Урок по рассказу Носова "Кукла"
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Урок представляет разработку по рассказу Е. Носова " Кукла. урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla.doc46.5 КБ
Office presentation icon kukly.ppt373 КБ
Office presentation icon kukly.ppt373 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. 6 класс. 

Тема: Рассказ Е. Носова «Кукла»

Цели урока: 

  • Пробудить интерес к чтению книг Е. Носова
  • Развивать умения сопоставлять и сравнивать
  • Развивать монологическую и диалогическую речь
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • Формировать речеведческую, коммуникативную, учебно-познавательную компетенции.

Оборудование: 

  • Портрет Е. Носова
  • Музыка П. Чайковского " Щелкунчик"
  • Презентация " История создания куклы"
  • Песня куклы в исполнении Витаса
  • Отрывки из произведений Короленко, Гюго
  • Выставка игрушек учащихся

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Мы продолжаем работать по произведениям Е. Носова и сегодня на нашем уроке погорим ещё произведении писателя "Кукла". Совершим небольшое путешествие в мир кукол, поговорим о том, что значит кукла (игрушка) для каждого человека, как к ним относятся люди. Тема нашего урока звучит : (по рассказу Е.Носова    " Кукла"). Основную тему урока определим и озвучим в конце урока.

(Тему могут предложить учащиеся в конце урока после работы над произведением).

2. Прослушиваем отрывок из произведения Чайковского "Щелкунчик".

(Ребята слушают музыку и после прослушивания записывают свои ассоциации.

Это могут быть слова праздник, восторг, карнавал, радость, кукла:)

Музыка настроила на позитивные эмоции, мы погрузились в мир детства. Игрушка - приятное воспоминание раннего детства. Вспомним о своих игрушках, какие моменты связаны с этими вещами?

3. Сообщение о своих игрушках.

Учащиеся рассказывают о своих любимых игрушках. Для них это яркие воспоминания, море положительных эмоций. Игрушка приносит большую радость, является украшением жизни.

4. Работа с презентацией.

А какие были куклы в далеком прошлом, и как к ним относились их хозяйки?

(презентация " История создания куклы".) Учащиеся заранее нашли материал из истории создания кукол. (Приложение 1)

Кукла появилась задолго до письменности. Тряпичная кукла неплохо сохранилась, ей больше 2000 лет. Её хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э. На территории Сибири нашли множество игрушек, выточенных из мягкого камня или из бивня мамонта. Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия. Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице. Она сопровождала в последний путь своего маленького хозяина. Кукла была сделана из дерева. У неё великолепные кудри из глиняных бус, но нет ног. Древние египтяне боялись, что кукла оживет и убежит от своего владельца. В африканском племени карамоджей кукол вырезали из священного дерева мбуру и дарили детям на третьем году жизни. Кукол старательно наряжали: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет её хозяйка. Куклы для мальчиков держали в руках копья. Чем сильнее кукла, тем отважнее станет будущий воин. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Столицей кукольного царства является Сергиев Посад. Сергий Радонежский в монашеском уединении вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими. К концу X_Х века Сергиев Посад стал столицей игрушечного промысла России.

Яркая матрешка стала кукольным символом России - ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображал божество счастья и долголетия. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин и тут же набросал русский вариант на бумаге. Токарь В.П. Звездочкин выточил для нее форму, а Малютин её расписал. Так появилась Матрена.

В 1709 г. немецкий химик И.Ф. Бетгер разгадал секрет изготовления фарфора и открыли фабрику по производству фарфоровых кукольных головок. Эти головки пришивали или прибивали к деревянному или тряпичному туловищу. Фарфоровые куклы созданы по портрету жены Наполеона, английской королевы Виктории.

Кукла Барби родилась в1959 году. Рост её был 29 см, вес 135 гр. На голове красовался " лошадиный хвост", глазки были подведены, ногти покрыты красным лаком. В 1980 году в магазинах появилась Барби.

Учитель: Мир меняется, но девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики гонять мяч и пускать кораблики. История куклы, машинки, кораблика ещё не закончилась. Какие они будут завтра, зависит от нашей фантазии.

5. Беседа по прочитанным произведениям В.Г.Короленко, В. Гюго.

Куклы были описаны и в произведениях Короленко, Гюго.

  1. Как выглядела кукла Казеты?
  2. Какую роль она сыграла в жизни Маруси, Казеты? (учащиеся находят и зачитывают отрывки)
    - "Это была радость. Болезнь на время отступила. Кукла подарила им радость. Это первые настоящие куклы в их бедной жизни. Кукла для них казалась чудом."
  3. Как авторы изобразили кукол? Это было как живое существо.
  4. Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить.

6. Аналитическая беседа по рассказу.

Рассказ начинается с описания природы.

- Что изменилось в природе за несколько лет? (учащиеся находят художественные средства, используемые в описании природы.)

- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)

- Куда же держит путь Акимыч?

7. Работа в группах.

Учитель зачитывает отрывок описания речной луговины. (Учащиеся разделены на 2 группы. Одни находят звуковую характеристику, другие - цветовую характеристику.

