Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Соловьева Наталья Сергеевна

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. Учиться анализу лирического произведения. Развивать активное, творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Учиться у классика уважительному, трепетному отношению к родителям. Воспитание любви к родине, природе, к чтению произведений поэта, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирических героев. Учить различать автора и лирического героя стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                               «Средняя школа № 5»                                                    

 г. Рославля

Конспект урока литературы:

 

« Нежностью

пропитанное

                        слово»

( 9-б класс )

Провела

 учитель русского языка

и литературы

                              Соловьева Н.С.

2016 год

Открытый урок литературы в 9 классе

 «Нежностью пропитанное слово»

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. Учиться анализу лирического произведения. Развивать активное, творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Учиться у классика уважительному, трепетному отношению к родителям. Воспитание любви к родине, природе, к чтению произведений поэта, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирических героев. Учить различать автора и лирического героя стихотворения.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Приёмы: ассоциативное исследование.

Форма урока: практикум.

Форма работы: групповая.

Оборудование: 

1. Тексты стихотворения.

2. Компьютер, проектор для презентации.

3. Грамзаписи с песнями и художественным чтением стихотворений .

4.Раздаточный материал для 3 групп.

Подготовительный этап.

1. Домашнее задание по биографии поэта класс готовит по учебнику и другим источникам.

2. Три группы (по 4-5 чел.) учащихся получают специальные задания:

а) презентация ранней лирики С. Есенина (портрет, темы ранней  лирики, строчки из стихотворений);  

б) записи песен и романсов на стихи С. Есенина;

в) викторина по биографии поэта.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Слово учителя:

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока.

Воспевают все, что вечно ново,

И хотя  совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове — сущего душа

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем — исток всего…………

(Р. Гамзатов)

2. Определение темы и целей урока:

= О каком слове я говорю?

Прочитайте высказывание Н. Островского, вставьте на место пропуска подходящее по смыслу слово:

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это ….

Н. Островский

Мама, мамочка…

- (приём «Мозговой штурм») Если мы говорим о маме, какие слова вспоминаются первыми? Запишите их на лепестках ромашки: (Красота, Доброта, Женственность, Забота,Вежливость, Любовь, Сердечность ,Верность)

- Сколько тепла и нежности таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. И я хочу прикрепить свой лепесток, который будет вам подсказкой….Тема нашего урока-строчка  стихотворения Есенина - начинается с этого трогательного слова…

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

(«Руки милой — пара лебедей...»)

- Итак тема нашего урока «Нежностью пропитанное слово…» (Слайд)

- А каковы цели нашего урока?

- Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».

3. Работа по теме урока.

Учитель:  Есть особые произведения в русской литературе, живописи, музыке, дорогие и близкие каждому человеку. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины.(Слайд) Может быть кто-то знает автора и название картины? («Сикстинская мадонна» Рафаэля.) Кто  изображен на ней?

Ученики: На картине изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблеск грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

 Мария – идеал материнства.

4. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-А что есть общего в судьбах двух женщин: Марии, с картины Рафаэля, и матери С.Есенина, Татьяны Федоровны?(слайд)

- В какой семье родился поэт?

- Кто воспитывал поэта?

Мать поэта Татьяна Федоровна (в девичестве Титова) была выдана замуж по сговору да расчету, так как отец разорился и дать должного приданного за свою любимицу, певунью-плясунью уже не мог. Муж оказался слабосильным, безвольным человеком. Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Все кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань, сильно переживая разлуку с сыном. Позднее Татьяна вернулась в деревню – не столько к мужу, сколько к  законному сыну и домашнему очагу.(Слайд)

5. Слово учителя:

- О чём пойдет речь в стихотворении, судя по его названию?

- О письме сына к матери (дети).

В русской поэзии 19 века, особенно в пушкинскую эпоху, были широко распространены стихотворные послания к друзьям и знакомым. Такие послания даже назывались «дружескими». Широко известны послания Пушкина «Пущину», «К Чаадаеву», «Няне». Эта традиция поэтических посланий оказалась близка и Сергею Есенину, который адресовал свои «письма» родным – матери, деду, сестре, жене…

Три стихотворения посвящает поэт матери -Татьяне Федоровне.

