Семья Ростовых - идеал семейного бытия.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Васильева Наталья Егоровна

Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_rostovyh_-_ideal_semeynogo_bytiya.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

               

Семья Ростовых – идеал «семейного бытия».

Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Опережающие задания к уроку:

1. Прочитать и осмыслить главы  15, 16 (т.3, ч.3).

2. Индивидуальные задания:

а) Выписать в таблицы слова и выражения, в которых проявляется игра чувств  героев.

б) Выписать словарные статьи со словом «семья».

в) Подготовить викторину по  изобразительно – выразительным средствам эпизода.

г) Подготовить сообщение «Свидетельства историков» (как была покинута Москва).

1.Вступительное слово учителя.

       Семья – основа общества. В «Войне и мире» Л.Н.Толстого «мысль семейная» занимает одно из важнейших мест. На примере семьи Ростовых  автор описывает свой идеал семейного бытия, идеал отношений между членами семьи, считая, что счастье человека закладывается в семье родителей и продолжается в собственной. Тем самым подчеркивает значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей.

       - А каково значение слова «семья»?

2.Сообщение учащегося. «Семья» - 1.«Совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми» (словарь Даля). 2. а) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); б) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.) (словарь Ожегова).

Вывод: Как жизнь показывает, семьи бывают разные. Иногда это «группа», живущая под одной крышей. А в иных семьях - «единство» его членов.

3. Определение цели урока.

      - В связи с темой урока на какой вопрос хочется найти ответ? (Почему семья Ростовых для Толстого идеал семейного бытия?

4.События, предшествовавшие  анализируемому эпизоду (сжатый рассказ).

- настроение покидавших Москву жителей.  Москвичи уезжают, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения...» (т.3, ч.3,гл.5)

- «Каждый день... ввозили и развозили по Москве тысячи раненных в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали...».    Москвичи «чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать своё имущество» (т.3, ч.3, гл.12).

-Наташа пригласила в свой дом раненых. «...Десятки телег с ранеными стали, по приглашению городских жителей, заворачивать во дворы и подъезжать к подъездам домов...» (т.3, ч.3, гл.13  ).

 Обобщение событий.

     В этот момент завидовали Ростовым . 30 подвод были огромное богатство, и за которые предлагали огромные деньги.  Дворецкий, думая за барина, отказывал раненым в просьбе отдать подводы для выезда из Москвы: «Как ни жалки были остающиеся раненые... Отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье».

5. Краткая характеристика  действующих лиц эпизода (граф, графиня, Наташа, Берг).

6. Поступки персонажей и их мотивировка.

 а) Что  происходит между графом и графиней?

    Непонимание, ссора. Добрейший граф несколько подвод отдаёт под раненых. Робко оправдывается перед женой: «Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться...». Графиня «долгом считала... противоборствовать»: «... Детское состояние погубить хочешь... В доме на сто тысяч добра... На раненых есть правительство. Они знают... У Лопухиных еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки...».

Обобщение.   Толстой  показывает не только поэзию, но и прозу семейной жизни. Он вовсе не пытается изобразить идеальных героев. Граф принимает упреки жены за бесхозяйственность, но обижается на графиню, которая не одобрила его поступка, не понимает «каково им». Графиня, как любая мать на её месте, тревожится за  будущее благосостояние детей. Она тоже права.

  б) Как повела себя Наташа? 

     «По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?... Это нельзя... это ни на что не похоже... ну что нам-то, что мы увезем... Это не может быть!».

 Обобщение. В эту нелегкую для старших Ростовых минуту Наташа не колеблется. У неё русское начало, прямое, нерассудочное ощущение правды. Богатства, на котором кровь, ей не надо. Да и «маменьке», «голубушке» тоже. Наташа старается образумить дорогого человека, для которого хрусталь, ковры оказались дороже людей. (Среди раненых был князь Андрей, могли быть Николай, Петя...). Криком, лаской она пробуждает нравственные ценности.

в) Какова роль Берга в эпизоде?

   Берг - «как люди делают». Он не сомневается, что другие так же стремятся к наживе,  как и он. Рядом с ним ярче оттеняется бескорыстие Ростовых.

7) Как завершается эпизод?

   Графиня сдается. Не в духе русского человека заботиться о шифоньерке подобно Бергу. Подводы отдаются раненым. Непонимание между членами семьи разъясняется и рассеивается, не оставляя горького осадка. В семье снова мир, взаимопонимание, счастливые слезы.    «Люди... не могли поверить ... странному приказанию... с радостью и хлопотливостью принялись новое дело...  казалось, что не могло быть иначе». «На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой. С картинами, с зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы...  Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другою съезжали со двора».

