Урок литературы в 6 классе Стихотворения А.А.Фета
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Миронова Ирина Анатольевна

Урок литературы по стихотворениям Фета "Ещё майская ночь...", "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по стихам А.А.Фета в 6 классе23.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мерило человеческой нравственности, мир истины и красоты

Урок изучения новой темы

                                                Урок  литературы в 6 классе

           Подготовила и провела

 учитель русского языка и литературы

Миронова Ирина Анатольевна

2011

Цели урока.

Обучающиеся должны:

- Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.;

-понимать мысль поэта в произведении, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

- уметь: строить небольшое монологическое высказывание, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении, выразительно читать стихотворения, передавая гамму чувств поэта.


1. Проверка домашнего задания (5-7 минут)

На доске – выставка иллюстраций к стихотворениям А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь»

Обсуждение иллюстраций по плану в тетради.

- расскажите, что вы должны были делать дома?

- какие рисунки кажутся вам наиболее удачными? Докажите это, используя план обсуждения иллюстрации в тетради.  Достойны ли они того, чтобы их поместить в нашу папку лучших работ?

- какие рисунки кажутся вам наименее удачными? Докажите это, используя план обсуждения иллюстрации в тетради.

2. Формулировка темы и задач урока

Прочтите название ещё одного стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Что пришло вам в голову? (Чему и как можно учиться у деревьев?)  Предположите, чему же можно учиться?

Давайте подумаем, что мы будем обсуждать на уроке.  (смысл стихотворения и как Фет его передал). Сформулируем тему  «Основная мысль стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

С чего стоит начать? Конечно, с чтения стихотворения.

3.Чтение стихотворения

Аудиозапись на диске для 6 класса.

4. Обсуждение

1) Какие чувства вызвало у вас прослушанное стихотворение?

На какие части можно поделить стихотворение? Какова его композиция? (две части: первая – о зиме, а вторая – о весне, причём вторая часть противопоставлена первой и начинается с союза НО. Такое изобразительное средство, как мы помним называется антитезой.)

 Работа с вопросами по группам.  (3-5 минут) во время работы групп – портрет Фета

1 группа – найдите эпитеты в 1 и 2 части стихотворения, сравните их.

2 группа – найдите олицетворения в 1 и 2 части стихотворения, сравните их.

3 группа – как понять слова «Её промчится гений, опять теплом и жизнию дыша»

ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние”. Злой гений

- ГЕНИЙ²: высшая творческая способность
Литературный гений Толстого.

- ГЕНИЙ³: человек, обладающий такой способностью
Творения гениев.

Ответы на вопросы -  желающий от группы. Убедительно ли звучал ответ?

2) Как же теперь ответить на вопрос  нашего урока?  

Обратимся к вступительной статье перед стихотворением. Проверим наши предположения, соответствуют ли они мнению авторов учебника. Найдите ответ на вопрос там.  Прочтите.

3) Как вы понимаете выражение «в параллель»? Давайте попробуем доказать, что жизнь природы параллельна жизни человека: в них много похожего, но они не пересекаются. Нарисуем 2 параллельные прямые. Выпишем то, что приходится испытывать деревьям.

А теперь попробуем найти в жизни человека похожие ситуации.

Жизнь природы

Жизнь человека

Бури

Грозы

Метели

Холода

Ссоры

Измена

Предательство

Сплетня

Одиночество

Развод

Болезнь

Треснула кора

Застыли слёзы

Болит душа

Холод в сердце

Слёзы

Переживания

Душевная боль

Обида

Болит сердце

Разочарование

Злость

Гнев

4) В стихотворении от такой жизни «Треснула, сжимаяся,  кора». А что в жизни человека от таких жизненных бурь бывает?

5) Что мы доказали с помощью нашей таблицы? (жизнь природы похожа на жизнь человека, поэтому у неё можно учиться.)

 Но чему учит поэт?  В какой строке даёт Фет ответ на этот вопрос? «Они молчат; молчи и ты!»

6) Проведите параллель с жизнью человека. ( не плачь, не расстраивайся, не жалуйся, скрепи своё сердце, мужественно и стойко вынеси все страдания. И тогда придёт избавление от жизненных бурь и невзгод, придёт весна, станет тепло в природе и тепло на душе. Все невзгоды когда-либо заканчиваются, и в душе наступает облегчение)

5. Работа с другими видами искусств

- Это стихотворение  Фет написал 31 декабря 1883 года. Ни о чём не говорит вам эта дата? (Новый год)

Портрет Фета

- Примерно так и выглядел поэт, когда писал это стихотворение, как на репродукции картины Репина 1882 года. Что вы можете сказать о поэте? (человек уже пожилой, много видел в жизни, испытал, мудро смотрит)

Я вам расскажу немного о жизни этого поэта, а вы мне попробуете ответить на вопрос, почему Фет написал такое стихотворение?

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

 Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 Фет записался в военный полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов — ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички.

    В 1859 поэт получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться — с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве.

И только в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца.

Почему же Фет написал такое стихотворение? (сам испытал в жизни много трудностей, но смог выстоять, этому учит и читателя)

5. Рефлексия

- Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? (чему можно учиться у деревьев?)

- В каких ситуациях вы бы посоветовали своему другу прочитать это стихотворение?

- Как бы вы прочитали его, чтобы поддержать своего друга?

6. Домашнее задание

Выучите стихотворение и прочтите его так, как бы вы прочитали его другу, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

        

1 группа –

Задание: найдите эпитеты в 1 и 2 части стихотворения, сравните их. Сделайте вывод.

2 группа –

Задание: найдите олицетворения в 1 и 2 части стихотворения, сравните их. Сделайте вывод.

3 группа –

Ответьте на вопрос: Как понять слова стихотворения «Её промчится гений, опять теплом и жизнию дыша»? Какое значение слова «гений»  в стихотворении?

ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние”. Злой гений

- ГЕНИЙ²: высшая творческая способность
Литературный гений Толстого.

- ГЕНИЙ³: человек, обладающий такой способностью
Творения гениев.  (Из толкового словаря русского языка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...

Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"

Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....

Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....