кислот  в курсе химии 8-го класса. В ней указаны  условия  протекания  данных реакци...

Опорные схемы и таблицы-9

Схемы и таблицы...

Опорные схемы и таблицы-8

Схемы и таблицы...

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...