6. Выразительное чтение  стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери».(Слайд)

7. Беседа по содержанию.

¬ Каким показалось вам это стихотворение по настроению? ( стихотворение грустное, печальное)

-  Какие слова из текста это подтверждают?

( слова «грусть». «грустный», «не грусти»)

¬ Какие  строки требуют  особенно проникновенного  чтения?  Почему?

8.История создания.

Учитель: Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта. « Письмо матери» написано в 1924г, а в 1925 году ( что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз.

- Невозможно проанализировать стихотворение , не зная истории его написания.

Учитель: После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и поэт, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение

-  С какой известной вам притчей перекликаются эти события?

(В этом стихотворении поэт обращается к известной библейской теме — возвращению блудного сына)

9. Давайте вспомним притчу.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У одного человека было два сына. Однажды младший попросил свою часть наследства и отправился в другую страну. В той стране он весело жил и скоро растратил все деньги. Но вот в той стране наступил голод. Юноша голодал некоторое время, а потом решил вернуться к отцу.
Увидев сына, отец очень обрадовался и велел богато накрыть стол. Младший сын попросил прощения, и все стали весело пировать. В это время с поля вернулся старший сын. Узнав, что случилось, он очень рассердился на отца:
Сколько лет я служу тебе, а ты не дал мне даже козленка. А вернулся брат, растративший деньги, и ты для него не пожалел теленка, — сказал он.
Отец же ответил ему:
Ты всегда со мной. Все мое — твое. А брат твой был как бы мертв и ожил.

Учитель: Выражение «блудный сын» давно уже стало устойчивым.

- Что обозначает это выражение?

(Выражение  "  блудный   сын  " значит:   сын, вышедший из повиновения, человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще употребляется в  значении:  раскаявшийся в своих заблуждениях.)

Но, в отличие от библейского сюжета, у Есенина речь идёт о возвращении сына к матери

1). Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. Как вы поняли его смысл?

 («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… — это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» — писал исследователь Марк Щеглов)

2). Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)

10. Словарная работа.

- А что такое шушун? (согласно словарю В. Даля: старинная верхняя женская одежда вроде кофты, телогрейки или рубахи)

- Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

11. Работа в группах.

1-я группа (мальчики):  

1. Дайте толкование слов: шибко, горький пропойца, саданет.

2. Как называются такие слова?

3. С какой целью они употреблены?

Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности.

Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает  грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

2-я группа (девочки):

1.Дайте толкование слова «несказанный»

2.Дважды поэт употребляет «несказанный свет». В одинаковом ли значении?

3. Как вы его понимаете в 1-м и во 2-м случае?

( В 1-м случае «вечерний несказанный свет» скорее всего свет заката, свежий вечерний воздух, струящийся над избой; во 2-м случае «ты одна мне несказанный свет» - это уже не внешний, а внутренний свет, духовный, исходящий из материнской души и поддерживающий сына во всех жизненных испытаниях).

3-я группа(смешанная):  

1.Дайте толкование слова «отрада»

2.Что для поэта родительский дом?

3.Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме?

 («весенний белый сад», «вечерний несказанный свет», «помощь и отрада»; дом для Есенина – защита от всех жизненных бурь, место, где всегда светло и ясно)

12. Новое.(Слайд)

«Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»

Анафора - (греч. anaphora — вынесение вверх) стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

13. Работа в группах (Приём  «Пчелиный улей»)

Какие тропы помогают поэту передать любовь к матери и тоску по родному дому?

