Горячее сердце "Данко"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Уланкова Наджеда Юрьевна

Анализ легенды о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия через анализ легенды, воспитание в учащихся уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ легенды о "Данко"34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в VII классе

Тема  "Горячее сердце  Данко" (по рассказу

М.Горького "Старуха Изергиль")

 Учитель  Уланкова Надежда Юрьевна,  МБОУ  «Сош № 30» города Чебоксары

Цель:

проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

через анализ легенды, воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.

Оборудование:

портрет М. Горького, презентация.

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,  который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно  заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

Слово учителя.

- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите, - Алексей Максимович Горький. И эти слова в наше время, когда люди всё меньше обращаются к книге, очень актуальны сегодня, и не зря этот год в нашей стране объявлен годом литературы.

Сам  писатель искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова В книгах.

- Давайте вспомним, что пришлось испытать Алексею Максимовичу до того, как он стал писателем.

Ученик.

- В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

-  Писатель  мечтал о сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему. Тление -горение

2. Словарная работа.

- Что такое легенда? Кто такой романтический герой?

3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. "

Учитель. - Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

- Люди струсили и не стали сопротивляться.  Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

Учитель. - Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.

_________________________________________________

"Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... "

 Учитель. В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль?  Какие языковые средства использует здесь автор? Какова их роль?  Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

Могучие ветви       каменные деревья

Крепкая тьма           точно собиралось раздавить их

Тени  от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске

Тоскливые думы

Скованные страхом        Лес гудел и пел

Пел похоронную песню

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...

- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

Учитель.Перед человеком возникает трудность (изобразить), как может поступить человек, столкнувшись с трудностью?

 Трудность

Действие                   Бездействие

                                                                         Трудный путь           Легкий путь

"Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они. Тогда он повел..."

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

- Какую роль в рассказе играет портрет?

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

Учитель.-Докажите, что путь был труден?  -Почему люди поверили ему?

---Люди пошли за Данко, потому что увидели, что он лучший из всех. Но была еще одна

причина?  /Люди сняли с себя ответственность, пошли за Данко, веря, что Данко ОДИН справится с

возможными трудностями, возникшими у ВСЕХ на пути.

- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и  тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь... "

Учитель.-  Как же отреагировали люди на трудности пути?

Учитель.-  Что обозначает слово «обвинять»?/Обвинять – перекладывать свою вину на другого человека, тем самым снимая ее с самого себя./

Учитель.- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? (- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия. Данко вступает в противостояние с миром людей.

 Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них».

- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.

- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.

- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)

Учитель.- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

Учитель. -Как отреагировал Данко ?

Учитель. - Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви к людям победило. ________________________________________________

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."

- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

- Какой момент следует считать кульминационным? (- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

---Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?

---Как вы понимаете высказывание, «нельзя ни от кого потребовать героизма, но  научиться уважать его можно»._____________________________________________________

4. Подведение итогов урока.

- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Данко.  Бесстрашный, мужественный благородный.

Жалеет, любит, жертвует, ведет за собой, погибает.  Может победить смерть.

5.

- Разумен или неразумен поступок Данко? Стоило ли ради таких людей, которые готовы были его убить, жертвовать жизнью? М.б., не нужно было Данко гибнуть ради эгоистов и трусов?

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? из российского фильма «Я — русский солдат» — о знаменитом эпизоде Великой Отечественной войне, обороне Брестской крепости, это  первое сражение Великой Отечественной войны (июнь, 1941 год). Остался последний защитник Брестской крепости, ослепший от темноты и сырости крепостных катакомб.

       

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

В жизни всегда есть место подвигам Максим Горький – громадный художественный талант, который оставил после себя замечательные произведения…И всегда особое место у писателя занимает человек с его проблемами, переживаниями. Об этом говорят его крылатые выражения : «Человек – это звучит гордо», «В жизни всегда есть место подвигам

---В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении осудить людей за эгоизм, неблагодарность, трусость.

Домашнее задание.  : “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”

Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.

Данко сдержал слово, он спас людей, но племя забыло о своём спасителе, люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

2. Где происходит действие легенды? *

  Леса                болота                    тьма                    море

3. Что предложил Данко людям? *

  думу думать

 идти к врагу

 пройти лес

4. Какова тема легенды? *

  любовь к людям

 самопожертвование во имя жизни других

 жизнь людей в далёкие времена

5. Что сделал для людей Данко? *

  нашёл еду

 построил жилище

 победил врагов

 вырвал из груди сердце и осветил им путь

6. Чего боялся "осторожный человек" наступивший на "гордое сердце" Данко?

Данко не заметит его

В лесу начнётся пожар

Испугался славы героя

Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.

Домашнее задание.  Выучить наизусть отрывок из легенды о Данко со слов «Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко…» до слов «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Презентация к уроку в 5 кл. "Горячие напитки"

Презентация иллюстрирует рассказ педагога об истории и полезных свойствах древнейшего напитка. Помогает учителю расширить кругозор детей, обогатить новыми знаниями, настроить на правильное и  пло...

БУТЕРБРОДЫ. ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ

К разделу "Питание"...

Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников

Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и метод...

Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...