Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 и 6 класса (учебник В.П. Полухина, В.Я. Коровиной и др.)
календарно-тематическое планирование по литературе (5, 6 класс) на тему

Писарева Олеся Олеговна

Данная методическая разработка предназначена для 5 и 6 классов, работающих по УМК под ред. В.Я. Коровиной по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

1

 Введение. Роль книги в жизни человека.

2

 Устное народное творчество. Понятие о фольклоре

3

 Малые жанры фольклора.

4

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

5

Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка».

6

 Поэтика волшебной сказки «Царевна-лягушка».

7

 «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

8

Образ главного героя сказки «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо».

9

Поэтика сказки о животных «Журавль и цапля».

10

Поэтика бытовой сказки «Солдатская шинель».

11

Контрольная работа по теме «Русские народные сказки».

12

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

13

Нравственная оценка поступков героев летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

14

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

15

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру": юмор стихотворения и его нравоучительный характер.

16

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра.

17

Творчество И. А. Крылова. Обличение человеческих пороков в баснях «Свинья под дубом», «Волк и ягненок», «Ворона и Лисица».  

18

Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне».

19

Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни И.А. Крылова». Литературная викторина.

20

Творчество В.А. Жуковского. «Спящая царевна» как литературная сказка.

21

Жанр баллады. Тема благородства и жестокости в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

22

А.С. Пушкин: детство и лицейские годы жизни. Стихотворение «Няне» как лирическое послание.

23

 «Руслан и Людмила» (пролог) А.С. Пушкина как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению.

24

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина: события и герои.

25

 Система образов в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

26

 Истоки сюжета, поэтика «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

27

Контрольная работа по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

28

Художественный мир сказок А.С. Пушкина.

29

Конкурс выразительного чтения сказок А.С. Пушкина. Инсценирование фрагментов сказок.

30

Контрольный  тест  по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

31

 Творчество А.Погорельского. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.  

32

Урок внеклассного чтения. Сказочно-фантастическое и достоверно-реальное в сказке П.П. Ершова «Конёк горбунок».

33

Урок внеклассного чтения. Творчество В.М. Гаршина. Героическое и обыденное в сказке «Attalea Princeps».

34

Творчество М. Ю. Лермонтова. Патриотический пафос стихотворения «Бородино».

35

 «Бородино» М.Ю. Лермонтова: проблематика и поэтика.  

36

Урок внеклассного чтения. «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова как литературная сказка.

37

Творчество Н. В. Гоголя. Поэтизация народной жизни в повести  «Заколдованное место».

38

 Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

39

Урок внеклассного чтения. Изображение конфликта тёмных и светлых сил в повестях Н.В.Гоголя из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

40

Творчество Н.А. Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

41

Тема труда в произведении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Язык стихотворения.

42

Урок внеклассного чтения.  Раздумья Н.А. Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

43

Творчество И.С. Тургенева.  Реальная основа повести «Муму».

44

Образ Герасима в повести И.С. Тургенева «Муму».

45

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по повести «Муму»). Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести.

46

Контрольная работа  по повести И.С.Тургенева «Муму».

47

Творчество А.А. Фета. Картины весенней природы в стихотворении «Весенний дождь».

48

Творчество Л.Н. Толстого. Рассказ «Кавказский пленник» - протест против национальной вражды.

49

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы.

50

Контрольная работа по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

51

Контрольный тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

52

 Творчество А.П. Чехова. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа «Хирургия».

53

«Хирургия» А.П. Чехова как юмористический рассказ.

54

Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте.

55

Творчество Ф.И. Тютчева. Образ родины в пейзажной лирике поэта.

56

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор).

57

Урок – концерт. Русские поэты о Родине и о родной природе

58

Творчество И. А. Бунина. Человек и природа в рассказе «Косцы».

59

Урок внеклассного чтения. Тема исторического прошлого России в рассказе И.А. Бунина «Подснежник».  

60

Творчество В.Г. Короленко. Сюжет и герои повести «В дурном обществе».

61

Сравнительная характеристика персонажей повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

62

«Дурное общество» и «дурные дела» в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

63

Контрольная работа по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

64

Творчество С.А. Есенина. Особенности поэтического языка Есенина.

