Урок внеклассного чтения
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Шагимарданова Раушания Анваровна

Урок литературы в 9 классе «А что, если б человеку,

 кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками?» 

 (Урок внеклассного чтения по повести Ю.Полякова «Работа над ошибками»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_9_klasse_po_povesti_yu.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе «А что, если б человеку,

 кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками?» 

 (Урок внеклассного чтения по повести Ю.Полякова «Работа над ошибками»)

Урок разработан с использованием обучающих структур и мыслительных приемов Сингапурской системы.

Цели урока:

- формирование навыка видеть проблему с разных точек зрения в зависимости от полученной роли;

- формирование навыка командной работы;

- развитие навыков активного слушания и вовлечение учеников в совместную работу;

- развитие навыков выборочного чтения, устной связной речи;

- воспитание интереса к чтению, внимательного отношения к другим.

I. Организационный момент. Мотивация на работу.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас гости – учителя русского языка и литературы района и методисты ИМЦ. Надеюсь, мы поработаем плодотворно.

         Давайте начнем наш урок с хорошего настроения, поприветствуем друг друга: соприкоснитесь с партнёром по плечу, «дайте пять» партнёру по лицу, пожелайте успехов друг другу!   (слайд 2)

II. Актуализация знаний

-  Я хотела бы начать урок со слов австралийского актера Хита Леджера: «Жаль, что нельзя остановить время и вернуть все назад, чтобы исправить предыдущие ошибки. Жизнь не дает второго шанса» (слайд 3).

  Действительно, каждый человек в жизни совершает ошибки. Только важно вовремя их исправить.

- А как вы исправляете свои ошибки? Чтобы ответить на данный вопрос, мы используем структуру ТЖОТ ТОТС (мозговой штурм) (слайд 4)

(1. у каждого ученика должны быть по 2 (можно 3, 4, 5, 6) листочка бумаги,

2. учитель называет тему и устанавливает количество времени на выполнение,

3. учитель дает размышление перед выполнением,

4. когда время на размышление заканчивается, ученики начинают генерировать максимальное количество идей, заполняя центр стола листочками,

5. ученики «называют идею вслух, записывают её на листочек и кладут на центр стола словом вверх»,

6. на одном листочке бумаги должна быть записана только одна идея или фраза,

7. ученики не должны класть листочки друг на друга, закрывая слова,

8. когда отведенное время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе).

Время для выполнения этого задания - 4 минуты.

- Послушаем, что у вас получилось. Начинает участник под №2 стол1, участник под №3 стол 2, участник под №1 стол 3, участник под №4 стол 4. Спасибо за ответы!

 -  Ребята, самое оптимальное решение - избегать ошибок вместо того, чтобы их потом исправлять. Забывать про уже совершенные ошибки - еще одна ошибка и возможное их повторение. 

   III. Первичное усвоение новых знаний.

      1. (Учитель представляет классу раздражитель) (слайд 5)

- А теперь посмотрите видеоролик «Ученик избивает учителя» (видео из Интернета) (1 минута).

- Если бы вы узнали, что в нашей школе произошел подобный инцидент, что бы вы сделали? (слайд 6)

2. - Чтобы ответить на этот вопрос, мы используем структуру СЁКЛ ОФ ВЬЮПОЙНТС (ученики определяют разные точки зрения по данной теме) (слайд 7)

Но сначала распределим роли: ученик под №1 – играет роль ученика, №2 – роль родителя, №3 – роль учителя, №4 – роль директора. У вас на столах лежат листы А4, запишите в них свою роль и ответьте на поставленный вопрос с позиции заданной роли в течение 30 секунд.

3. (Ученики изучают тему с точки зрения полученной роли и делятся своими мнениями).

- Используя структуру  ТАЙМД РАУНД РОБИН (слайд 8), обсудите в группах. У каждого из вас есть 30 секунд. Первыми начинают участники под №3 (говорит 30 секунд), далее 30 секунд  для участника №4, затем 30 секунд  участнику №2 и 30 секунд участнику №1.

    Поблагодарите друг друга!!!

4. (Ученики задают вопросы, которые могут возникнуть у других участников к их роли, и передают свои вопросы следующему ученику по кругу).

