урок общеметодологической направленности "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"(мастер-класс для учителей)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Яковлева Татьяна Сергеевна

указаны способы и приемы работы над сжатием текстов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сжатому изложению на экзамене в 9 классе

(мастер-класс по проведению урока общеметодологической направленности)

Цели мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе интерактивного взаимодействия по освоению эффективных развивающих методов работы; передача коллегам личного профессионального опыта

Задачи : 
•создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
•повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
•распространение педагогического опыта;
•внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Сжатое изложение на экзамене в 9 классе является трудным заданием для выполнения, поэтому к нему необходимо готовить тщательно и на протяжении всего девятого класса. Исходя из собственного опыта, я продумала систему подготовки, которую предлагаю вашему вниманию. Занятия проводятся на специально выделенных уроках и во время консультаций. Все занятия  провожу через все типы уроков по ФГОС: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. Проверка и оценка сжатого изложения

 Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

 Приемы компрессии текста. Отработка навыка сжатия текста.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.
Редактирование текста. Сравнение с образцом.

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

Написание сжатых изложений с аудиозаписями  текстов из ОБЗ ФИПИ. Анализ и оценка изложений.

Данная система дает свои результаты, о чем свидетельствует приведенная таблица.

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

2014

2015

2016

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы

2

10

9

16

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему

1

9

9

3

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 
более 1 микротемы

0

4

3

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

8

11

11

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

8

9

7

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

7

1

1

 

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

9

11

7

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

8

8

9

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

6

2

3

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 

7

23

21

19

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей:

•        Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

•        Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.

Вашему вниманию предлагаю урок общеметодологической направленности подготовки к сжатому изложению.

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Оборудование к уроку: презентация ; памятки; таблица инсерта;  текст изложения для сжатия; таблицы для экспертов.

Структура урока :

Этап урока

Возможные приемы

Работа  класса

1.Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

Словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

-Сегодня у нас третий урок по подготовке к сжатому изложению.

Эпиграф урока:

Думай, как хочешь, а говори короче... (В,Галашев)

- Как он выражает смысл нашего урока по подготовке к сжатому изложению?

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

Ассоциативный ряд.

Разные виды мини-опросов. «Лови ошибку.»

Тестирование.

Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Мизансцены.

Дидактические игры.

Инсерт:(заполняется каждым индивидуально)

- Обозначьте в таблице плюсом то, что умеете делать уже по сжатию текстов, и минусом то,что еще необходимо доработать.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Различные виды деловых игр «дерево познаний»

пресс-конференция, проблемный ряд.

- После заполнения таблица у каждого из вас определилась цель сегодняшнего урока.

- Попробуйте её озвучить.

•Ученик фиксирует свою проблему.

•Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

Работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником с использованием заполненной таблицы Инсерта и Памятки «Этапы работы над сжатым изложением»

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

Составление тезисов, таблицы «ЗХУ», составление опорных конспектов,

составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц.

Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

- Я попрошу вас найти себе единомышленников для дальнейшей работы.

(Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов. Но все конкретные задания в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.)

В группах разбирают  примеры на тренировку способов сжатия.

5.Реализация выбранного проекта. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

Задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

Работа с текстом из ОБЗ ФИПИ.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

Построение алгоритмов.

Работа по карточкам.

Исследования или мини-проекты.

«Лови ошибку».

«Реставратор».

«Щадящий опрос».

- Смог ли ты сжать текст, используя известные приемы компрессии?

7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах.

- Предлагаю   проверить полученный в результате групповой работы продукт. (Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.)

Выполненный вариант.

1 абзац

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)

2 абзац
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до войны .Она же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(33 слов)
3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20 )

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку, то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

Инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие «Отсроченная отгадка»,

«Дерево предсказаний», «Шесть шляп»

Прием «Приятно вспомнить!»

-Продолжи фразу: «Приятно вспомнить, что сегодня  на уроке…» (По кругу участники говорят о том, о чем им приятно вспоминать после  проведенного урока.)

Инсерт:

-Вернемся к началу урока. Внесем изменения в заполненную таблицу. Надеюсь, минусов в ней не осталось.

Рефлексия по мастер-классу:

- Поделитесь своим мнением и пожеланиями.

Способы сжатия текста

Исключение

Упрощение:

Обобщение:

Мои

знаки

– повторы
– синонимы
– уточняющие конструкции
– фрагменты предложения, содержащие второстепенную информацию

– слияние неск - ких предложений в одно
– замена сложноподчиненного предложения простым или деепричастным оборотом
– замена прямой речи косвенной
– замена части предложения указательным местоимением

– замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения, определения.( Зачеркните лишнее)

Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

Сократите  предложения.

 Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход

Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок

 Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок.

Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой.

По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

 Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

 В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

Замените сложные предложения предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. 

Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

 Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

 Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

Замените прямую речь косвенной:

«Сударыня, вы подарили им минуты счастья», - ответила горничная на вопрос великой балерины.

Ю.Лотман писал: «Поэтов и писателей всегда волнуют проблемы будущего России».

«Домашнее чтение, - утверждают психологи, - очень сближает семью».

Текст для сжатого изложения

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

На слайд?

Изложите указанную часть текста одним предложением, исключив подробности:

Например:

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.  - Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.

1

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.

2

Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов)

Памятки

Этапы работы над изложением.

1этап – слушание и осмысление

Прослушайте текст. Определите тему.

Выделите главную информацию в тексте.

На сколько  смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?

В каком предложении заключена основная мысль текста?

Определите тип речи и стиль текста.

2 этап – разграничение  главного и второстепенного

Раздели информацию на главную и второстепенную, используя приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, или сверни исходную информацию за счёт обобщения.

3 этап

 - Написание  сжатого  изложения каждой части,

Свяжи их между собой, чтобы получился текст.

4 этап

редактирование написанного  на черновике.

переписывание  начисто, проверка  написанного .

Способы сжатия текста

Исключение

Исключаем  несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. 

Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Обобщение

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: 

вычленить единичные факты;

подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

составить новый текст.

Упрощение

  При УПРОЩЕНИИ необходимо:  

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную.

заменить придаточное обстоятельственное предложение деепричастным оборотом.

Памятки для экспертов

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока общеметодологической направленности

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

•        Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

•        Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

•        Ученик намечает план решения проблемы

4. Реализация построенной стратегии, проекта.

 Ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

5. Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы.

Цель— обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону.

7. Самоконтроль и самооценка.

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Как писать сжатое изложение" (7 класс)

Данная презентация содержит практический материал к уроку по теме "Сжатое изложение".Содержит теоретические сведения по теме и практический материал. Если класс плохо подготовлен, редко пишет подобные...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...