65

Творчество П.П. Бажова. Реальность и фантастика в сказе «Медной горы Хозяйка»

66

Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

67

Творчество К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы сказки «Тёплый хлеб».

68

Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Язык произведения.

69

Природа и человек в сказке К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

70

Творчество С.Я. Маршака. Герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

71

Народная основа пьесы-сказки С.Я Маршака «Двенадцать месяцев».

72

Контрольная работа по пьесе-сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев».

73

Творчество А.П. Платонова. Душевный мир главного героя рассказа «Никита».

74

Быль и фантастика в рассказе А.П.  Платонова «Никита».

75

Творчество В.П. Астафьева. Образ главного героя в рассказе «Васюткино озеро».

76

Становление характера главного героя в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

77

Подготовка к сочинению «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

78

Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

79

Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.).

80

Образ родины в стихотворениях о природе Д. Кедрина «Алёнушка», А. Прокофьева «Алёнушка», Н. Рубцова «Родная деревня».

81

Творчество К.М. Симонова. Дети и война в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете».

82

Творчество А.Т. Твардовского. Дети и война в стихотворении «Рассказ танкиста».

83

Творчество Саши Чёрного. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник».

84

Юмор и его роль в рассказе Саши Чёрного «Игорь-Робинзон».

85

Песня «Рыба-кит» Ю.Ч. Кима как юмористическое произведение.

86

Творчество Р.Л. Стивенсона. Драматический характер баллады «Вересковый мед».

87

Творчество Д. Дефо. Необычайные приключения героя романа «Робинзон Крузо».

88

Образ главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

89

Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

90

Творчество Г.Х. Андерсена. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева».

91

«Снежная королева» Г.Х. Андерсена - сказка о великой силе любви.

92

Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»: Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внешней и внутренней.

93

Сказки Х.К. Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.

94

Контрольная работа по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

95

Творчество М. Твена. Сюжет и герои романа «Приключения Тома Сойера».

96

Неповторимый мир детства в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

97

«Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

98

Контрольная работа по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера».

99

Творчество Д. Лондона. Нравственное взросление героя «Сказания о Кише».

100

Творчество Ж. Санд. Спор героев о прекрасном в сказке-аллегории «О чем говорят цветы».

101

Итоговое контрольное тестирование по изученному материалу за курс 5 класса.

102

Анализ итогового контрольного тестирования за курс 5 класса.

103

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии».

104

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» (продолжение).

105

Подведение итогов учебного года. Задания для летнего чтения.



Предварительный просмотр:

№ урока п/п

Тема урока

Дата

Домашнее

задание

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Художественное произведение. Содержание и форма.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)

Обрядовый фольклор.

Пословицы и поговорки. Загадки.

Контрольная работа по теме «Устное народное   творчество».

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

 «Повесть временных лет» - первая русская летопись. Исторические события и вымысел.

 Отражение народных идеалов в «Сказании о белгородском киселе».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)

Иван Иванович Дмитриев

Русская басня. Творчество И.И.Дмитриева. Осуждение лени и хвастовства в басне «Муха».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (50 ч + 1 ч вн. чт.)

Иван Андреевич Крылов

Творчество И.А. Крылова. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи.

Басни И.А. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

Контрольная работа по теме «Осуждение человеческих пороков в баснях И.А. Крылова».

Александр Сергеевич Пушкин  

 Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина. А.С. Пушкина.

Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».

 Тема жизненного пути в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Двусложные размеры стиха.

Практическая работа «Двусложные размеры стиха».

О создании повести А.С. Пушкина «Дубровский». Историко-культурный контекст времени.

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности.

Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Образ  Владимира Дубровского как «благородного разбойника».

Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Авторское отношение к героям в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Развязка повести А.С. Пушкина «Дубровский». Подготовка к сочинению.

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - первое законченное произведение А.С. Пушкина.

Урок внеклассного чтения. Сюжет и герои повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка». Мир русской усадьбы.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Творчество М.Ю. Лермонтова. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком...»

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

Контрольная работа по теме «Мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова».