 - А теперь задайте вопросы от имени других участников тому, роль которого вы исполняете. У вас 1 минута. (слайд 9)

5. (Ученики берут на себя  новую роль и отвечают на эти вопросы с точки зрения новой роли).

 - Передайте свои вопросы для ответов по кругу (каждый отвечает на 3 вопроса). Время для работы – 3  минуты.

- Проверим, что у вас получилось.  Отвечает стол №1, участник №1. Отвечает стол №2, участник №2. Отвечает стол №3, участник №3. Отвечает стол №4, участник №4.

- К сожалению, иногда случается так, что между учениками и учителями возникают конфликты. Учителя порой бывают слишком резки, а ученики начинают проверять учителя «на прочность».

 

IV. Первичная проверка понимания

 -  К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками». Послушайте фрагмент повести: (слайд 10)

Я написал на доске слова «Работа над ошибками»…

Отряхнув руки, я ещё раз повторил правила работы над ошибками: нужно выписать в тетрадь злополучное слово или предложение, карандашом обозначить орфограмму или пунктограмму и привести примеры. И, разумеется, в другой раз в подобных случаях не ошибаться – все очень просто!

Класс упорно работал над ошибками.

«А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна – для работы над ошибками? – мудро подумал я. – Тогда все свои просчёты и нелепицы можно обвести карандашом, подобрать однокоренные промахи и оставшееся до последнего звонка время наслаждаться переменчивым заоконным пейзажем. Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь…»

 

  - Используя фрагмент повести, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы учащихся).

      Да, ребята, сегодня мы будем говорить об ошибках, которые мы невольно совершаем в нашей жизни.

  -   А как нужно жить, чтобы не совершать ошибки? (научиться исправлять ошибки, если их совершили; стараться не совершать ошибок, за которые было стыдно) Спасибо, молодцы, это и будут цели к нашему уроку. (слайд 11)

V. Первичное закрепление.

- Андрей Петрушов, герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить и о которой лучше бы не знать. Действительно, девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем — всё это становится составляющим современной школы.

У вас на столах лежат листочки с фрагментами этой повести. Прочитаем их.

Моё лицо было ещё повёрнуто к окну, но третья сигнальная система, которой обладают только учителя и чекисты, уже предупреждала: в классе что-то произошло! Я резко обернулся и увидел на пороге Клару Ивановну. Она смотрела на меня совсем не проверяющим, а наоборот, испуганным взглядом и комкала в руке бело-красную гвоздику.

– Андрей Михайлович, вы мне очень нужны! – сказала Опрятина, озирая класс, но даже не пытаясь определить количество отсутствующих учеников.

Я неторопливо подошёл к ней и лишь тогда разглядел: Клара Ивановна сжимала в руке не гвоздику, а испачканный кровью носовой платок.

– Идёмте, идёмте скорее! – попросила Опрятина. Я дисциплинированно двинулся за ней, на пороге задержался и внимательно поглядел на ученический коллектив, давая понять, что свято верю в его высокую сознательность, но в противном случае наказание будет ужасным.

В учительской, откинув голову на спинку кресла, выставив острый кадык и вцепившись побелевшими пальцами в подлокотник, сидел Максим Эдуардович Лебедев. Он зажимал разбитый нос проштампованным вафельным полотенцем. Галстук, завязанный модным маленьким узелком, был распущен, на сорочке расплылись густые пятна крови: алые, свежие – в середине, и бурые, подсыхающие – по краям. Максим, страдая, скосил на меня глаза и зажмурился, чтобы удержать слезы.

Пока я соображал, как бы поделикатнее спросить о случившемся, Клара Ивановна сама начала рассказывать:

– Его Кирибеев ударил… На уроке… Дожили!

В учительскую влетел запыхавшийся Фоменко, а за ним следом печальный завхоз Шишлов с большой банкой масляной краски. Несколько мгновений директор молчал, потрясённый увиденным, и было слышно, как шмыгает носом Лебедев, проверяя, идёт ли ещё кровь.

– Кто? – вымолвил наконец Фоменко.

– Кирибеев… Дожили! – повторила Опрятина.

– Где этот гад? – тяжело задышал Фоменко.

