"Пётр Великий" русской литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Цель: знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретной предметной творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyotr_velikiy_russkoy_literatury.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

Кожухова Галина Николаевна

                                           Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г.Холмска

                                                   

                                           

Конспект №4

Урок  литературы в 7 классе

Тема: «Петр Великий» русской литературы

Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

2012

Урок литературы, 7 класс

Тема: «Петр Великий» русской литературы.

Тип: комбинированный - урок творчества, обобщения и систематизации, сообщения новых знаний и целевого применения усвоенного материала (интеграция классического и нетрадиционного  подходов  по М.И.Махмутову и В.М. Лизинскому).

Вид: практическая творческая работа на основе методов и приемов PR-технологии (буклеты, социальная реклама, работа в Программе Publisher).

Цель: обобщение и систематизация предметных знаний по теме,  развитие УУД, знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретной предметной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • проконтролировать степень усвоения  материала по теме, изученного на предыдущих уроках;
  • продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск  и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
  • закрепить навыки создания буклета, социальной рекламы (методы  PR-технологии, работа в Программе Publisher).

 2. Воспитательные:

  • обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных  понятий: патриотизм,

              гуманизм, товарищество, правила  и законы взаимодействия и сотрудничества.

 3. Развивающие

  • продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), смостоятельности, инициативы, ответственности,
  • совершенствовать умения  анализировать , обобщать  информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов PR-технологии (буклеты, социальная реклама, работа в Программе Publisher);
  • строить продуктивное взаимодействие;          
  • устанавливать связь между целью, мотивом и результатом деятельности.

Предварительная работа:  изучение темы на уроках, самостоятельной поисковой деятельности детей, системы домашних зданий, внеурочной деятельности по предмету, создание буклетов.

Материал: презентация;  информационный печатный материал о М.В. Ломоносове (статьи, фотографии, иллюстрации, афоризмы, метафоры, стихи , ребусы, викторина и др.);  дидактическое пособие «Буклет» (требования к оформлению и содержанию буклета),  дидактическое пособие «Синквейн»), модели буклетов; ножницы, карандаши, клей и др.

Методы и приемы:

  1. Информационно-иллюстративные, репродуктивные – иллюстрации для объяснения, повторения материала; наглядный материал для запоминания  алгоритма, законов и правил, визуализации гипотез;  методы и приемы PR-технологии (буклеты, социальная реклама, работа в Программе Publisher, презентация буклета).
  2. Информационно-коммуникативные, интерактивные – диалог, беседа, общегрупповая дискуссия, работа в группах.
  3. Проблемно-поисковые, творческие, практические -  поиск информации, ее анализ, конкретизация, обобщение, выдвижение гипотез, работа на основе заданного  алгоритма,  системно-деятельностного подхода.
  4. Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Вступительное слово учителя (5 мин)

в котором подчеркивается

- значение материала изученной темы,

- цель,

- план урока,

- объяснение особенностей урока (работа в режиме PR-технологии – создание буклета и социальной рекламы)

  1. Закрепление техники создания буклета, алгоритма выполнения (5 мин.):

- модель «Буклет» (требования к оформлению и содержанию буклета, см. Приложение №1);

  1. - дидактическое пособие  «Алгоритм работы по созданию буклета – знакомство с «ключом» последовательности действий»  (слайд № 8 )

1 шаг

Знакомство с информацией, ее анализ, обобщение, сортировка, группировка: главная , дополнительная и обобщающая

материал для заполнения 2,3,4,5 страниц);

2 шаг

Заполнение и оформление 2,3,4-й страниц, сверка с требованиями модели «Буклет»

3 шаг

Заполнение, оформление5-й страницы, сверка с требованиями модели «Буклет»

4 шаг

Определение названия (тема буклета),

выбор фотографии (картинка, эмблема),

девиз (эпиграф, крылатое выражение  и др.)

материал для заполнения 1-й страницы

5 шаг

Заполнение, оформление 1-й страницы, сверка с требованиями модели «Буклет»

6 шаг

Оформление 6-й страницы, сверка с требованиями модели «Буклет»

7 шаг

Общая оценка буклета.

  1. Выполнение  учащимися заданий (15 мин):  

- на основе умения строить диалог, систематизации материала: основная и дополнительная, обобщения фактов, распределения и размещения ее согласно требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию буклета.

Работа в группах на основе информации, знаний, умений, навыков, сформированных ранее (в течение изучения темы на уроках, самостоятельной поисковой деятельности детей, системы домашних зданий, внеурочной деятельности по предмету).

  1. Проверка выполнения работы на основе заданного «ключа» последовательности действий, ее сопоставление с «ключом», корректировка по ходу выполнения детьми (при необходимости).
  2. Защита. Формулирование выводов (10 мин.).
  3. Оценка результатов урока в целом, индивидуальной и групповой работы на основе рефлексии («Синквейн» , см. Приложение №2) , критериев УУД (приложение №3): самостоятельность, инициатива, ответственность, умение работать в группе, значимость данной работы лично для себя (5 мин.).
  4. Подведение итогов (3 мин)
  5. Задание на дом трехуровневое:

1 уровень: наизусть отрывок из «Оды на день…» Ломоносова «О вы, которых ожидает…»

2 уровень: наизусть отрывок из «Оды на день…» Ломоносова «О вы, которых ожидает…»+ создать буклет

3 уровень: наизусть отрывок из «Оды на день…» Ломоносова «О вы, которых ожидает…» + создать буклет + эссе «Я и Ломоносов» (каждое выполненное задание оценивается отдельно).

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Буклет – печатное издание, сложенное ширмочкой.

Требования к оформлению и содержанию буклета.

        

        

                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Рефлексия

«Синквейн» (фр. – пять) –стихотворная форма, основанная на рефлексии и построенная по  след. правилам : создается не рифмованное стихотворение из пяти строк:

Ломоносов

1. Тема, выражается существительным и одним словом.

2. Описание темы двумя словами прилагательными.

3. Описание действий в рамках темы тремя глаголами.

4. Фраза из четырех слов, показывающая ваше отношение к теме.

5. Синоним или девиз, или обобщающее слово, которое синтезирует все вышесказанное по теме.

                                                                                                   

                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Личностная оценка результатов урока, индивидуальной и групповой работы:

Критерии

Да

1 балл

Частично

0,5 балла

Нет

0 баллов

1

самостоятельность

2

инициатива

3

ответственность

4

умение работать в группе

5

значимость данной работы

Итого:

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"

Урок истории для учащихся 7 классов....

Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс

Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Пётр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Интегрированный урок: литература и МХК. Урок посвящен анализу "Повести о Петре и Февронии Муромских", и а также рассматривается создание икон, посвященных этим святым. Интегрированный урок: литер...

Урок литературы в 7 классе "Пётр Великий" русской литературы" (В.Г.Белинский)

Урок литературы посвящён научной деятельности русского учёного и просветителя  М.В.Ломоносова. Позволяет учащимся расширить знания о жизни и научной деятельности великого нашего помора....

ТК к уроку по теме "Древнерусская литература. Пётр и Феврония"

Технолгическая карта к уроку литературы...