8)Основная мысль эпизода.

    Чтобы показать лучшие стороны характера Ростовых, Толстой ставит их перед нравственным выбором. Семья с честью вышла из этого испытания. Нравственный инстинкт подсказывает героям что хорошо, а что – дурно. Не «правительство», а они отвечали за раненых в этот час, исполнили обязанности губернатора Растопчина и его чиновников. Ростовы не позволили себе делать «как люди». А это остаться человеком.

9) Соотнесение эпизода с названием, идеей романа-эпопеи.

Индивидуальное сообщение. Смысл названия романа трактуют по-разному. Слово мир имело двоякое написание – в зависимости от значения слова. «Мiръ» употреблялось в значении «вселенная... наша земля, земной шар... все люди, весь свет <...> общество крестьян» (Толковый словарь В.И.Даля). В договоре о публикации романа Толстой написал «миръ» - «отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; <...> согласие, единодушие, дружба». Однако в романе остался и  первый смысл. «Война» в толстовском повествовании – это вообще вражда, непонимание, разъединение. Из смысла названия романа вытекает идея романа относительно семьи: «лад, согласие, единодушие, дружба». Именно в семье видит Толстой основу тех отношений, которые, по мнению писателя, должны быть в обществе.

10) Значение  эпизода. 

      Эта жанровая картина была чрезвычайна важна для Толстого. 1) Эпизод продиктован сюжетной необходимостью и связан с решением проблемы развития событий. Поступок Наташи позволил писателю «устроить» её будущую встречу с кн. Андреем. 2) Ростовы не играют в патриотизм. В их поступке толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой». Бескорыстие  красит семью, их  отношение к раненым собратьям  характеризует лучшие черты русского человека. «Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, ... делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Проблемная  ситуация (индивидуальное сообщение). 

    Работая над романом Толстой использовал художественные произведения, рукописи участников войны 1812 года, труды историков. Но в  данном случае великий реалист нарисовал сцену, руководствуясь исключительно собственной фантазией, счел нужным написать историческую неправду. На раненых не распространялась эвакуация. В Москве, по разным источникам, на милость врага было оставлено от 10 до 23 тысяч раненых участников Бородинского сражения. Для них подвод никто не освободил и не приготовил. Раненых  и больных бросили в городе вместе с полутора сотнями пушек и 75-ю тысячами ружей.

Проблемный вопрос: Чем руководствовался  Л.Н.Толстой, когда писал историческую неправду?

  В классических произведениях ставятся вечные вопросы. Литература дает уроки жизни. Учит разбираться в людях, в человеческих отношениях, помогает отличать добро от зла, правду от  лжи, честь от бесчестия. Как, по Толстому, жить всем людям, народам, человечеству? Прежде всего, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни ради каких целей не отступать от главных общечеловеческих нравственных принципов, не допускать жестокости, бесчеловечности.

11) Художественные особенности эпизода.

а) Мастерство Толстого в передаче «диалектики души». (Любимые толстовские герои всегда в движении. Автор передает игру чувств на их  лицах, движениях, жестах, голосах).

 Работа в группах. Подготовлены таблицы с выписанными из текста словами и выражениями, изображающими  душевную жизнь 1)графа, 2)графини, 3)Наташи, их «диалектику души», перетекания их из одного состояния в другое. Группы меняются своими работами. Обсуждают и подбирают ключевые определения к особенностям характера героя, проявляющиеся в его поступках. Вписывают их  напротив цитат. Готовят единое выступление от группы.

Примеры работ:

1)Наташа: «закричала», «озлобленное лицо», «горло задрожало от судорожных рыданий», «стремительно бросилась», «с изуродованным злобой лицом», «как буря ворвалась», «пристыженное за мать лицо», «в восторженно-счастливом оживлении».

2)Графиня: «покорно-плачевный вид», «заплакала», «недоумевающе и испуганно» смотрела, «взглянула», «увидала», «поняла», «с растерянным видом оглянулась», «оттолкнула дочь и подошла к мужу», «виновато опустила глаза», «рада скрыть на груди мужа», «пристыженное лицо».

3)Граф: «поспешно заговорил», «тихим, таинственным голосом, как будто боясь», «робко сказал»,  «замахал руками», «сердито проговорил», «крикнул», «хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался», «сморщился и заперхал», «закричал», «вышел из комнаты», «стоял у окна... не поворачивая...  лицо», «засопел носом», « счастливые слезы», «обнял жену».