– Ушёл! – доложила завуч. – Надо звонить в милицию!

– В какую милицию?! – предынфарктно вскричал наш руководитель. – В какую милицию?! – Потом он несколько раз глубоко вздохнул и уже спокойнее добавил: – Никаких милиций! Сами разберёмся… Усвоили? Шишлов! Да оставь ты банку! Пока никто не видит, отведи его ко мне в кабинет – пусть очухается! Скорее!..

Шишлов одной рукой, точно кивер, прижал банку к животу, по-военному кивнул и помог Максу подняться. Как два гренадера, они добрели до двери, но тут Лебедев, почувствовав нелепость ситуации, оттолкнул завхоза и самостоятельно вышел из «курзала».

– Клара Ивановна! – проводив их взглядом, продолжал Фоменко, все более воодушевляясь. – Девятый класс на перемену не выпускать! Будем разбираться. Идите!

Конечно же, начались выяснения виноватых. Учителя обвиняют учеников. Ученики стараются защитить своего одноклассника.  Родители пытаются избавиться от ненавистных им учителей.

- Какую проблему поднимает Ю.Поляков?

(Ю.Поляков поднимает проблему взаимоотношений учащихся и учителей: несерьезное отношение к ученикам и их проблемам вызывает аналогичную реакцию, и дети, чувствуя это, становятся эгоистичными, злыми, бездушными). (слайд 12)

VI. Гимнастика для глаз. (слайд 13)

(ученики выполняют видео-гимнастику)

VII. Проверка понимания.

- Читаем дальше.

Сразу же после звонка вместе с кипой конфискованных дневников я помчался в девятый класс – там шло следствие. Стась стоял у доски, скрестив руки, как капитан Немо, и ждал ответа на заданный вопрос – о местонахождении Кирибеева, но девятый класс хранил свою тайну. Клара Ивановна сидела за столом и рассеянно листала журнал.

– Ладно, я сам выясню! – пообещал директор. – А Кирибееву передайте, чтобы пришёл ко мне. Чем быстрее – тем лучше. Для него. Усвоили?

– Он не виноват! – страстно объяснила Нина Обиход, когда посторонние удалились.

– Кто не виноват? – уточнил я.

– Оба… не виноваты… – неуверенно добавила она.

– Не понял?!

– Там, где любовь, – там всегда проливается кровь! – радостно встрял долго сдерживавшийся Бабкин, и тут же в голову ему ударила прицельно пущенная косметичка Челышевой.

Я строго и удивлённо посмотрел на Челышеву, но она даже не отвела взгляд, а только поправила волосы и пообещала окончательно «уделать» Бабкина на перемене.

– Отставить! – приказал я. – Записывайте новую тему. (1 минута)

- Подумайте и ответьте на вопрос: «А как вы считаете, кто виноват в случившемся?» (слайд 14)

(Учитель физики Максим Эдуардович требует от учащихся дисциплины на уроке, Кирибеев нечаянно задел учителя локтем). У каждого своя правда.

– Встать, суд идёт! – крикнул Бабкин, когда после звонка я вошёл в кабинет. Ребята шутку не приняли и молчаливо почтили вставанием своего недолгого классного руководителя. Я сел за стол, перелистал, чтобы успокоиться, журнал.

– Ну, что – будем проводить собрание с президиумом или просто поговорим? – приступил я к осуществлению своего плана.

Ребята молчали.

– Не понял… Хорошо, давайте просто поговорим! – согласился я с самим собой. – Кто виноват во всем, что случилось? Как вы считаете?

Ребята молчали.

– Согласен, вопрос трудный. Поставим его по-другому: какие у вас претензии к Максиму Эдуардовичу?

Ребята молчали. Ивченко рассматривал поверхность стола. Володя Борин уставился в окно. Бабкин, точно пиратский нож, сжал в зубах линейку. Расходенков взирал на меня с сочувственным любопытством, а Челышева – с сожалением. Кирибеев разглядывал узел моего галстука. Было ясно: ни они, ни кто-то другой из класса не скажут ни слова.

– Бойкот? – беспомощно удивился я. – Обычно молчат те, кто виноват…

Ребята молчали.