Заполните таблицу, подобрав эпитеты из текста к слову «тьма» и «свет». Но перед этим вспомним значение понятия «эпитет», найдя соответствие литературоведческих терминов:

Приём «Сложи пазлы»(Слайд)

1. Эпитет

а) сопоставление предметов, явлений, действий по каким- либо свойствам

2. Олицетворение

б) художественное сопоставление

3. Сравнение

в) перенесение свойств живого существа на неживое

4. Гипербола

г) преувеличение

Сравнительный анализ по ключевым словам:

Свет – Тьма (Слайд)

несказанный свет, низенький дом, белый сад, рассвет, помощь, отрада, тревога, вечерний синий мрак, кабацкая драка, финский нож, тягостная бредь, горький пропойца, тоска мятежная, ранняя утрата и усталость

Учитель: Действительно, стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» построено на противопоставлении тихого, светлого мира матери и родного дома (свет) и греховной городской жизни героя (тьма).

- Получается, что в Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое.

- Какие цветовые эпитеты ещё встречаются в стихотворении?

Синий цвет – любимый цвет в поэзии Есенина: это цвет пасмурного неба, родниковой воды, деревенских ставен, лесных цветов.

- Эпитет «белый сад» символ чистоты, очищения.

14.Композиция стихотворения.

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение?

- О чем говорится в каждой из частей?

Стихотворение можно разделить на три композиционные части.

В первой части лирический герой матери сообщает о том, что он знает, как она скучает о нем и тревожится, поэтому ходит постоянно на дорогу, чтобы встретить своего сына. Ей часто снится, что он погибает.

Вторая часть: лирический герой осознаёт свою вину за нанесенную обиду.

Третья часть: герой надеется на своё духовное обновление, верит, что излечить может материнская любовь. (Ученики приводят примеры из текста, доказывая, что композиция стихотворения кольцевая: «мать-сын-мать»). 

Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма. 

15. Выводы:

– О чем заставил задуматься нас  С.Есенин?

Идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их.

- А где же берутся истоки этой любви? Конечно же в детстве.

(Дополнительно: Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Тема и эпиграф урока. Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

 Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов, так ли это? Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку -  матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…)

16. Мотивация.

- Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.

 Как приятно получить письмо, читать его, вглядываться в знакомый почерк, чувствовать интонацию и настроение того, кто пишет вам.

Поэтому, если вы, ребята, хотите получать письма, пишите их сами.

Письма остаются на долгие годы. Их можно перечитывать несколько раз. Вы вырастите и улетите из родного гнезда. Поэтому не ленитесь писать письма своим мамам, чтобы они могли перечитывать их снова и снова, чтобы ваши ласковые слова согревали им душу.

17.Творческое задание.

= Давайте напишем хотя бы несколько строк признания в любви своим матерям, или несколько строк благодарности, а может попросим у них прощения.

Я думаю каждому есть, что сказать своим мамам.

Подберите для них самые добрые, ласковые и нежные слова!

 «Письмо матери» - одно из популярнейших произведений Есенина – было положено на музыку и стало народной песней ещё при жизни поэта. И сейчас, пока вы пишете…послушайте романс в исполнении А .Малинина…(Слайд)

18.Рефлексия.

= Берегите маму, жалейте её, доставляйте ей радость, и тогда её ласка и забота будут сопровождать вас по жизни долго- долго. И где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей маме, а если что-то не можете сказать вслух, берите бумагу и ручку и пишите ей письмо. Она его обязательно получит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.

А теперь давайте оценим нашу работу на уроке (карточки-листы самооценки)

Если  урок:

       

 приклейте марку синего цвета, если нет- красного.

Заранее приготовлены и розданы детям листочки в виде марок.

19.Домашнее задание. (Слайд)

=Выучить наизусть  стихотворение или

создать образную ассоциацию к нему в виде сочинения, рисунка

До свидания!

Спасибо за урок !

Приложения.

 «Сложи пазлы»:

1. Эпитет

а) сопоставление предметов, явлений, действий  

    по каким-либо свойствам            

2. Олицетворение

б) художественное определение

3. Сравнение

в) преувеличение

4. Гипербола

г) перенесение свойств живого существа

    на неживое преувеличение

ТЬМА

СВЕТ

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

1924


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширени...

Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"

Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....