Урок-исследование "Жизнь и творчество Г.Р.Державина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Тульская Анна Гарибальдиевна

Урок включает интерсную проверку домашнего задания и самостоятельную исследовательскую работу по новой теме. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок-исследование: «Жизнь и творчество Г.Р. Державина»

Класс: 9

УМК: «Литература. 9 класс. В двух частях». Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Задачи урока:

Познавательная: учить самостоятельно добывать знания о жизни и творчестве Г. Державина.

Развивающая: развивать речь путём овладения учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка поэзии XVIII века; развивать мышление путём обучения анализу, сравнению, выделению главного.

Воспитательная: воспитывать гуманные отношения на уроке, аккуратность, добросовестность и ответственность при выполнении заданий, воспитывать интерес к исследовательской работе.

Ход урока

Проверка домашнего задания по творчеству М. В. Ломоносова.

Презентация.

Учащимся необходимо объяснить, как каждое изображение относится к жизни и творчеству М.В.Ломоносова.

1 слайд: деревня Денисовка, Холмогорского уезда, малая родина Ломоносова.

2 слайд: отец Ломоносова занимался морским промыслом. Юный Махайло тоже стал отличным рыбаком, обладал недюжинной силой, помогал отцу.

3 слайд: с раннего детства мальчик пристрастился к книгам, он буквально выучил наизусть все книги, что нашел у односельчан.

4 слайд: в 19 лет Ломоносов отправляется в Москву, пристав к одному из обозов с рыбой.

5 слайд: Славяно-греко-латинская академия, куда поступил Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение: назвался сыном холмогорского дворянина.

6 слайд: работая в Академии наук адъюнктом физического класса, Ломоносов занимался многими науками, в том числе и лингвистикой. Он создал первую научную «Российскую грамматику».

7 слайд: в 1755 году Ломоносов открывает Московский университет с двумя гимназиями – одна для дворян, другая – для разночинцев (на слайде – старое здание (слева, гравюра нач. 19 века) и новое здание университета).

8 слайд: теория «трех штилей», изложенная Ломоносовым в предисловии к трактату «О пользе книг церковных».

9 слайд: Ломоносов-ученый. Ни физики, ни химии как наук до Ломоносова не было (разработал физическую картину мира, экспериментально доказал закон сохранения массы, открыл существование атмосферы у планеты Венеры и многое другое).

Исследовательская работа по жизни и творчеству Г.Р.Державина

Каждый ученик работает с учебником, заполняя бланки исследовательской работы.

Исследовательская работа по творчеству Г.Р. Державина

___________________________________________

1. Державин писал о себе:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Прочитав статью в учебнике, докажите эти строки примерами из жизни поэта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Какое событие послужило причиной того, что Гаврила Державин вмиг стал знаменит?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой вклад в развитие общественной жизни внес Гаврила Романович, будучи губернатором сначала в Олонецкой губернии, а потом – в Тамбове? Как к его деятельности относились местные чиновники? Как вы думаете, что было причиной такого отношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочтите оду Державина «Вельможа». Каким, по мнению поэта, должен быть вельможа? С кого и в чем следует брать пример?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

5. «Затем на короткое время занял должность министра юстиции, но был уволен за слишком ревностную службу». Как вы понимаете фразу «уволен за слишком ревностную службу»? За что на самом деле был уволен Державин?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочтите произведение «Фелица». Докажите, что это ода. Что в стихотворении противоречит высокому жанру оды?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К кому обращается Гаврила Державин в стихотворении «Властителям и судиям»? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прочтите перевод оды Горация, сделанный А.С. Пушкиным. Сравните с вольным переводом Державина. Какой перевод вам понравился больше и почему?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по творчеству Г.Р. Державина

___________________________________________

1. Державин писал о себе:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Прочитав статью в учебнике, докажите эти строки примерами из жизни поэта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Какое событие послужило причиной того, что Гаврила Державин вмиг стал знаменит?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой вклад в развитие общественной жизни внес Гаврила Романович, будучи губернатором сначала в Олонецкой губернии, а потом – в Тамбове? Как к его деятельности относились местные чиновники? Как вы думаете, что было причиной такого отношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочтите оду Державина «Вельможа». Каким, по мнению поэта, должен быть вельможа? С кого и в чем следует брать пример?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

5. «Затем на короткое время занял должность министра юстиции, но был уволен за слишком ревностную службу». Как вы понимаете фразу «уволен за слишком ревностную службу»? За что на самом деле был уволен Державин?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочтите произведение «Фелица». Докажите, что это ода. Что в стихотворении противоречит высокому жанру оды?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К кому обращается Гаврила Державин в стихотворении «Властителям и судиям»? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прочтите перевод оды Горация, сделанный А.С. Пушкиным. Сравните с вольным переводом Державина. Какой перевод вам понравился больше и почему?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по творчеству Г.Р. Державина

Анализ стихотворений "Властителям и судиям", "Памятник"....

Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)

Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственност...

"Языком сердца" - жизнь и творчество Г.Р. Державина". 9 класс

"Языком сердца" -  жизнь и творчество Г.Р. Державина"  -  интерактивная презентация по литературе 9 класса, включающая в себя фотодокументы,  иллюстрации,  таблицы, видео...

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина

Презентация к року литературы в 9 классе...

Жизнь и творчество Г.Р. Державина

Биография и этапы творчества Г.Р. Державина...