Иван Сергеевич Тургенев

Творчество И.С. Тургенева. Духовный мир крестьянских детей рассказе «Бежин луг».

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».

Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Проектная работа. Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева).

Федор Иванович Тютчев

Творчество Ф. И. Тютчева.

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...»

Афанасий Афанасьевич Фет

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...»

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета

Николай Алексеевич Некрасов

Творчество Н.А. Некрасова. Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога».

Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова. Роль пейзажа.

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Трехсложные размеры стиха.

Практическая работа «Трехсложные размеры стиха».

Тестирование по творчеству М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Николай Семенович Лесков

Творчество Н. С. Лескова. Изображение русского характера в сказе Н.С. Лескова «Левша».

Власть и народ в сказе Н.С. Лескова «Левша».

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе «Левша» Н. С. Лескова

Сказовая форма повествования. Подготовка к сочинению по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Сочинение по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Антон Павлович Чехов

Творчество А.П. Чехова. Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч)

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...» и А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Проектная работа. Составление электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах русских художников и романсах русских композиторов».

Контрольная работа по стихотворениям поэтов XIX в. и теории литературы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч)

Александр Иванович Куприн

Творчество А.И. Куприна. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Тема служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Андрей Платоновнч Платонов

Творчество А.П. Платонова. История создания сказки-были «Неизвестный цветок».

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

 Александр Степанович Грин

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса».

Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса» А.С. Грина.

Отношение автора к героям повести «Алые паруса».

Произведения о Великой Отечественной войне

Чувство сострадания и любви к народу в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Любовь к Родине в годы военных испытаний в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые».

Виктор Петрович Астафьев

Творчество В.П. Астафьева. Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Валентин Григорьевич Распутин

Творчество В.Г. Распутина. Уроки доброты от писателя.

Отражение трудностей военного времени в повести «Уроки французского» В.Г. Распутина.

 Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Родная природа в русской поэзии XX века

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине  в стихотворении А.А. Блока. «Летний: вечер», «О, как безумно за окном...».

«Врачующая сила природы» в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя в стихотворении А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.

Писатели улыбаются

В.М. Шукшин

Творчество В.М. Шукшина. Особенности шукшинских героев — «чудиков».

Образ «странного героя» в рассказах В.М. Шукшина «Чудик» и «Критики».

Фазиль Искандер

Творчество Ф. Искандера. Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Герой-повествователь в рассказе ФА. Искандера «Тринадцатый подвит Геракла».

Контрольная работа по изученным произведениям В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф. Искандера.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Любовь к малой родине и своему родному краю в стихотворении «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.  Тема бессмертия народа в стихотворениях «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ…».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10 ч. + 2 ч. вн. чт.)

Мифы Древней Греции

Понятие о мифологии и мифе.

Мифы  Древней Греции.

 «Подвиги Геракла» (в переложении Н Куна).

Геродот

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

Гомер

«Илиада» Гомера как эпическая поэма.

«Одиссея» Гомера как эпическая поэма.

Мигель де Сервантес Сааведра

Урок внеклассного чтения. Проблема истинных и ложных идеалов в романе М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

 «Дон Кихот» М.де Сервантес Сааведра - пародия на рыцарские романы.

Фридрих Шиллер

Рыцарская баллада Ф. Шиллера «Перчатка».

Проспер Мериме

Романтизм и реализм в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Антуан де Сент-Экзюпери

Урок внеклассного чтения. «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери как философская сказка и мудрая притча.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ ЗА ГОД (3 ч)

Итоговый контрольный тест за курс 6 класса.

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном тесте за курс 6 класса.

Подведение итогов. Рекомендации на лето.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику Полухиной В.П., Коровиной В.Я. и др.

Содержание рабочей программы:Раздел I. Пояснительная записка.Раздел II. Учебно-тематическое планирование.Раздел III.Тематическое планирование учебного материала.Раздел IV.Требования к знаниям, у...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно -тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (учебник В.И. Сахарова, С.А.Зинина)

Календарно -тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (учебник В.И. Сахарова, С.А.Зинина). Составлено в соответствии с Программой по литературе для 10 - 11 классов. Авторы -с оставители ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...