Выступления групп. По ходу выступления, обсуждения  с другими группами записываются определения, из которых  составляется духовный портрет «ростовской породы»:

- милосердие, стремление помочь, чувствовать себя нужным, полезным людям,  человечность, бескорыстие, радушие;

- любовь, ласка, забота, душевная щедрость, чуткость, взаимопонимание,  доверительность;

- естественность, искренность, душевная открытость, эмоциональность, прямодушие;

- народность, русское начало, способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь.

Вывод. Почему семья Ростовых идеал? Чему можно поучиться у Ростовых?

     Ростовы связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями. Умеют жить миром, семьей, а не в раздоре, любят, страдают, больше отдают, чем берут, прощают и чтят тех, кто дал им жизнь. Живут не «наживным».  Тянутся  друг к другу, что отнюдь не во всякой семье бывает. У них счастье настоящей дружбы и любви.

 Комментарий. Война принесет много горя Ростовым: погибнет Петя, граф Ростов не переживет его смерть, графиня от отчаяния заболеет, Наташа потеряет князя Андрея, семья  разорится. Но в эпилоге увидим молодых Ростовых, которые сумели построить свое семейное счастье. Благодаря чему? Благодаря их родителям, которые воспитали детей в любви, привели им чувство долга, чести, достоинства. Поэтому можно сказать, что Ростовы - «идеал семейного бытия, идеал отношений между членами семьи». «Цель супружества – семья» - заветный идеал Толстого.

б) Использование изобразительно – выразительных средств;

Блиц-викторина . Учащийся читает примеры средств выразительности, группы определяют их.

1)«с радостными бледными» лицами, «озлобленное» лицо, «тяжелые, грустные» времена, «судорожные» рыдания (эпитеты);

2) «как буря, ворвалась в комнату» (сравнение);

3) «армия горит духом геройства» (метафора);

4) «подводы съезжали со двора» (олицетворение);

5) «Какое теперь здоровье?», «Воля твоя!», «Тебе что за дело!», «Ах, убирайтесь вы все к черту!», «Нет, маменька, голубушка, это не то» (риторические вопросы, обращения, восклицания);

6)«бросилась по лестнице, ворвалась в комнату»; «приняла покорно-плачевный вид, заплакала»; «это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю!» (градация)

Вывод. Толстой использовал многообразие языковых средств, которые помогают  наиболее точно передать эмоциональное состояние героев, приводят к наглядности и выразительности изображаемых картин.

 12)Проверочная работа. Тест в формате ЕГЭ.

     Показывая бескорыстие и человечность семьи Ростовых, Л.Н.Толстой использует такое синтаксическое средство, как___________________ («По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю!»), и ___________________(«Во дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь...»).

     Ярким примером авторской оценки служит такое лексическое средство, как_____________(«озлобленное лицо», «судорожных рыданий»), и такой вид тропа, как________________ («армия горит духом геройства»).

Список терминов:

1)антонимы;  2) эпитеты;   3)ряды однородных членов;   4)олицетворение;

5) сравнение;   6) метафора;   7)градация;   8)гипербола.

Подведение итогов урока.

   Рассмотренный эпизод – один из ключевых в романе. Являясь частью целого, чрезвычайно важен в общей структуре произведения, так как определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, позволяет говорить  о важнейших идеях, художественных приемах всего романа.

Домашняя работа. Творческая работа, которая может быть написана на материале урока:

А) Предложите свою тему;

Б) Выберите из списка:

       1.Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

       2. «Чистота нравственного чувства» в изображении характера Наташи.

       3. Чем привлекает меня семья Ростовых?

       4. В чем сходство Ростовых?

       5. Ростовы и раненые.

       6. Мастерство Толстого в создании образа...

        7. «Диалектика души» в эпизоде...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему : "Семья Ростовых".

Урок на тему :"Семья Ростовых"....

Роль семьи в организации семейного чтения.

На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, чтобы они выр...

Сценарий урока английского языка в 5 классе по теме "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)"

Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса. Тема урока "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)". УМК К.И. КАУФМАН, М.Ю. КАУФМАН «СЧАСТЛИВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ. РУ»/« HAPPY...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Тема: «Венценосная Семья Романовых - идеал православной семьи» Руководитель: Грачева Октябрина Анатольевна учитель истории

Аннотация     Нас, как представителей молодого поколения России, очень беспокоит одна из самых важных проблем человечества – проблема семьи.     Проведенн...

Характеристика семьи Ростовых. Кластер.

Характеристика семьи Ростовых. Кластер....