Я встал и подошёл к окну: дым из заводской трубы поднимался медленно и тоже совершенно беззвучно. Однажды, в розовощёком детстве, родители надумали меня воспитывать и, наказывая за что-то, перестали со мной разговаривать, но я оказался настырнее: первыми не выдержали они. Дети всегда упрямее взрослых.

– Значит, вы считаете, Кирибеев не виноват? – настаивал я.

Ребята молчали.

В класс просунулся озабоченный завхоз Шишлов.

– Вот это дисциплина! – восхитился он. – Я сперва думал, все ушли… Станислав Юрьевич просил напомнить!..

Я кивнул и снова поглядел на улицу: на третьем этаже больничного корпуса, как раз вровень со мной, мёртвой синевой светилось широкоформатное окно операционной. По улицам мчались машины, спешили люди, прогуливались кошки – а там, на ледяном экране операционной, сгрудились над столом силуэты врачей, похожие на игроков, всматривающихся в замедляющееся движение рулетки…

– То, что вы делаете, – это красивая подлость! – тихо проговорил я, продолжая смотреть в окно.

Ребята молчали.

То, что я совершил в следующую минуту, не только не входило в мои глубокомысленные планы, но даже не могло накануне прийти в голову. Я спокойно достал письмо, развернул и медленно, бесстрастно прочитал все, от первого до последнего слова…

(Ученики слушают аудиозапись письма Елены Викентьевны «…Это будет наш с вами заговор доброты, наша святая ложь. Простите меня»). (слайд 15)

Потом я вернулся к столу, сел, положил перед собой конверт и стал ждать.

Со стены на меня недружелюбно смотрели классики мировой и отечественной литературы, особенно холоден был Лермонтов. Я встретился взглядом с Лёшей Ивченко, в глазах у шефа-координатора стояли слезы. И тогда Кирибеев, медленно повернувшись к Расходенкову, презрительно распорядился:

– Отдай ему! (3 минуты)

Подумайте и ответьте на вопрос:

- Каким образом Андрею Михайловичу Петрушову удается убедить учеников не отправлять жалобу в отдел образования? (слайд 16)

(Убедить учеников помогло вовремя прочитанное письмо Елены Викентьевны)

- Он смог заинтересовать ребят общей идеей — поиском рукописи, и ребята делают всё, чтобы помочь своему учителю. Даже отдают письмо-жалобу, в котором хотели обвинить учителя физики Максима Лебедева и директора Станислава Фоменко. Ведь и он не стал от них таить письмо от Елены Викентьевны Онучиной-Ферман. Она признается, что роман Николая Пустырева они никогда не найдут, так как он сжег рукопись под нажимом следователей перед отправкой в ополчение. Она говорит о перегибах партии, о роковых ошибках бывших друзей. Ученики понимают, что в жизни могут быть такие ошибки, о которых можно сожалеть в дальнейшем.

VIII. Оценивание.

- На столах у каждого из вас листочки, подпишите их. А сейчас, пожалуйста, выставьте оценку за урок себе и партнеру по плечу.  (слайд 17)

IX. Домашнее задание на выбор:

1. написать эссе «Возможна ли жизнь без ошибок?» 

2. составить правила жизни для самого себя, чтобы не совершать ошибок.

X. Рефлексия. (слайд 18). Билетик на выход: на партах лежат бумажки с различными вопросами, выберите подходящий вам и ответьте на него. При выходе из класса, прикрепите его на «парковке». (Парковка – это место на стене, где можно при выходе из класса задать вопросы учителю или оставить пожелания, предложения)

  • Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
  • Какие предположения подтвердились?
  • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
  • Самая плохая новость, что…
  • Я понял, что…

- Каждый человек ошибается в жизни, самое главное — это уметь признавать свои ошибки и неправоту. Даже святые совершали ошибки, но они быстро исправляли себя. Проблема жизненных ошибок в недостаточности опыта и знаний, в невозможности все предвидеть и все осознать. Исправить ошибку можно всегда, главное не упустить время. (слайд 19)

- Мы с вами поработали плодотворно, нашли пути решения поставленной проблемы, обсуждая ее в команде. Урок окончен, спасибо за работу! (слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...