Презентация "Игра "Умники и умницы" по роману "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация к заключительному уроку по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе (урок-игра)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra_umniki_i_umnitsy_po_romanu.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Умники и умницы» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Слайд 2

Эпиграф «В этом романе… есть что-то неразгаданное». (В.Г. Белинский)

Слайд 3

1 тур

Слайд 4

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти слова: “В этом романе…есть что-то неразгаданное”? 2. Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос? (“Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.) 3. Кто и когда сказал эти слова: “Я прочел “Героя…” до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. <…> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени…но в этом романе капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень малопривлекательными личностями… Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно…” (Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.)

Слайд 5

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. В предисловии к изданию “Героя нашего времени” на английском языке переводчик Владимир Набоков заметил: “…Весь фокус…композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых”. Какие особенности композиции подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести “Бэла” (рассказчик Максим Максимыч), в повести “Максим Максимыч” (рассказчик – автор), в журнале Печорина - автопортрет героя.) 2. В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Бэла”, “Фаталист”, “Максим Максимыч”.) 3. В предисловии к “Журналу Печорина” автор пишет: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…” Чему обрадовался автор? (Смерть Печорина давала право печатать записки.)

Слайд 6

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса: 1. Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей.) 2. Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе? (В Тифлисе не служил.) 3. На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Не общались.)

Слайд 7

2 тур

Слайд 8

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА Объясните значение слов. 1. “И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.” (Ундина – в средневековых сказках дух воды, русалка.) 2 . “За нею шел человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея”. (Венгерка – куртка с нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.) 3. “Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо “оказия”* еще не пришла”. (Оказия – благоприятный случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)

Слайд 9

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове? (За дела против горцев.) 2. Назовите воинские звания каждого персонажа. (Печорин - прапорщик, Максим Максимыч – штабс-капитан, Вулич - поручик, Грушницкий – юнкер, Василий Петрович С*** - майор.) 3. В повести “Бела” герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: “Жалкие люди!”, “Преглупый народ!”. Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним? (Максим Максимыч.)

Слайд 10

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА 1. Повесть “Бела” начинается фразой: “Я ехал на перекладных из Тифлиса…” Где находится Тифлис? (В Грузии.) 2. Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести “Княжна Мери”? (Пятигорск.) 3. “Тамань” - так называется одна из повестей. А где находится Тамань? (“Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России”.)

Слайд 11

3 тур

Слайд 12

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою точку зрения. “ Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом”. (Грушницкий.) “ Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой”. (Печорин.) 2. Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев. (Лермонтов и Варвара Лопухина.) 3. Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери? (Заказал серебряное кольцо с чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она подняла стакан.)

Слайд 13

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Диалог между Печориным и Грушницким. - Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся. О самолюбие! Ты рычаг, которым…хотел приподнять земной шар… Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар? (Архимед – математик и механик Древней Греции.)

Слайд 14

2. “Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. - Берегитесь! – закричал я ему, - не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!”. А что случилось с Юлием Цезарем? (Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.)

Слайд 15

3. “Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начали хохотать…” Кто такие римские авгуры? (Римские авгуры - в Древнем Риме жрецы-гадатели, предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга, подсмеиваясь над легковерием людей.)

Слайд 16

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА 1. “Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно”. Так начинается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая сцена? (“Фаталист”.) 2. Повесть “Княжна Мэри” имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в повести? ( Чуть больше месяца : с 11 мая по 16 июня.) 3. Описание пейзажа: “Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом”. Какая гора так живописно изображена М.Ю.Лермонтовым в романе “Герой нашего времени”, а в 1837 г. запечатлена на картине? (Крестовая гора.)

Слайд 17

Финал

Слайд 18

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.) 2. При описании Грушницкого автор отмечает одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа. Какая это деталь? (Георгиевский солдатский крестик.) 3. Какой персонаж “Героя нашего времени” по характеру напоминает пушкинского Германа из “Пиковой дамы”? (Вулич.)

Слайд 19

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину? Что их объединяет? (Младшим братом. Они – «лишние» люди) 2. Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не отражена на страницах романа. Неясны причины, которые привели героя из Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: “Кажется, ваша история там (в Петербурге) наделала много шума”. Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к пребыванию Печорина на Кавказе? (Дуэль.)

Слайд 20

3. Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль – страшный способ решения споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность обеих сторон. Дуэль в “Княжне Мери” - бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора – представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила: а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон, доктор Вернер – выполнил; б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина ; в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и разбился.)

Слайд 21

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” звучат отголоски произведений других русских писателей. Назовите эти произведения и их авторов. 1. “В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским” (А.С.Грибоедов “Горе от ума”, реплика Чацкого: “Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.”)

Слайд 22

2. “Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь. Но смешивать два эти ремесла Есть тьма охотников – я не из их числа”. (А.С.Грибоедов “Горе от ума”. Чацкий: “А смешивать два эти ремесла Есть тьма охотников - я не из их числа”.) 3. Печорин: “Все, что я говорю о них, есть только следствие Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет”. (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.)

Слайд 23

Подведение итогов Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям этого великого писателя и откроете для себя что-то новое. И пусть Меняют русла и теченья реки, Меняются названья городов, А Лермонтов есть Лермонтов навеки, Ровесник новых и былых годов. <…> Поэта время отнесло далеко, Но нет нигде – ни рядом, ни вдали – Для слова русского такого срока, Чтобы стереть его с лица земли.

Слайд 24

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...