После исследования, учащиеся делают вывод, что показано светлое, доброе начало в природе.

- В природе все прекрасно, а в мире людей? Куда нас привел Акимыч? (зачитать описание куклы)

- Знакома ли вам такая картина? Как вы относитесь к такой картине?

- Есть ли сходство описанной куклы и куклы Казеты и Маруси?

- Как Акимыч относится к этому событию? А как отнеслись к случившемуся люди?

(Акимыч потрясен жестокостью людей, безразличием, он не может смотреть на такие бесчеловечные поступки)

- Найти слова, характеризуют состояние Акимыча. (..Вот гляди: Так мне нехорошо видеть это: Сердце комом сожмемся. Колотит всего..)

- Почему у Акимыча такое отношение к кукле? (Растерзанные куклы напоминают об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног)

К сожалению, сейчас так много жестокости, что мы не замечаем, привыкаем к ней, как к повседневности.

8. Работа с графиком.

(Ребята работают с карточкой. Нужно расположить героев согласно их нравственному выбору).

 

 

 

 

0

 

 

 

 

Расположение героев может быть разным: от неизвестного до рассказчика.

9. Чтение стихотворения Случевского. ( Выразительно читает подготовленный ученик)

- Что общего в стихотворении и в рассказе?

(Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам)

10. Творческая работа "Всего не закопать!.."

Как вы понимаете эти слова? (учащиеся работают самостоятельно)

11. Звучит песня в исполнении Витаса " Кукла"

Носов предлагает читателю " кинуть взор" вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.

12. Работа над темой.

Вернуться к началу урока и назвать тему. (варианты разные: "Это все в руках

Человека", "Остановитесь, люди!" и др.)

13. Домашнее задание.1. Прочитать рассказ Казакова " Тихое утро".

2. Написать письмо от имени игрушки.

Приложение 1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории создания кукол

Слайд 2

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. С.И. Ожегов По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».

Слайд 3

Когда появилась кукла? Куклы появились задолго до письменности и живописи. Эта тряпичная кукла неплохо сохранилась, если учесть, что ей больше 2000 лет. Её маленькая хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э.

Слайд 4

Какими были куклы фараонов? Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическими узорами, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Многие из них не имели ног : в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

Слайд 5

Африканские куклы В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Для мальчиков кукла была без украшений, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Куклы для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл.

Слайд 6

Столица кукольного царства Первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиевом Посаде в ХІ V в. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушек. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими.

Слайд 7

Русские куклы ХІХ века

Слайд 8

Кто родственник русской матрешки? Матрешка – символ России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из Дерева и содержал в себе целое семейство. Изображал он божество счастья и долголетия. Эту японскую игрушку Увидел русский художник С.В. Малютин, он набросал русский вариант фигурки. Токарь В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. Настоящая Матрена!

Слайд 9

Первые фарфоровые куклы В 1709 г. Тюрингии открылась фабрика по производству фарфоровых кукол. Одна из самых красивых кукол создана по портрету жены Наполеона ІІІ красавицы Евгении Богарне. Куклы –дети , сделанные из белоснежного фарфора, выглядели как сладкие конфетки.

Слайд 10

Современная кукла Барби Кукла Барби родилась в 1959 г. Рост её был 29 см, вес 135 г. На головке красовался « лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. В 1964 г. у Барби стали сгибаться колени, в 1967 г. – руки, затем туловище в талии. Сегодняшняя Барби сильно отличается от самой первой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории создания кукол

Слайд 2

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. С.И. Ожегов По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».

Слайд 3

Когда появилась кукла? Куклы появились задолго до письменности и живописи. Эта тряпичная кукла неплохо сохранилась, если учесть, что ей больше 2000 лет. Её маленькая хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э.

Слайд 4

Какими были куклы фараонов? Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическими узорами, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Многие из них не имели ног : в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

Слайд 5

Африканские куклы В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Для мальчиков кукла была без украшений, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Куклы для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл.

Слайд 6

Столица кукольного царства Первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиевом Посаде в ХІ V в. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушек. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими.

Слайд 7

Русские куклы ХІХ века

Слайд 8

Кто родственник русской матрешки? Матрешка – символ России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из Дерева и содержал в себе целое семейство. Изображал он божество счастья и долголетия. Эту японскую игрушку Увидел русский художник С.В. Малютин, он набросал русский вариант фигурки. Токарь В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. Настоящая Матрена!

Слайд 9

Первые фарфоровые куклы В 1709 г. Тюрингии открылась фабрика по производству фарфоровых кукол. Одна из самых красивых кукол создана по портрету жены Наполеона ІІІ красавицы Евгении Богарне. Куклы –дети , сделанные из белоснежного фарфора, выглядели как сладкие конфетки.

Слайд 10

Современная кукла Барби Кукла Барби родилась в 1959 г. Рост её был 29 см, вес 135 г. На головке красовался « лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. В 1964 г. у Барби стали сгибаться колени, в 1967 г. – руки, затем туловище в талии. Сегодняшняя Барби сильно отличается от самой первой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...